Москва. 17 сентября. FINMARKET.RU - Настоящая революция происходит почти незаметно: правительство и Кремль уже решили, что без масштабных инфраструктурных проектов стране не жить, и теперь ищут деньги на их реализацию. Чиновникам нужны так называемые "длинные деньги" - средства, которые можно вложить сегодня, не ожидая, что проинвестированные проекты окупятся через три года или даже десять лет. В бюджете таких денег нет: жесткое бюджетное правило не дает воможности инвестировать большие деньги, пока не будет заполнен Резервный фонд. Средства надо искать где-то в другом месте.
Важная работа была поручена Министерству экономического развития, которое две недели назад доложило правительству о результатах своих изысканий. "Финмаркету" удалось ознакомиться с копией доклада, подписанного заместителем министра Сергеем Беляковым. Чиновники под его руководством нашли около трех триллионов рублей и предложили правительству около полусотни проектов, на реализацию которых стоит потратить эти деньги.
В ход пойдет почти половина пенсионных накоплений работающих россиян и жилищных накоплений военнослужащих - это около 1,5 трлн руб. - а также средства из резервов страховых компаний, деньги АСВ и, разумеется, капитал "Внешэкономбанка".
Кроме проектов масштабной реконструкции железных дорог, строительства платных и грандиозных по размаху бесплатных автомагистралей в списке Минэкономразвития есть морские порты, объединенный московский авиаузел, рыбокомбинат, логистические центры, новые угольные месторождения, деревоперерабатывающий комбинат и даже международный курорт под Хабаровском. Всего на общую сумму 9,6 трлн руб. до 2020 года.
Поскрести по сусекам
К потенциальным источникам длинных инвестиций чиновники Минэкономразвития относят:
- пенсионные накопления ПФР во "Внешэкономбанке" - 1441 млрд руб. (на конец первого полугодия 2012 года);
- деньги будущих пенсионеров в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и управляющих компаниях (УК) - 537 млрд руб. (на апрель 2012);
- резервные фонды НПФ и УК - 717 млрд руб. (на апрель 2012);
- средства Внешэкономбанка как института развития - 270 млрд руб.
- резервы страховых компаний - 500 млрд руб.;
- деньги Агентства по страхованию вкладов - 165 млрд руб.;
- накопительно-ипотечные средства военнослужащих - 82 млрд руб.
Главный источник "длинных"денег на дорогие стройки - пенсионные накопления
Главный источник "длинных" денег - пенсионные накопления. В этой связи Беляков счел необходимым еще раз отметить важность сохранения накопительной части пенсий, которые соирается отменить или реформировать Минтруда.
В 2013-2015 годах на инфраструктурные проекты предлагается бросить не все "найденные" средства, а только 40% - около 1,5 трлн руб.
Масштабно потратиться
- Больше всего должен получить "Газпром": в его трехлетней инвестиционной программе нашлись проекты на 3 трлн руб, из которых 700 млрд - заемные. Из конкретных проектов газового монополиста в докладе Белякова указан морской порт по перевалке сжиженного газа на Ямале стоимостью 55,8 млрд, на который от государства требуется 36,4 млрд руб.
- Вдвое меньше требуется на строительство и реконструкцию автодорог - 1,6 трлн руб., из них 350 млрд - заемные. Деньги предлагается вложить в десять участков платных магистралей. Самые дорогие: ЦКАД в Подмосковье (I, III и IV очереди за 152 млрд руб.) и трасса Москва-Санкт-Петербург (кредитная потребность в 150 млрд). Платные участки также будут на трассе "Дон" и на М-7 "Волга" в обход Балашихи и Ногинска.
- Предполагается также проект строительства трассы "Вилюй" - от Усть-Кута на Транссибе до Якутска через город Мирный, протяженностью свыше 3 тыс. км. Она уже строится: в этом году проложили 5 км, в следующем планируют проложить еще 8 км. Половину средств на нее - 57,5 млрд руб. дают "Газпром", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Алроса". Столько же денег в болотах Восточной Сибири ждут от пенсионеров. В мост через Обь в районе Салехарда предлагается инвестировать 26 млрд "длинных" рублей.
