.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Страховщики автокаско в числе лидеров в 2024г, но допускают стагнацию бизнеса в 2025г
.
 
 
 
 
10 декабря 2024 года 12:53

Страховщики автокаско в числе лидеров в 2024г, но допускают стагнацию бизнеса в 2025г

Российские страховщики автокаско ожидают роста совокупных премий по итогам 2024 года примерно на уровне 20% к уровню 2023 года, сегмент остается одним из драйверов всего страхового рынка. Общие выплаты по полисам каско от квартала к кварталу в этом году рывками догоняют темпы сборов, но не дотянутся. К концу года показатель окажется на уровне 17%, показал опрос "Интерфакса" участников рынка автокаско. В 2025 году сборы по автокаско продолжат рост, но уже темпами вдвое ниже, с учетом ожидаемой инфляции они могут означать стагнацию. В следующем году продолжатся тренды расширения продаж договоров каско с ограниченным покрытием, доступных по цене, но скупых в отношении выплат, старения национального автопарка, торможения автокредита. Решающее значение для развития автокаско будут иметь внешние факторы - уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, стабильность в логистике поставок в РФ новых автомобилей и автозапчастей для восстановительного авторемонта.

БУРНЫЙ РОСТ КАСКО-УБЫТОЧНОСТИ В III КВАРТАЛЕ 2024 года

По итогам 2024 года, согласно прогнозу Всероссийского союза автостраховщиков (ВСС), рост объема премий в целом по сегменту автокаско превысит 20%. ВСС также прогнозирует увеличение выплат по автокаско к концу этого года на 17% - до 150 млрд рублей.

Прирост премий в этом году связан как с инфляционной составляющей, влияющей на страховые суммы и страховые выплаты, так и с ростом количества договоров мини-каско и распространением программ страхования подержанных автомобилей, сообщили "Интерфаксу" в союзе.

Согласно опубликованной в пятницу статистике Банка России, по договорам автокаско за 9 месяцев 2024 года динамика показателя выплат еще опережала динамику показателя сборов. Так, общие сборы страховщиков автокаско за 9 месяцев текущего года увеличились на 22,7% к уровню аналогичного периода 2023 года и составили 234,1 млрд рублей. Совокупные выплаты прибавили 23,4% и оказались на уровне 115,7 млрд рублей.

Количество заключенных договоров по программам каско существенно увеличилось - на 22,2% - до 7,5 млн за 9 месяцев этого года.

Уровень выплат по договорам автокаско за 9 месяцев 2024 года оставался спокойным - чуть снизился к уровню аналогичного периода 2023 года и составил 49,4% против 49,2% за тот же период 2023 года.

При этом ЦБ в "Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков" за III квартал 2024 года сообщает об ускорении темпов прироста взносов по страхованию автокаско до 23,3%, объем сборов составил 89 млрд рублей, более половины взносов обеспечили физические лица. Число договоров, заключенных с ними, выросло более чем на 200 тыс. - до 2 млн. Это объясняется увеличением продаж новых автомобилей, на которые, как правило, оформляется страхование автокаско, отмечает ЦБ.

Но каско-выплаты в III квартале 2024 года вдруг выросли слишком резво. По данным ЦБ, прирост выплат за этот период по договорам каско достиг рекордных 35,2% к уровню аналогичного периода предшествующего года. "Увеличению объемов выплат способствовал рост стоимости ремонта на фоне подорожания автозапчастей и увеличения числа заключенных ранее договоров", - сообщает ЦБ в обзоре. Этот разгон показателя унимали автостраховщики в IV квартале.

"Основными факторами, влияющими на объем выплат в 2024 году, оказались сложности с доступностью запчастей и динамика роста их стоимости. Увеличение доли автомобилей китайского производства не снизило остроту проблемы сроков ремонта, поскольку сложности с наличием необходимых комплектующих присутствуют и в этом сегменте рынка", - сообщил агентству президент ВСС Евгений Уфимцев.

В компании "Росгосстрах" также одной из причин повышенной динамики выплат в автокаско в 2024 году считают "особенности покупки запчастей для автомобилей из Китая, набравших популярность в последние годы". Страховщик исходит из того, что "проблемы с закупками решатся в течение ближайших 1-2 лет, тогда рост показателя выплат в целом будет сопоставим с уровнем инфляции".

