Число обращений к страховщикам из-за ЧС в Сочи в этом году пока меньше или на уровне прошлого года
Ведущим российским страховщикам поступают заявления на выплаты от клиентов, страховавших риски по полисам автокаско и страхования имущества в связи с ураганом и сильными ливнями в Сочи, прошедшими 22-24 июля 2022 года, показал опрос, проведенный "Интерфаксом", но их немного. Статистика обращений страхователей в связи с полученным ущербом от случившегося "потопа" почти не отличается от показателей аналогичного периода 2021 года.
С 22 по 24 июля в Сочи прошли сильные ливни, затопившие десятки улиц, подъезды многоэтажных домов и подстанции ресурсных предприятий, сообщало агентство "Интерфакс-ЮГ". За час выпало порядка 55 мм осадков. Одна женщина погибла, десятки спасены сотрудниками МЧС. В городе объявлен режим ЧС.
"Очередной циклон ожидается в Краснодарском крае 27-28 июля", - сказал в эфире телеканала "России 24" заместитель начальника ГУ МЧС по Краснодарскому краю Алексей Мельников в понедельник, 25 июля. Он отметил, что в минувшие выходные удар стихии в основном принял Центральный район Сочи. Как отмечали наблюдатели, сильно пострадал также курортный район Лазаревское.
После происшествия ведущим страховщикам стали поступать обращения клиентов за выплатами, чье имущество пострадало в связи с ливневыми дождями в Сочи, но их оказалось меньше, чем можно было ожидать.
В пресс-службе СК "АльфаСтрахование" "Интерфаксу" сообщили, что заявления на выплаты поступают как по застрахованным по каско автомобилям, так и по имуществу, но обращений немного.
"Основная их часть поступает от владельцев, чьи автомобили были залиты водой, машины уносило водным потоком, ударяло о стены зданий. Оценить ущерб по всем страховым событиям пока сложно, потому что не все убытки еще заявлены", - пояснили агентству в пресс-службе компании.
Глава управления урегулирования убытков каско СК "Согласие" Андрей Колеватов отметил, что в компанию пока поступали только страховые обращения по автомобилям. "Обращений от жителей Краснодарского края из-за повреждений домов и других строений в компанию не поступало".
Колеватов также сказал, что при наступлении страховых событий подобного характера как правило, "в автомобилях страдает электропроводка, электроника и такие дорогостоящие элементы, как двигатель внутреннего сгорания, коробка передач". "Чаще всего при повреждениях из-за затопления наступает конструктивная гибель транспортного средства. То есть машина не подлежит восстановлению", - констатировал он.
По словам директора департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК "МАКС" Ивана Попова, "обращений из-за повреждения транспортных средств в результате стихийного бедствия в Сочи в компанию не поступало".
Между тем, Страховой дом "ВСК" сообщил, что получает заявления страхователей в регионе о наступивших убытках из-за наводнения в Сочи. "На сегодняшний день мы видим, что 20% обращений, поступивших в компанию, пришлось на первые два дня после происшествия, остальные же стали поступать ближе к середине недели. В основном, наши клиенты заявляют о полной гибели автомобиля (каско) - около 70% от общего числа обращений. Остальные 30% приходятся на заявления об ущербе имуществу граждан и компаний", - сообщили агентству в пресс-службе.
В СК "Росгосстрах" также отметили небольшое количество поступивших заявлений, связанных с ущербом жилью в результате описанных событий. Заявлений на выплаты в связи с повреждением автомобилей не было, но это не значит, что они не поступят позже. "К 25 июля лишь двое клиентов компании сообщили о страховых случаях, связанных с жильем, но, по нашей оценке, в пострадавшей от ливня зоне находится более 100 объектов, застрахованных в "Росгосстрахе". Поэтому мы ждем новых обращений и уже обнародовали информацию о том, как клиентам компании проще уведомить о страховом случае", - сообщили в компании.
Глава Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов в свою очередь сообщил агентству, что агростраховщики не получали заявлений на страховые выплаты в связи с последними природными катаклизмами. "В основном ураган прошелся по городу Сочи, с его последствиями столкнулись жители Лазаревского, судя по всему, сельхозтерритории не были затронуты стихией. Вообще в сочинском регионе такие явления не редкость, в частности, в прошлом году из-за негативных погодных явлений в регионе погибли виноградники, ущерб составил на 230 млн рублей, но эти посадки и урожай не были застрахованы", - сказал Биждов.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ И КТО ПОМОЖЕТ
Все страховщики обращают внимание - они принимают заявления от пострадавших клиентов по упрощенной форме без дополнительных справок в связи с критичностью стихийного бедствия в Сочи.
