Страховщики начали заключать договоры ОСГОП для такси с началом действия 1 сентября - ВСС
Российские страховщики готовы заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности пассажирских перевозчиков (ОСГОП) для такси, которые начнут действовать по закону с 1 сентября 2024 года, сообщает Всероссийский союз страховщиков (ВСС).
С этой даты вступают в силу поправки к закону об ОСГОП, которые распространяют требования страхования ответственности этого закона также на перевозчиков такси.
Как уточнили в ВСС, у перевозчиков, получивших разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси до 1 сентября 2024 года, "есть 60 дней, начиная с 1 сентября 2024 года, на заключение договора ОСГОП и представления информации о нем в орган исполнительной власти субъекта РФ".
Отсутствие у перевозчика договора ОСГОП и данных о договоре в региональном реестре перевозчиков легковым такси будет рассматриваться как нарушение. "Действие разрешения на перевозку легковым такси будет приостановлено, а через 30 дней - аннулировано", - приводятся пояснения в сообщении союза.
Президент Всероссийского союза страховщиков и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Евгений Уфимцев сообщил "Интерфаксу", что "страховщики ответственности уже сейчас могут заключать договоры ОСГОП с перевозчиками такси в РФ, включенными в специальный реестр таких перевозчиков. Полисы начнут действовать с 1 сентября этого года".
По словам Уфимцева, в настоящее время страховщики ответственности "консультируют будущих клиентов о порядке заключения договора и о его действии". Пока информация о том, с какими страховыми компаниями планируют заключать договоры ОСГОП крупнейшие агрегаторы такси, не раскрывалась, сказал Уфимцев агентству.
В ВСС "Интерфаксу" пояснили, что "агрегаторы могут выступать как агенты - организаторы страхования по договору ОСГОП. При этом владельцы автомобилей - индивидуальные предприниматели, которые используют транспорт для перевозок такси и внесены в официальный реестр, могут самостоятельно заключать договоры ОСГОП в выбранной страховой компании".
Этот договор будет внесен в информационную базу, которую по закону формирует НССО. "Договор можно заключить прямо сейчас, он начнет действовать с 1 сентября этого года", - уточнили в союзе.
Согласно вступающим в силу изменениям в закон об ОСГОП, в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров такси страховое возмещение будет выплачиваться из лимита не 500 тыс. рублей, как по ОСАГО, а из расчета 2 млн рублей, на общих основаниях, действующих для закона об ОСГОП.
В настоящее время сегмент такси остается существенно аварийным, отмечают в союзе. Так, по данным Банка России, в разрезе статистики по ОСАГО частота страховых случаев по полисам такси по итогам 2023 года в 6,6 раза выше, чем по полисам ОСАГО для других легковых машин.
Обязанность оформления договора ОСГОП для такси и сам полис "станут важными инструментами защиты пассажиров такси, позволят значительно улучшить их финансовую защиту в случае причинения вреда их жизни или здоровью", убежден Уфимцев.
Он напомнил агентству о начавшейся не так давно практике добровольного страхования ответственности перевозчиков такси перед пассажирами в расширенном формате, которая была начата агрегаторами такси в РФ.
Президент ВСС убежден, что "такая практика не смогла бы создать надежную основу для страховой защиты пассажиров такси по всей стране". Добровольный договор страхования "может не быть продлен после его истечения, пассажир об этом знать о не будет". Кроме того, "если такой договор заключается агрегатором, то в случае ухода агрегатора с рынка могут возникнуть проблемы с договором".
Вместе с тем стоимость договора ОСГОП для такси, по оценке Уфимцева, будет чуть ли не на порядок ниже стоимости договора ОСАГО для такси. Таким образом, страховщики не ожидают, что цена страхования может стать "фактором существенной финансовой нагрузки для бизнеса перевозчиков такси", сказал глава ВСС.
Он отметил, что страховое покрытие по ОСГОП - единое, тарифы устанавливаются ЦБ в пределах тарифного коридора. Границы стоимости полиса ОСГОП для такси рассчитаны по установленному Банком России тарифу и будут составлять от 1,3 тыс. до 5,4 тыс. рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика. На фоне дохода водителя такси, который может составлять около 260 тыс. рублей в месяц, согласно публичным исследованиям, полис на год по цене около 3 тыс. рублей не будет являться нагрузкой.
"Согласно предварительным расчетам ВCC, новый вид страхования обойдется пассажиру в 52 копейки на каждую поездку, а стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца такси перед пассажирами составит в среднем около 2,5-3,5 тыс. рублей в год", - продолжил Уфимцев.
О запуске заключения договоров ОСГОП для такси в режиме онлайн сообщил в среду "Ингосстрах" (MOEX: INGS).
"Осуществление перевозок пассажиров легковым такси без наличия полиса влечет приостановление разрешения на осуществление профессиональной деятельности и наложение административного штрафа", - напомнила начальник управления страхования транспортных операторов "Ингосстраха" Мария Мартынова.
Размер штрафа для должностных лиц составляет от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей.
С 1 января 2013 года в РФ действует федеральный закон №67-ФЗ, согласно которому все пассажиры, пострадавшие на общественном транспорте, имеют право на страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.