РСА прогнозирует увеличение числа пунктов ТО в РФ с 3,8 до 4-4,5 тыс. после выхода новой методики ФАС для определения стоимости этих проверок
Количество пунктов техосмотра в РФ сократилось на 3 тыс. к началу марта 2022 года, сообщил "Интерфаксу" заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. По его словам, это произошло "из-за несоответствия станций требованиям нового закона о техосмотре. В настоящее время, по данным РСА, в РФ насчитывается 3,8 тыс. пунктов техосмотра операторов, подтвердивших аккредитацию.
"Мы прогнозируем, что до конца этого года количество пунктов ТО в стране будет достигать 4-4,5 тыс. Этого числа участников вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности автомобилистов", - сказал Ефремов.
В конце прошлого года был принят закон о техосмотре, который сделал процедуру прохождения ТО для владельцев частных автомобилей добровольной, для пассажирского автотранспорта она осталась обязательной. В целом спрос на прохождение ТО заметно снизился после придания добровольного характера процедуре ТО на легковом транспорте. Для операторов работа по старым ценам при одновременном падении спроса часто становилась невыгодной.
Ефремов высказал предположение, что повышению активности операторов будет способствовать появление новой методики ФАС России по определению стоимости ТО.
"В ряде регионов расценки на ТО вообще не менялись с 2012 года, а в некоторых пересматривались незначительно. Так, в Москве предельная стоимость проведения ТО легковых автомобилей в настоящее время составляет 720 рублей, а в регионах средней полосы России - 400-450 рублей. Для автобусов стоимость проведение ТО выше 1 тысячи рублей. Новая методика расчета стоимости проведения ТО, утвержденная ФАС России, меняет подходы и впервые позволит учитывать влияние инфляции", - сказал Ефремов.
Новая методика проведения расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра утверждена приказом ФАС России 23 сентября этого года. Документ вступит в силу по истечении десяти дней со дня опубликования. При этом местные власти смогут рассчитывать предельные тарифы на техосмотр на основании методики только начиная с 2023 года.
Согласно опубликованному ФАС документу, на 2023-2024 годы предусмотрен переходный период. "В это время максимальная цена техосмотра в каждом регионе будет рассчитываться таким образом: текущую цену услуги умножат на накопленный уровень инфляции по стране. При этом у операторов будет также право предоставить обосновывающие документы для установления тарифов. В случае, если такие сведения подадут не менее 50% операторов, тариф будет рассчитан на их основании по специальным формулам", - отмечает антимонопольное ведомство в комментариях к документу.
По истечении переходного периода "будет применяться общий порядок: тарифы на очередной календарный год будут устанавливаться на основании обосновывающих документов операторов, а в случае, если их предоставят менее 50% - методом индексации на размер инфляции по стране за предшествовавший год".
Документ также позволяет определить нижний предел для максимальной стоимости услуги, ниже которого предельная стоимость техосмотра в регионе после перерасчета быть не может.
"При разработке документа ФАС провела анализ действующих тарифов на техосмотр и установила, что в ряде регионов тарифы не изменялись с 2012 года либо изменялись менее чем на размер инфляции. Для обеспечения целесообразности работы пунктов техосмотра и сохранения доступности этой услуги для водителей в методике скорректированы подходы к определению предельного размера платы за прохождение техосмотра", - отмечает ФАС.
По закону о техосмотре на автотранспорте за соблюдение правил организации и проведения ТО отвечает сегодня ГИБДД, РСА по-прежнему отвечает за проведение аккредитации операторов ТО.