Рост продаж новых автомобилей (добавивший рост премиям каско) был особенно заметен до осени в этом году, спрос автовладельцев был спровоцирован ожиданием автомобилистами страны повышения ставки утилизационного сбора и дальнейшего повышения ставки рефинансирования ЦБ, за которой следуют вверх ставки по автокредитам коммерческих банков, делая займы менее доступными.

Продажи новых автомобилей в III квартале 2024 года, по данным ЦБ, "выросли почти на 38% к аналогичному периоду 2023 года", при этом объем выданных автокредитов "увеличился более чем на 60%, также выросли объемы автолизинга". Торможение темпов авткредита пошло с октября.

Росту числа договоров автокаско, отмечается в обзоре регулятора, также "способствует спрос на страхование подержанных автомобилей в связи с увеличением стоимости транспортных средств и восстановительного ремонта".

Рост количества договоров каско повлиял на повышение показателя средней премии за III квартал этого года, отмечает ЦБ в обзоре. Однако из-за расширяющейся группы договоров с усеченным каско-покрытием (что отвечает целям удешевления полисов каско для клиентов) показатель средней премии оказался значительно ниже, чем, к примеру, несколько лет назад.

По данным ЦБ, "средняя страховая премия по договорам автокаско, заключенным с физическими лицами в III квартале 2024 года, выросла до 23,6 тыс. рублей - это максимальное значение за последние 2 года". Вместе с тем она оказалась примерно в 2 раза ниже максимальных значений за историю квартальных наблюдений за 9 лет, когда показатель составлял 45 тыс. рублей (в I квартале 2016 года).

С ростом спроса и доли договоров с усеченным покрытием, с минимальным набором рисков по каско (например, проданных как дополнение к полисам ОСАГО) возникает "проблема корректности статданных", обратил внимание генеральный директор АО "Национальная страховая информационная система" ("НСИС") Николай Галушин.

По его мнению, вывод напрашивается следующий: в перспективе вся статистика по добровольному страхованию автотранспорта "должна быть использована в разбивке на полное каско и миникаско. Но официальная статистика Банка России этого не предполагает. Выборку можно получить по заказу в "НСИС" с делением договоров страхования по цене страхования. Общая же статистика ЦБ будет говорить о стремительном росте количества полисов каско".

ТЕМПЫ РОСТА СБОРОВ У ИГРОКОВ СИЛЬНО ОТЛИЧАЛИСЬ

Сборы по автокаско за 9 месяцев лидера рынка каско - СК "Ингосстрах" - выросли практически вместе с рынком - на 21,4% к уровню того же периода прошлого года, по данным ЦБ. Положительная динамика показателя была обусловлена увеличением количества договоров и средней премии на фоне роста страховых сумм, сообщили агентству в компании. Выплаты страховщика росли темпами ниже средних по рынку - на 13,4% за тот же период. В компании ожидают, что "в 2025 году тренд на рост выплат сохранится, как минимум, пропорционально инфляционному росту".

В группе 10 лидеров по сборам в автокаско по итогам 9 месяцев, согласно данным ЦБ, прирост показателя сборов был у всех участников, хотя и различался по уровню. Так, компания "АльфаСтрахование" увеличила премии на 31,3%, "СОГАЗ" - на 25,1%, "Ренессанс страхование" - на 29,4%, "Согласие" - на 34,8%, ВСК - на 26,8%, "РЕСО-Гарантия" - на 11,6%, "Росгосстрах" - на 7,6%.

Рост премий по автокаско за 10 месяцев в компании "Совкомбанк страхование" составил более 50%, по году ожидается такой же прирост с показателем 12,7 млрд рублей. "Ежемесячный прирост числа заключенных договоров каско в компании составляет 10%, начиная с июля 2024 года", - пояснили в компании.

В то же время СК "Сбербанк страхование" увеличила сборы по каско за 9 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44% - до 3,9 млрд рублей (13-е место по показателю сборов в автокаско за 9 месяцев этого года - ИФ), сообщил руководитель центра стратегического анализа "Сбербанк страхования" Владислав Чезганов.

