Комитет Госдумы рекомендовал к I чтению поправки в закон об ОСГОП о запуске 10-дневных полисов
Комитет по финансовому рынку Госдумы РФ рекомендовал к первому чтению поправки в закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП), которые предусматривают появление краткосрочных полисов ОСГОП с минимальным сроком действия 10 дней. Такое решение было принято в ходе заседания комитета в среду.
Предполагается, что законопроект (N753324-8) с изменениями в закон об ОСГОП может быть рассмотрен депутатами Госдумы в I чтении на пленарном заседании 11 февраля.
Законопроектом, подготовленным главой комитета по финрынку Госдумы РФ Анатолием Аксаковым и членом этого комитета, депутатом Николаем Цедом, предусматриваются более гибкие по сравнению с действующими условия заключения договоров ОСГОП.
В настоящее время по закону об ОСГОП договоры заключаются на 1 год, инициатива законодателей отвечает запросам пассажирских перевозчиков такси, которые используют этот вид деятельности не на постоянной основе - в качестве подработки.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, "предусмотрена возможность заключения краткосрочных договоров ОСГОП со сроком действия от 10 дней. Законопроект направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на развитие инструментов занятости населения".
"Анализ правоприменительной практики показал, что в ряде случаев лицам, осуществляющим перевозки легковым такси, интересны сокращенные сроки действия договоров ОСГОП", - говорится в пояснительной записке.
"В случае принятия данного законопроекта Госдумой в I чтении, на этапе его подготовки ко II чтению может потребоваться ряд корректировок, - пояснил "Интерфаксу" источник на страховом рынке. - В том числе касающихся сроков вступления изменений в силу (отсрочка вступления на 6 месяцев или более), минимальных сроков действия самих коротких полисов ОСГОП, некоторых других технических моментов".
По его словам, в ходе обсуждения законопроекта на заседании комитета глава департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов говорил о необходимости отсрочки вступления поправок в силу с учетом подготовки соответствующих нормактов ЦБ и доработки IT-системы по договорам ОСГОП. В свою очередь президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Евгений Уфимцев, а также член комитета по финрынку Вячеслав Макаров отметили необходимость упрощения порядка внесения изменений в реестр такси по согласованию с Минтрансом РФ.
Закон об ОСГОП распространяется на перевозки пассажиров такси с 1 сентября 2024 года. Согласно закону о такси, с этой даты все перевозчики легковым такси обязаны заключить договоры ОСГОП и в течение 60 дней представить информацию о заключенных договорах регуляторам отрасли.
"Непредставление указанной информации влечет за собой приостановление или аннулирование действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси", - приводят пояснения авторы законопроекта. "Принятие предложенного законопроекта с поправками в закон об ОСГОП не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета", - говорится в пояснительной записке к нему.
По просьбе представителей отрасли перевозчиков такси в прошлом году поправками в закон об ОСАГО были введены краткосрочные полисы ОСАГО. Такие краткосрочные полисы появилась возможность оформлять сроком действия от 1 дня до 3 месяцев. Для гармонизации договоров ОСАГО и ОСГОП по срокам и в связи с запросами перевозчиков такси депутаты разработали данный законопроект о коротких полисах ОСГОП, Банк России поддержал эту инициативу. Предварительные обсуждения темы со страховщиками ответственности и регуляторами показали, что оптимальным для таких полисов признан срок не менее 10 дней.
Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" действует в РФ с 1 января 2013 года. Согласно этому закону, пассажиры, пострадавшие на общественном транспорте, имеют право на страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу.
Размер возмещения за вред здоровью рассчитывается в соответствии с таблицей выплат, утвержденной постановлением правительства РФ N1164, и зависит от вида, локализации и тяжести травмы. За несколько травм разной локализации страховая выплата суммируется в пределах 2 млн рублей.
С 1 января 2025 года федеральный закон об ОСГОП начал работать на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей.