За первые 3 дня действия закона об ОСГОП для такси заключено 9 тыс. договоров со средней стоимостью 3-3,5 тыс. руб
За первые 3 дня действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) для такси было заключено 9 тыс. договоров со средней стоимостью в диапазоне 3-3,5 тыс. рублей за годовой полис, такие данные привел в ходе пресс-конференции в среду президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО), Российского союза автостраховщиков (РСА), Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев.
Он напомнил, что положения закона об ОСГОП распространяются на пассажирские перевозки такси в РФ с 1 сентября 2024 года. "Кроме увеличения лимита выплат за ущерб жизни и здоровью закон об ОСГОП в 4 раза по сравнению с лимитами в законе об ОСАГО увеличивает лимиты выплат за ущерб жизни и здоровью людей. Кроме того, договор ОСГОП для такси предусматривает значительное расширение перечня рисков по сравнению с полисом ОСАГО, которые могут реализоваться во время движения автомобиля такси и по которым должны производится выплаты", сказал Уфимцев.
В настоящее время "ведется активная работа страховщиками ответственности по согласованию договоров, подключилась к этой работе компания "Яндекс", представители сообщества перевозчиков вместе со страховщиками и НССО обсуждают вопросы реализации вариантов оформления правильной работы по ОСГОП", продолжил он.
Тарифы в ОСГОП регулируются по закону Банком России, максимальная планка цены годового полиса для перевозчиков такси установлена на уровне 5,4 тыс. рублей, минимальная - на уровне 1,3 тыс. рублей.
Согласно экспертной оценке, приведенной в ходе пресс-конференции председателем Союза пользователей цифровых платформ "Цифровой мир" Валерием Корнеевым, средняя стоимость 1 поездки в РФ для пассажира такси для городов-миллионников составляет 700 рублей, для регионов ее величина порядка 300 рублей.
Со своей стороны заместитель директора департамента ВСС Михаил Порватов привел расчеты НССО, которые показывают: "Финансовая нагрузка на такси в связи с заключением договора ОСГОП составит 1 рубль в расчете на 1 поездку, что не может обременить бизнес".
Как отметил Уфимцев, в принципе улучшается ситуация с заключением договоров по другому виду страхования ответственности - по ОСАГО для такси. Среднее количество договоров, которые заключаются в отношении такси, достигает 27 тыс. в месяц. При этом средняя премия снижается.
"На начало этого года она составляла 26 тыс. рублей по договорам ОСАГО для такси, сейчас показатель снизился до 24,9 тыс. рублей", - привел он данные.
Средняя стоимость краткосрочного полиса ОСАГО, приобретаемого для такси на 1-2 дня, составляет 134 рубля, сказал он.
"Согласно статистике РСА, 75% договоров ОСАГО для такси перестраховывается в специальном перестраховочном пуле ОСАГО, куда попадают наиболее убыточные договоры. Такими образом, убытки по договорам водителей такси перераспределяются между автостраховщиками", - привел данные Порватов. (Убыточность по договорам ОСАГО для такси выше средней по рынку ОСАГО более чем в 6 раз, согласно данным ЦБ - ИФ).
В ходе обсуждения на пресс-конференции представители сообщества автомобилистов ставили вопрос о возможности в перспективе запуска полисов ОСГОП для такси на более короткие сроки, как это сегодня предусмотрено для ОСАГО. Однако, как пояснил Уфимцев, такое решение потребует изменений, выходящих за рамки сферы регулирования страхования.
Также представители сообщества отмечали как несправедливый подход, согласно которому пассажир такси теперь защищен лимитом по договору ОСГОП в 2 млн рублей, а сам водитель лимитом по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО в 500 тыс. рублей, хотя все они могут стать участниками одного дорожного происшествия. (При этом в случае страхового события пассажир получит выплату по закону об ОСГОП вместо выплаты по закону об ОСАГО - ИФ). Они выступили за обязательное повышение лимитов страховой защиты для водителей такси.
"Сегодня расширить лимит водитель может в добровольном порядке по программе страхования от несчастного случая, - прокомментировал "Интерфаксу" предложения сообщества такси эксперт страхового рынка. - Закон об ОСГОП в первую очередь направлен на защиту пассажиров; водитель такси, как и все остальные водители, имеющие полисы ОСАГО в стране, застрахованы на 500 тыс. рублей".
Он напомнил, что "вопрос о повышении этого лимита по выплатам за ущерб жизни и здоровью в ОСАГО до 2 млн рублей поднимался неоднократно, но пока законодательные изменения в закон об ОСАГО такого рода не вносились, несмотря на полное согласие всех регуляторов и депутатов по вопросу о необходимости принятия таких поправок. Сдерживающим фактором здесь по-прежнему остается неизбежный рост тарифов в ОСАГО после принятия таких изменений".
С 1 января 2013 года в РФ действует федеральный закон (N67-ФЗ), согласно которому все пассажиры, пострадавшие на общественном транспорте, имеют право на страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Выплаты по договору ОСГОП за вред жизни пассажира по закону определены в размере 2 млн 25 тыс. рублей, выплаты за вред здоровью пассажира - в пределах лимита 2 млн рублей, они производятся в зависимости от тяжести полученных травм, рассчитываются по специальной таблице, утвержденной постановлением правительства РФ. Выплаты за несколько травм суммируются. Лимит возмещения за вред имуществу пассажира установлен законом об ОСГОП в пределах 23 тыс. рублей, выплаты производятся с учетом степени повреждения имущества пассажира.
У перевозчиков, получивших разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси до 1 сентября 2024 года, по закону есть 60 дней, начиная с этой даты, на заключение договора ОСГОП и представление информации о нем в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Отсутствие у перевозчика договора ОСГОП и данных о договоре в региональном реестре перевозчиков легковым такси будет рассматриваться как нарушение. "Действие разрешения на перевозку легковым такси будет приостановлено, а через 30 дней - аннулировано", - пояснял ранее Всероссийский союз страховщиков в распространенном сообщении.
Агрегаторы могут выступать как агенты - организаторы страхования по договору ОСГОП. При этом владельцы автомобилей - индивидуальные предприниматели, которые используют транспорт для перевозок такси и внесены в официальный реестр, могут самостоятельно заключать договоры ОСГОП в выбранной страховой компании.
Осуществление перевозок пассажиров легковым такси без наличия полиса влечет приостановление разрешения на осуществление профессиональной деятельности и наложение административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей.