Служба финуполномоченного направила 40 заявлений правоохранителям по случаям с признаками мошенничества
Служба финуполномоченного направила 40 заявлений в правоохранительные органы по случаям с признаками мошенничества, сообщила финуполномоченный Светлана Максимова на конференции по вопросам противодействия страховому мошенничеству во вторник.
Она определила несколько типов нарушений, которые потенциально наносят ущерб службе, один из них связан со скрытой цессией. Заявления службы находятся на разных стадиях рассмотрения, "общий ущерб мы по таким случаям сейчас оценивается в 149,5 млн рублей - это те деньги, которые бюджет службы недополучил".
"То, что приносит нам материальный ущерб - это скрытая цессия. Напомню, что у нас три группы потребителей имеют право обратиться в службу - непосредственно сам потребитель, его законный представитель, например, когда речь идет об обращении от имени несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного лица. Для этих групп при любом исходе обращение к финуполнмоченному бесплатное. И третья группа - это те лица, которые выбрали себе профессию посредника", - пояснила Максимова.
"Обращения цессионариев в службу платные - это 15 тыс. рублей. Признаки, которые говорят о таком скрытом представительстве, прежде всего, конечно, одни и те же адреса, одни и те же координаты, которые указываются в качестве почтового адреса для связи с заявителем, некоторые адреса мы уже просто наизусть знаем", - продолжила она.
В качестве примера скрытого мошенничества Максимова привела случай в Красноярском крае, когда в службу обращалось юрлицо с годовой выручкой 500 тыс. рублей (по данным ФНС) и одним человеком в штате. При этом страховых выплат, в том числе через службу финуполномоченного, было получено на имя генерального директора этой компании почти по 400 обращениям на общую сумму почти 6 млн рублей.
Репутационный ущерб, по словам Максимовой, наносят другие ситуации, они связаны с тем, что люди, которые "притворяются представителями службы", звонят заявителям, представляются сотрудниками службы, демонстрируют, что знают о поданном заявлении и споре, предлагают для успешного рассмотрения "немножко им заплатить". "Понятно, что это репутационный риск", - подчеркнула Максимова.
Еще одна проблема - предъявление фальшивого удостоверения финансового уполномоченного, которое имеет статус судебного исполнительного листа. "Тут как раз взаимодействие у нас достаточно хорошо налажено и с финансовыми организациями, и со службой судебных приставов, есть даже законченные уголовные дела по таким случаям", - продолжила Максимова.
Финуполномоченный также сообщила в ходе конференции, что включение цифровых сервисов в практику урегулирования убытков и расширение возможностей для потребителей также влияет на поведение недобросовестных лиц и методы их работы. Согласно закону, финуполномоченному заявление подается потребителями в электронном виде или пересылается почтой. После появления на портале Госуслуг возможности обращения к финуполномоченному поменялась структура обращений в службу граждан.
"Статистика, которую я приведу, говорит сама за себя. В электронной форме в 2019 году, когда мы начали работать, поступало почти 77% обращений потребителей, в 2020 году - 80% обращений, в 2021 году - почти 73%. Потом мы привязываем электронный кабинет к Госуслугам, где проводится идентификация пользователя, тут же цифра обращений через электронный кабинет падает до 55,9%, остальные заявления направляются почтой. В этом году за 10 месяцев 53% потребителей обращается к нам в электронной форме. То есть почти 47% обращений идет по почте", - сказала Максимова.
По данным службы, первое место по количеству разного рода нарушений среди регионов занимает Марий Эл, на втором месте Кемеровская область, затем Нижегородская, Волгоградская области и Башкортостан. Максимова напомнила, что в задачи службы финуполномоченного не входит борьба с мошенничеством, однако служба готова взаимодействовать со страховщиками и обмениваться важной информацией, для этого необходимо определить содержание и форматы подобного обмена данными.