"В случае таких масштабных стихийных бедствий страховщики, как правило, более лояльно относятся к сбору минимального необходимого пакета документов, так как документально (в том числе, в СМИ) событие уже освещено", - отметил Колеватов из "Согласия".
Кроме того, страховщики предупреждают, что повреждения автомобилей, которые произошли при стихийных бедствиях, не покрываются страховкой по ОСАГО. Убытки при стихийных бедствиях могут быть возмещены страховой компанией только клиентам, которые застраховали машину по каско.
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, говоря о правильной последовательности действий находящегося на отдыхе в другом регионе автовладельца, чей застрахованный по автокаско автомобиль пострадал от удара стихии, сообщил "Интерфаксу" следующее.
"В первую очередь следует проверить, покрывается ли каско-полисом вашей компании территория данного региона (некоторые территории РФ могут входить в перечень исключений в программах отдельных компаний, но такие исключения, как правило, не распространяются на такие территории, как город Сочи или другие популярные курортные города РФ). Далее необходимо известить страховщика о страховом событии - по телефону или направив письменное уведомление, придя в ближайшее подразделение компании, если оно есть на территории. На извещение о событии страхователю, как правило, по условиям договора каско отводится 3-5 дней, колцентры страховых компаний работают в режиме 24/7", - сказал Ефремов.
По его словам, предоставить для осмотра страховщику пострадавший автомобиль владелец может после возвращения домой, если машина передвигается. "Если нет, страховщик назначит эксперта на месте происшествия. На сайте автостраховщиков приводятся списки представителей на всех территориях РФ, кроме того, водитель может получить указания страховщика по телефону о дальнейших действиях, телефоны для обращения в компанию указаны в полисе. Таким образом, система автострахования обеспечивает защиту автовладельцам по полису автокаско даже в том случае, если стихийное бедствие застигло его на отдыхе", - пояснил Ефремов.
ВОДА И ВЕТЕР
Опрошенные "Интерфаксом" компании фиксируют, что количества обращений из-за ЧС в Сочи в этом году не превышает количества обращений в страховые организации из-за стихийных бедствий в южных регионах в 2021 году.
В "АльфаСтрахование" отметили, что в прошлом году в компанию поступали обращения из-за случаев затопления машин в Крыму, Анапе и Сочи. В настоящее время "прием обращений еще продолжается, предварительно можно сказать, что по сравнению с прошлым годом заявлений от клиентов в июле меньше".
В "Росгосстрахе" и "ВСК" тоже не фиксируют кардинального изменения ситуации по сравнению с 2021 годом. "Самым распространенным страховым событием в частном домостроении остается повреждение сильным ветром. В первом полугодии этого года на него приходится 46% поданных заявлений от собственников домов и дач, в аналогичном периоде прошлого года - 37%", - сообщили в пресс-службе СК "Росгосстрах".
"По договорам автокаско в целом количество страховых случаев, вызванных различными погодными неприятностями, не так уж велико в сравнении с авариями. И, если говорить о природных явлениях, то основными причинами повреждений застрахованных по каско автомобилей обычно являются град и сильный ветер, а не повреждения водой из-за подтоплений", - обратили внимание в "Росгосстрахе".
В тоже время статистика СК "Согласие" расходится с данными коллег. "В первом полугодии текущего года количество выплат по каско за поврежденные при стихийных бедствиях транспортные средства увеличилось на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года", - привел данные страховщик.
"Общий объем выплат по этой категории убытков вырос более чем в пять раз - с 6,1 млн рублей до 32,9 млн рублей. Это связано с тем, что в течение шести месяцев этого года многие компенсации были перечислены компанией автовладельцам, машины которых пострадали как раз из-за ливней и наводнений, многие не подлежали восстановлению, - это самые крупные возмещения", - отметил Колеватов.
"Наводнения в результате ливней относятся к тем стихийным бедствиям, при которых возмещения автовладельцам, как правило, особенно высоки. По нашей статистике, средний размер выплат по таким эпизодам составляет 420 тыс. рублей. Для сравнения: ремонт автомобиля, поврежденного при граде, обходится в среднем в 128 тыс. рублей", - продолжил он.
В то же время в СК "МАКС" сообщили "Интерфаксу", что за последние годы в компанию "не поступало обращений страхователей с заявлениями об урегулировании убытков из-за аномальных погодных условий".