"Рост бизнеса связан с увеличением количества заключённых договоров на 34% за 9 месяцев с начала 2024 года. Мы ожидаем, что по итогам 2024 года рост премий по каско составит почти 50% - до 5,4 млрд рублей. При этом доля "Сбербанк страхования" на рынке каско увеличится на 0,3 п.п. - до 1,7%", - прогнозирует он.

ПРОГНОЗЫ АВТОСТРАХОВЩИКОВ НА 2025 ГОД

Сегмент автокаско в 2025 году продолжит рост, считает президент ВСС Евгений Уфимцев: "Увеличению сборов будут способствовать те же факторы, что и в 2024 году, при этом сдерживающее влияние может оказать возможное охлаждение в сегменте автокредитования".

При позитивном сценарии в 2025 году, по его словам, "сохранится рост продаж новых автомобилей и рост количества договоров в сегменте подержанных автомобилей, улучшится ситуация с доступностью запчастей". Негативный сценарий "связан с ростом убыточности из-за увеличения затрат на восстановление автомобилей, а также c недовольством клиентов сроками и качеством ремонта. В части ценового диапазона и содержания программ страхования адаптация рынка происходит довольно быстро", - сказал агентству Уфимцев.

Динамика рынка автокаско напрямую связана с развитием рынка автомобилей, на который сегодня и в 2025 году будут оказывать влияние несколько негативных факторов, среди которых высокая инфляция, рост цен на новые автомобили, рост ключевой ставки, повышение утильсбора, и как следствие, снижение доступности автокредитов, отсутствие официальных продаж глобальных брендов, отмечают в СК "Совкомбанк страхование". При этом есть и аспекты, которые могут так или иначе нивелировать негативные тренды, удержать рынок автострахования от серьезного спада. К ним "можно отнести развитие производственных мощностей на территории РФ (отечественные авто, китайские бренды), значительный рост доходов определенных категорий населения, маркетинговая активность автопроизводителей и дилеров", полагают в компании.

В среднем страховщик ожидает в 2025 году роста сегмента автокаско на уровне 6-7% по премиям, при этом больший спрос прогнозируется в сегменте автомобилей с пробегом, приводят данные в "Совкомбанк страховании".

Согласно прогнозам "Росгосстраха", по итогам 2024 года рост премий в сегменте автокаско опередит динамику увеличения премий в других сегментах страхового рынка. Совокупные премии могут достичь 326,5 млрд рублей к концу года (+21,8% по сравнению с 2023 годом). В 2025 году показатель может увеличиться до 364,6 млрд рублей, полагает руководитель Центра аналитики ПАО СК "Росгосстрах" Дмитрий Ларин.

Инфляция, безусловно, является большим компонентом текущего роста премий, полагает он. Однако стоит учитывать и другие факторы - такие, как рост конкуренции на рынке автострахования, повышение интереса к подержанным авто и доступность запчастей. Рост количества договоров каско "во многом связан с повышенным интересом страховщиков к продуктам мини-каско, зачастую с сомнительной ценностью для потребителя. По этой причине маловероятно, что высокие темпы сохранятся в долгосрочной перспективе", сказал Ларин агентству.

По его словам, в рамках положительного прогноза на 2025 год остаются "сохранение или стабилизация ситуации с инфляцией, устойчивость каналов поставок автомобилей и запчастей к ним, отсутствие глобальных потрясений и ряд других". "Наши прогнозы во многом основаны именно на таком сценарии. Однако нарушение даже одного из этих условий может привести к удорожанию автомобилей, а соответственно, и каско", - полагает представитель "Росгосстраха".

ВНЕ ОБЛАСТИ ПРОГНОЗОВ

Самые главные опасения страховщиков каско на период 2025 года связаны с факторами вне области прогнозов, на которые они влиять не могут. Такие опасения, к примеру, у "Ингосстраха" связаны в первую очередь "со стагнацией рынка рынка автокаско на фоне повышения утилизационного сбора, роста цен, и как следствие, падения количества сделок". I квартал 2025 года покажет, как проявится совокупность этих факторов, полагают в компании. Второй определяющий негативный фактор - "это ставка рефинансирования, которая значительно ограничивает возможности кредитования. У клиентов формируется отложенный спрос, но он не может быть удовлетворен в текущей ситуации, и потенциальные покупатели делают выбор в пользу депозитов".