- Третьим по аппетитам идет ОАО "РЖД". Его инвестиционная программа втрое скромнее газпромовской, но зато доля заемных средств выше, чем у автодорожников - 385 млрд руб. В основном железнодорожники предлагают увеличивать пропускную способность существующих линий. 6 млрд руб. они просят на строительство моста через Амур в Китай в Еврейской АО.
- В реконструкцию Московского авиационного узла, включающего аэропорты Шереметьево, Внуково и Домодедово, предлагается инвестировать 84 млрд или треть от необходимых на это средств. Остальные деньги будут искать после того как будет создана единая госкомпания по управлению наземной инфраструктурой этих аэропортов.
- Есть в списке несколько морских портов. Особенно активно свои проекты продвигает Краснодарский край - Новороссийск, Тамань, Кавказ. Кроме того, сотни миллиардов рублей предлагается вложить в реконструкцию и расширение мощностей портов Мурманска, Находки, Посьета, Ростова-на-Дону, Усть-Луги, Балтийска.
- Пенсионерам предлагают ждать прибыль от рыбокомбината в Усть-Луге, Свияжского (это в Татарстане) и Дмитровского (в Подмосковье) логистических центров, от разработки новых угольных месторождений на Чукотке и в Магаданской области, деревообрабатывающего комбината на Сахалине. Хотя Минэнерго в установленный срок список своих проектов не представило, отмечает Беляков, в списке есть Ерковецкая ТЭС в Амурской области "для широкомасштабного экспорта электроэнергии в Китай".
- И наконец, 20,5 млрд рублей предлагается вложить в "туристско-рекреационную зону международного значения" на острове Большой Уссурийский близ Хабаровска. Эту территорию предлагается развивать "в интересах России и Китая" (между которыми остров поделен в 2004 году) как особую экономическую зону.
Ожидаемая прибыль
"Одним из главных условий выделений денег на проекты является их экономическая эффективность. Проект должен быть не только окупаемым, но и приносить прибыль, которая может обеспечить прибавку к будущей пенсии нынешним работникам. В Минэкономразвития признают, что оценка эффективности представленных проектов пока не проводилась.
По железнодорожным проектам в докладе Белякова есть оговорка о том, что даже для достижения их окупаемости "на горизонте 20 лет" требуется субсидировать из госбюджета "разницу между фактическим значением инфляции и льготной ставкой 5% годовых".
Сергей Смирнов, завкафедрой управления рисками и страхования ВШЭ
"Вложения в подобные проекты по определению являются рискованными. Но ответственность по обязательствам по инфраструктурным облигациям несет эмитент, в нашем случае это будет государство. Выгода же вложений в инфраструктуру для него очевидна: нормальные дороги способствуют оживлению экономики, повышают ее эффективность, что в итоге увеличивает налоговую базу и отдачу в бюджет. Строительство транспортной инфраструктуры имеет для нашей страны и военно-стратегическое значение. Главное не переборщить, не брать слишком много обязательств, по которым государство потом не сможет отвечать".
Александр Осин, главный экономист компании "Финам Менеджмент"
"Если Россия вступает в ВТО, ОЭСР, АТЕС, происходит снижение таможенных барьеров и сокращаются риски инвестиций в страну. Было бы стратегически важным существование транзитных транспортных маршрутов через нашу территорию. Это могло бы для нас быть не менее важным, чем нефть. Вслед за транспортными коридорами будут складываться производственные цепочки. Это должно позиционироваться как магистральная идея развития страны.
До сих пор деньги у нас вкладывались в расчете на то, что будет расти потребление на базе увеличения потребительского кредитования. Для роста такой экономики есть предел. Нужны другие идеи, которые дают деньги в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных и инвестиционных шоков. В США инфраструктурные облигации имеют отрицательную доходность. И спрос есть на эти защищенные от инфляции инструменты.
Приход государства с большими деньгами способен привлечь в инфраструктурные проекты деньги коммерческих инвесторов. В чистое поле инвестор не пойдет. А гарантии государства многого стоят".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.