Страховщики ожидают роста в РФ доли электромобилей в парке новых авто на 5-25% за 5 лет с учетом господдержки
Российские автостраховщики начали страховать по программам каско электромобили. Доля таких машин и договоров каско в портфелях СК минимальна, но она неуклонно растет. Полис каско электромобилей имеет особенности, не хватает статистики аварийности, показал опрос "Интерфакса", проведенный среди ведущих автостраховщиков. Цены на электрокары и полисы каско для них значительно дороже, чем на авто, которые работают на традиционном топливе. Страховщики углубляют экспертизу и рассчитывают на увеличение доли электромобилей в общероссийском парке новых проданных машин в широком диапазоне - от 5% до 25% - на горизонте 5 лет. Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) отмечают, что популярность электрокаров в стране будет напрямую зависеть от политики государства и мер стимулирования владельцев электромобилей.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ И ОПАСЕНИЯ
Рост числа обращений российских автовладельцев с просьбой о страховании по программе автокаско отмечают все опрошенные "Интерфаксом" ведущие автостраховщики.
"За последние два года доля электромобилей существенно росла, и этот тренд будет продолжаться", - сообщила начальник управления добровольного розничного автострахования "Росгосстраха" (MOEX: RGSS) Елена Федорова. По ее оценке, "через 5 лет доля электрокаров достигнет 25% среди новых автомобилей". "Текущие продукты большинства страховых компаний не учитывают особенности таких машин, - отметила Федорова.- Поэтому мы прорабатываем отдельную продуктовую линейку для электромобилей".
Директор департамента продаж розничного бизнеса "Ингосстраха" (MOEX: INGS) Денис Морозов привел экспертную оценку, согласно которой доля электромобилей по итогам следующего года увеличится на треть.
Старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования СК "РЕСО-Гарантия" Павел Яковлев полагает, что "в целом эта ниша активно развивается и в перспективе ближайших лет может составить до 5-7%, но это только крупные города".
Яковлев обратил внимание на то, что, "помимо полноценных электромобилей, сейчас очень много продается гибридов, колеса которых приводятся в действие за счет электромоторов, то есть у них тоже есть батарея, при этом дополнительно установлен еще бензиновый двигатель, который заряжает батарею". "Эта связка выглядит более перспективной на нашем рынке, поскольку такие машины удобнее эксплуатировать. С такими гибридами доля электрических автомобилей может быть существенно выше. Они есть в разном ценовом сегменте. Андеррайтинг на них аналогичен другим транспортным средствам", - отметил он.
Директор по развитию бизнеса группы компаний "Зетта Страхование" Виктор Плетников считает, что "доля электромобилей среди новых автомобилей сейчас низкая". "По нашему мнению, ожидать ее существенного роста не стоит. Причины - в российском климате и проживании основной массы населения в городах, где невозможно обеспечить зарядную инфраструктуру. Стоимость полиса на электромобиль обычно выше, чем цена для автомобиля аналогичного класса с двигателем внутреннего сгорания. Эта дельта примерно пропорциональна разнице в стоимости самих автомобилей", - пояснил он.
Президент ВСС Евгений Уфимцев сообщил "Интерфаксу", что "рост популярности в РФ электромобилей в настоящее время напрямую связан с политикой государства, с планами улучшения экологии крупных городов, с уменьшением выбросов и уровня загрязнения воздуха". Эта политика определила меры поддержки для приобретателей электрокаров, в том числе меры регионального характера, например, в Москве. В основном покупатели электромобилей - жители крупных городов.
"Если бы таких мер поддержки не было, не рос бы спрос на электромобили в РФ. Да, электромобили дороже, но автовладельцы при этом учитывают экономию при эксплуатации электрокара. К примеру, в Москве в числе преимуществ - бесплатные парковки, бесплатная заправка электромобилей. К мерам стимулирования также следует отнести бесплатный (или по сниженным тарифам) проезд по платным трассам", - сказал Уфимцев.
Однако преимущества эксплуатации в больших городах электромобилей зачастую нивелируются опасениями автовладельцев "быть запертым в черте города", добавил он. Водитель не исключает проблем при организации дальних поездок за город или между городами из-за сложностей с заправкой и дефицитом станций. "Вместе с тем, вполне разумно для семьи, живущей в крупном мегаполисе, имеющей более одного автомобиля, выбрать одного кандидата - из семьи электрокаров", - допустил президент ВСС.
УЯЗВИМОСТИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ
Глава ВСС считает, что "российским автостраховщикам не хватает статистики по группе электромобилей для полноценного андеррайтинга", вместе с тем особенности при оценки рисков здесь есть.
Так, опрошенные агентством автостраховщики обращают внимание на то, что оценка кузовных повреждений не отличается по группе электромобилей и авто с традиционными двигателями, зато повреждение аккумуляторной батареи сразу может сулить тотальный ущерб, гибель машины.
"Опыт Китая показывает, что в автопарке страны значительна доля экологичных электромобилей. Страховщики этой страны прекрасно справляются с их защитой, мы тоже справимся", - заявил генеральный директор СК "АльфаСтрахование" (MOEX: ALFS) Владимир Скворцов.
У страховщиков сейчас "мало статистики по обращениям от владельцев электромобилей из-за невысокой распространенности этого вида транспорта в России", считает директор проектов каско СК "Сбербанк Страхование" Павел Бородин. Использовать зарубежную статистику, по его мнению, нельзя, так как "велика разница в условиях эксплуатации автомобиля".
"Поэтому андеррайтинг в этой нише достаточно консервативен, - сказал Бородин. - В то же время портфель договоров электрокаров растёт. По мере накопления собственных статистических данных будут корректироваться тарифы и меняться политика андеррайтинга".
Морозов из "Ингосстраха" обратил внимание: "Полис каско в основном покрывает повреждения кузовных элементов и угона. Эти кузовные элементы не имеют серьезных различий - что у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, что у электромобилей. Проблема только одна: возможное повреждение аккумуляторной батареи при ДТП гарантировано приводит к урегулированию убытка на условиях полной гибели. Однако в силу отсутствия пока еще полноценной многолетней статистики оценить влияние фактора невозможно".
Вице-президент по автострахованию СК "Ренессанс страхование" (MOEX: RENI) Сергей Демидов считает, что "основная особенность страхования каско в этой группе - включение в специальную программу каско для электрокаров специфических рисков, таких как повреждение аккумулятора или неограниченное число эвакуаций, в том числе в случае разрядки батареи. Стоимость каско аналогична авто подобного класса с двигателями внутреннего сгорания".
В свою очередь директор департамента андеррайтинга автострахования СК "АльфаСтрахование" Илья Григорьев отметил, что "количество электромобилей удваивается каждые два месяца".
"Их доля однозначно будет расти, особенно в крупных городах. В других регионах мы также ожидаем роста их популярности по мере развития инфраструктуры зарядных станций. Средний тариф на электромобили и традиционные автомобили принципиально не отличается. Оценка ущерба может быть затруднена за счёт того, что данные автомобили, за некоторым исключением, не представлены официально на территории нашей страны. Вследствие этого могут возникать сложности как с технологией ремонта, так и с оценкой его стоимости", - предположил Григорьев.
При этом он оценивает сегмент электромобилей как "перспективный для рынка, компетенции станций в ремонте и обслуживании таких автомобилей будут расти с увеличением их количества".
По оценке президента ВСС Уфимцева, "прогноз ВСС по приросту числа электромобилей в РФ скорее консервативный".
"В значительной степени результаты будут зависеть от сохранения и расширения мер региональной и государственной поддержки в перспективе. Спрос, конечно, будет по-прежнему сконцентрирован в крупных городах - там, где есть инфраструктура заправочных станций, она должна расширяться по мере роста числа электромобилей в эксплуатации, чтобы автовладельцы не стояли в очередях на заправку авто", - пояснил глава ВСС.
Кроме того, было бы целесообразно при разработке проектов строительства федеральных трасс учитывать специальные возможности для водителей электромобилей, считает Уфимцев: "Чтобы владелец электрокара точно знал - он сможет добраться без проблем на своем электромобиле, к примеру, из Москвы до Санкт-Петербурга, Казани или до Нижнего Новгорода".
Президент ВСС считает положительными, но косвенными стимулирующими факторами опыт китайских автопроизводителей и страховщиков в создании электромобилей и их страховании, а также растущий в целом спрос в РФ на приобретение транспортных средств из Китая. Главным фактором, определяющим будущее спроса на электромобили в РФ, остается "политика государства по стимулированию развития экологического транспорта в стране", убежден глава ВСС.
РЫНОК ЭЛЕКТРОКАРОВ В РФ
Рынок легковых электромобилей в России пока остаётся крайне небольшим, но вместе с тем последние годы интенсивно растёт.
Минпромторг РФ сообщал со ссылкой на данные АО "Паспорт промышленный консалтинг" (совместное предприятие агентства "Автостат" и системы электронных ПТС), что за 2023 год в стране было около 14,9 тыс. электрокаров - в 3,9 раза больше по сравнению с 2022 годом. Пятая часть этого объема была изготовлена в РФ против 11% в позапрошлом году. Основным российским производителем стал липецкий "Моторинвест", выпускающий электрокары Evolute на базе технологий китайского концерна Dongfeng. За 2023 год компания продала в РФ чуть более 2 тыс. машин бренда.
Рынок электромобилей с пробегом, по подсчётам "Автостата", в 2023 году вырос на 20%, до 10,4 тыс. единиц.
В целом в России за 2023 год было продано чуть более 1 млн новых легковых автомобилей всех типов двигателей (+69% г/г) и 5,7 млн легковых машин с пробегом (+17%).
В Китае, как ранее сообщали СМИ со ссылкой на министерство общественной безопасности КНР, по итогам 2023 года количество автотранспортных средств достигло 435 млн, из которых 336 млн - это легковые автомобили, в том числе 20,41 млн электромобилей.