Как и другие участники рынка, "Ингосстрах" внимательно следит за ситуацией на рынке автокредитов, от которых весь рынок автострахования сильно зависит. "При низкой ключевой ставке до 60-70% договоров страхования на новые ТС заключаются одновременно с кредитованием. На сегодняшний день эта доля упала до уровня менее 10%. Подобное развитие событий может означать, что прогнозы продаж новых транспортных средств в следующем году могут пойти по негативному сценарию, что окажет существенное влияние на рынок автострахования", - сообщили в компании агентству.

В свою очередь вице-президент "Ренессанс страхования" Сергей Демидов допускает также, что "снижение объемов автокредитования может стать проблемой для рынка", в частности, из-за того, что "проникновение каско традиционно самое высокое в сегменте новых авто". Но он смотрит оптимистичнее на ситуацию, поскольку, по его словам, "маркетинговые кампании производителей и дилеров частично компенсируют этот фактор".

Следствием роста ключевой ставки, по его мнению, станет снижение доли автомобилей, купленных в кредит, а также рост доли продаж новых авто за наличный расчёт. "Вероятно появление каких-то новых схем по приобретению автомобилей: рассрочка, выкуп, обмен. Для страховых компаний, возможно, это потребует перенастройки каналов продаж с учетом новых способов приобретения автомобилей", - не исключает Демидов. Премии по каско в 2025 году, по его оценке, будут зависеть и от размера ключевой ставки ЦБ. Ожидаемый рост премий по договорам автокаско составит 10% в 2025 году.

По официальным прогнозам ЦБ РФ, "ключевая ставка в базовом сценарии будет находиться в пределах 17-20%, именно 2025 год в долгосрочной стратегии ЦБ выглядит переломным с точки зрения динамики ключевой ставки и инфляции", напомнил руководитель дирекции развития страхования и экономического анализа СК "МАКС" Александр Бакаев. "Что это может означать для рынка каско? Увеличение доли полисов, заключенных по программам с применением франшизы или с ограниченным покрытием перечня рисков (тоталь / хищение), которые являются более оптимальным решением для клиента по соотношению "страховое покрытие/стоимость полиса", - добавил он.

По прогнозу компании "Зетта страхование", в позитивном сценарии компании на 2025 год "количество полисов каско вырастет минимально - примерно на 6%. В негативном сценарии можно ожидать сокращения продаж классического каско за счет снижения темпов продаж новых автомобилей. Однако это снижение компенсируется за счет "урезанных" полисов каско, которые продаются как дополнение к ОСАГО".

"Повышение утильсбора, общий уровень инфляции, в том числе на запчасти, а также высокая ключевая ставка не только удорожают новые автомобили и делают покупки в кредит менее доступными, но также и увеличивают стоимость классического каско", - делают вывод в СК "Зетта страхование".

В компании "РЕСО-Гарантия" обратили внимание на то, что в 2025 году "удержание низких тарифов будет затруднительным из-за инфляции и удорожания запчастей, вызванного ослаблением рубля".

"Срок владения машиной растёт", это следствие высокой ключевой ставки ЦБ и всего, что с этим связано, обращают внимание в "Сбербанк страховании". При этом "спрос на каско в б/у сегменте ниже, чем на автомобили в возрасте до 3 лет, что на фоне горизонта планирования в 2 года может оказать негативный эффект на рынок каско".

О нарастающем тренде старения национального автопарка говорит и глава "НСИС" Галушин на основании предварительного и выборочного анализа данных статистики АИС страхования. Этот фактор способен в перспективе радикально негативно влиять на все параметры сегмента автокаско, считает он.

Вместе с тем глава "НСИС" видит хорошую новость в отсутствии угрозы резкого роста убыточности в автокаско в следующем году. "Возможно, за счет ценовой конкуренции будет происходить незначительный рост убыточности, но серьезных изменений в показателе убыточности не произойдет, - полагает Галушин. - Значительная девальвация национальной валюты, рост стоимости запчастей, удлинение цепочек поставок - все вместе приведет к росту периодов ремонта транспортных средств после ДТП в следующем году. А распространение новых коробочных продуктов (мини-каско) может привести к нехорошему перетоку клиентов из сегмента полного каско в другой, более дешевый сегмент".

