
"АльфаСтрахование" производит выплаты в связи с авиакатастрофой Embraer AZAL под Актау - компания
Компания "АльфаСтрахование" произвела полную выплату страхового возмещения по авиакаско в связи с катастрофой Embraer авиакомпании AZAL под Актау, сообщил "Интерфаксу" заместитель гендиректора компании по авиационному и космическому страхованию Илья Кабачник. Также компания уже производит выплаты за ущерб пассажирам.
"Потерпевший крушение вблизи казахстанского Актау Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), а также ответственность перевозчика перед пассажирами были застрахованы в "АльфаСтраховании", - сказал он. - Основная часть риска была перестрахована в "Российской национальной перестраховочной компании" (РНПК). Выплата за самолет в размере полной страховой суммы была произведена в феврале".
При этом размер выплаты по авиакаско он не раскрыл. Кабачник пояснил, почему страховщику не потребовалось дожидаться результатов завершения официального расследования авиапроисшествия.
"Хотя расследование катастрофы продолжается, у нас достаточно информации для организации выплат. Для нас как для страховщика важен факт гибели самолета, который не вызывает сомнений. Поскольку риски войны и терроризма также были застрахованы, авиакомпания получает возмещение в любом случае", - сказал он.
Расчет ущерба пассажирам и страховые выплаты по страхованию ответственности перевозчика пострадавшим и их законным представителям компания "АльфаСтрахование" (MOEX: ALFS) "начала производить в январе этого года, они продолжаются", сообщили "Интерфаксу" в компании.
Относительно положения договора страхования ответственности авиаперевозчика по линии страхования ущерба третьим лицам Кабачник сказал: "Нам неизвестно о предъявлении каких-либо претензий, связанных с ущербом на земле, мы не ожидаем таких претензий. Если же они возникнут, будем в установленном порядке работать с ними вместе с авиакомпанией".
ВЫПЛАТЫ ПАССАЖИРАМ В 2 ЭТАПА
Федеральный закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (N67-ФЗ, ОСГОП) действует в РФ с 1 января 2013 года. Им предусмотрена выплата страхового возмещения пострадавшим пассажирам на различных видах транспорта. Лимиты выплат за ущерб жизни и здоровью по этому закону определены в 2 млн рублей, сами выплаты могут быстро производиться на основании представленного пакета документов.
Однако большинство российских авиакомпаний заключают договоры добровольного страхования ответственности с более высокими страховыми лимитами, ориентируясь на международное законодательство, регулирующее авиаперевозки.
Заместитель гендиректора компании по авиационному и космическому страхованию компании "АльфаСтрахование" отметил: "В случае с рейсом Баку-Грозный AZAL перевозка пассажиров регулируется международной Монреальской конвенцией 1999 года, участниками которой являются и Азербайджан, и Россия. Поскольку договор, заключенный между "АльфаСтрахованием" и AZAL, покрывает риски при выполнении рейсов в Россию, то предусмотрены также выплаты в соответствии с российским законом об ОСГОП N67-ФЗ".
Таким образом, выплаты пассажирам пройдут в 2 этапа по этому страховому событию.
"Пострадавшие, в том числе родственники погибших, независимо от их гражданства, получают по упрощенной процедуре компенсацию, предусмотренную этим российским законом, - пояснил Кабачник. - А затем страховщиком выполняется расчет полной суммы ущерба и размера выплат - с учетом лимитов конвенции".
Монреальская конвенция 1999 года не содержит прямых положений, связанных со страхованием, но она уточняет порядок ответственности авиаперевозчиков и побуждает их добровольно приобретать страховую защиту на рынке.
Положения Монреальской конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок определяют, что в случае ущерба пассажирам перевозчик независимо от наличия своей вины несет ответственность в пределах определенного лимита. По состоянию на конец 2024 года лимит составлял 128 тыс. 821 SDR на одного пассажира (изначально определенная конвенцией в 1999 году сумма равнялась 100 тыс. SDR, она регулярно индексируется).
Возмещение в пределах этого лимита выплачивается в размере доказанного ущерба. Если размер доказанного ущерба выше лимита, то Монреальская конвенция предусматривает право пострадавших и их законных представителей предъявить требование к перевозчику на возмещение в полном объеме. Но перевозчик может быть освобожден от ответственности в этой части, если докажет, что вред не был причинен в результате каких-либо нарушений с его стороны.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ
Катастрофа с Embraer авиакомпании AZAL, который следовал из Баку в Грозный, произошла 25 декабря 2024 года. В Актау самолет направился после двух неудачных попыток совершить посадку в Грозном. Не долетев до казахстанского аэропорта около 5 км, он потерпел крушение. На борту самолета находились 67 человек (42 гражданина Азербайджана, 16 - России, 6 - Казахстана, 3 - Киргизии), 38 из них погибли.
Согласно предварительному отчету о расследовании катастрофы, опубликованному Минтрансом Казахстана, до столкновения с землей самолет AZAL был поврежден "внешними объектами", следствием этого стала потеря гидравлической жидкости/давления. В отчете при этом не содержится выводов и не отражено, что казахская сторона идентифицировала обнаруженные в корпусе Embraer посторонние предметы, заявляли в Росавиации.
Самолет был поврежден в районе Грозного, в неуправляемое состояние он был приведен средствами радиоэлектронной борьбы, заявлял до этого глава Азербайджана Ильхам Алиев. В то время, когда лайнер AZAL пытался зайти на посадку в Грозном, этот город, а также Моздок и Владикавказ "атаковали украинские боевые беспилотные летательные аппараты, и российские средства ПВО отражали эти нападения", заявляли, в свою очередь, в Кремле. Президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с Алиевым принес свои извинения в связи с тем, что "трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России".









