РСА поддержал идею создания в РФ стандартов ремонта сложных агрегатов и узлов для автотранспорта - Уфимцев
Российские страховщики поддержали идею создания в РФ системы стандартов и требований к производственным площадкам, осуществляющим ремонт сложных агрегатов и узлов для автомобильного транспорта, сообщил "Интерфаксу" президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, комментируя итоги совещания, организованного на этой неделе комитетом Госдумы по финансовому рынку с представителями ЦБ, Союза транспортников России и РСА.
Совещание было посвящено вопросам формирования государственной системы требований к ремонтным организациям, ответственным за восстановление наиболее сложных агрегатов и узлов для автотранспорта.
Председатель думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков по итогам совещания написал в телеграм-канале: "Обсудили организацию промышленного восстановления отработавших компонентов транспортных средств и возможности их использования при проведении восстановительного ремонта автомобиля. Из-за санкций эта проблема особенно актуальна. Требуется изменение законодательства и нормативных документов, поэтому приняли решение направить запрос от профильных комитетов Государственной Думы в правительство и Банк России".
Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года была принята в конце прошлого года, поручение о разработке такой стратегии дал президент РФ правительству летом 2022 года. Одним из положений стратегии предусмотрено создание производственной системы восстановительного ремонта на автотранспорте. В настоящее время в фокусе внимания отрасли - создание в РФ мощностей по выпуску новых автомобилей и запчастей к ним. В то же время в эксплуатации находится большой автопарк с определенным уровнем износа узлов/агрегатов и сроком ремонтного ресурса, многие автомобили, включая грузовики и автобусы, укомплектованы импортными запчастями.
Автопредприятиям предстоит решать вопросы ремонта транспорта, в том числе грузового, пассажирского, легкового. В ходе совещания на этой неделе обсуждались перспективы создания единой системы требований к ремонту по узкой категории наиболее сложных узлов и агрегатов автомобилей. Речь шла о создании сети ремонтных производств, работающих по определенным стандартам. Для автостраховщиков, отвечающих за организацию ремонта по программам автокаско, вопросы качественного восстановления транспорта после страхового события, безусловно, также важны, сообщил Уфимцев.
"Речь идет о возможном создании в стране системы, в чем-то похожей на систему организации техосмотра (ТО), только в сфере авторемонта сложных компонентов", - пояснил Уфимцев. Он напомнил, что в сегменте техосмотра автотранспорта в настоящее время установлены требования к аккредитации СТОА в качестве оператора ТО, есть система отбора, введены требования к оборудованию для проверки автомобилей и даже к помещениям, где проводится ТО, к квалификации специалистов, к контролю за прохождением процедуры ТО, к документам, подтверждающим проведение проверки, к информации, попадающей в единую базу ГИБДД.
По мнению Уфимцева, формирование сети ремонтных предприятий, отвечающих повышенным требованиям, не означает концентрацию значительных объемов ремонтных работ на каких-то крупных предприятиях. "При соответствии установленным государством и отраслевыми регуляторами требованиям к таким работам могли бы быть допущены предприятия малого и среднего бизнеса", - считает он.
Из очевидных преимуществ использования б/у агрегатов и узлов при условии гарантии их качества и качества ремонта глава РСА назвал следующие: сокращение затрат на ремонт, смягчение проблем, связанных с дефицитом конкретных компонентов (например, коробок передач, двигателей), сокращение периода ожидания таких узлов и агрегатов в ходе ремонта.
"Обсуждение темы только началось, - отметил Уфимцев. - Для реализации подобных планов потребуется принять целый ряд решений на государственном уровне, возможно, понадобится внесение изменений в законодательство, создание нормативной базы под эти решения, потребуется разработать и утвердить ряд стандартов, создать систему контроля и подтверждения качества ремонта (не обязательно через сертификацию)".
В ряде зарубежных стран "действует система ремзаводов, которые на потоке восстанавливают сложные агрегаты и узлы для автомобильного транспорта, в СССР в свое время действовала похожая система, этот опыт может быть в чем-то полезен", полагает глава РСА.
После ухода с российского рынка в прошлом году иностранных автопроизводителей и отказа поставлять новые запчасти и комплектующие к уже проданным автомобилям тема использования в авторемонте б/у запчастей обострилась и особенно активно обсуждается экспертами автомобильного и страхового рынка.
В настоящее время по согласованию с автовладельцем по полису автокаско ремонт с использованием б/у запчастей может проводиться, при ремонте по полисам ОСАГО установка б/у деталей запрещена законом. Также законодательно уставлены сроки ремонта автомобиля, в которые страховщики не укладываются. В сложившейся ситуации доля выплат в "автогражданке" в натуральной форме - в виде ремонта - обнулилась к началу этого года, автостраховщики и автоэксперты пытаются найти выход в сложившейся ситуации, чтобы расширить возможности восстановительного ремонта и одновременно обеспечить гарантии его качества.