Как показал опрос "Интерфакса", прогнозные ожидания каско-страховщиков на итоги 2024 года достаточно оптимистичны. В прогнозах на 2025 год участники рынка более сдержанны, они ожидают снижения уровня рыночных сборов в сегменте автокаско в 2 и более раза к уровню 2024 года. Если этот прогноз сбудется, то с учетом инфляции объем премий просто сохранится в следующем году в объемах 2024 года, что будет близко к стагнации. При этом борьба страховщиков за удержание рыночных позиций, за привлечение платежеспособных клиентов и контроль за безубыточностью портфеля только ужесточится.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
28 декабря 2024 года 14:04
Российские страховщики определили результаты 2024 года как хорошие. Общие премии получились рекордными - с ростом на 47% к уровню 2023 года, до 3,4 трлн рублей, чистая прибыль составила 350 млрд руб. Активность предложений и обновление страховых программ были беспрецедентно высокими, конкуренция...    читать дальше
.
26 декабря 2024 года 16:15
Договоры страхования на территории новых субъектов РФ могут оформить порядка 30 страховых компаний, говорится в материалах Минфина РФ. Законы об обязательном страховании ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц начнут действовать на территориях...    читать дальше
.
20 декабря 2024 года 18:15
Страховщики ОСАГО заранее начали процесс заключения договоров ОСАГО на новых присоединенных территориях РФ, в преддверии вступления в полную силу на этих территориях всех положений закона об ОСАГО с 1 января 2025, сообщил президент трех страховых союзов - Всероссийского союза страховщиков (ВСС),...    читать дальше
.
17 декабря 2024 года 12:43
Полисы нового для страхового рынка РФ вида бизнеса - долевого страхования жизни (ДСЖ) - страховщики по закону имеют право продавать с 1 января 2025 года. Однако зимний старт 2025 года невозможен до выхода документов и решений регулятора о порядке введения налоговых льгот для приобретателей...    читать дальше
.
12 декабря 2024 года 18:45
Госдума на заседании в четверг приняла закон о повышении штрафов водителям за повторно выявленную езду без полисов ОСАГО до 3-5 тыс. рублей. Принятый закон (ФЗ N728324-8) вступает в силу с 1 января 2025 года. Эти изменения были приняты в составе пакета других изменений в Кодекс об...    читать дальше
.
06 декабря 2024 года 18:41
Сборы страховщиков увеличились почти на 46%, выплаты выросли на 35% за 9 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным Банка России. Показатель общих премий достиг 2,41 трлн рублей за 9 месяцев текущего года. Выплаты за этот период превысили 1 трлн...    читать дальше
.
04 декабря 2024 года 20:05
Доля застрахованных на условиях господдержки посевов в РФ в настоящее время составляет 15% в общем объеме посевных площадей и достигнет 17,3% по итогам 2024 года, сообщила журналистам первый заместитель министра сельского хозяйства Елена Фастова. Согласно сделанным год назад прогнозам ведомства,...    читать дальше
.
26 ноября 2024 года 19:02
Госдума на заседании во вторник приняла в I чтении законопроект (N728324-8), предусматривающий повышение ответственности автовладельцев за несоблюдение закона об ОСАГО, штрафы за повторно выявленные нарушения участия в движении на дорогах РФ без полисов "автогражданки" для водителей составят от 3...    читать дальше
.
25 ноября 2024 года 18:09
Великобритания ввела санкции против двух крупных российских страховщиков. С 25 ноября в санкционном списке находятся ВСК и "АльфаСтрахование" (MOEX: ALFS), сообщило британское правительство. "АльфаСтрахование" с декабря прошлого года находится под блокирующими санкциями Евросоюза, ВСК до сих...    читать дальше
.
20 ноября 2024 года 18:47
Комитет Госдумы по финансовому рынку в среду рекомендовал к рассмотрению во II чтении поправки в закон об ОСАГО о расширении действия российского полиса ОСАГО на территорию Белоруссии, о создании единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.