Переход в авторемонте на цены аналогов оригинальных запчастей сдержит рост тарифов в ОСАГО - Юргенс
Реализация инициативы Банка России о переходе на расчет стоимости восстановительного ремонта автотранспорта для целей ОСАГО, который опирается на цены аналогов оригинальных запчастей, позволит сдержать рост цен на полисы "автогражданки", сообщил "Интерфаксу" президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Как сообщалось ранее, серия заявленных с конца февраля этого года автопроизводителями целого ряда стран решений о прекращении продажи новых автомобилей на территории РФ и поставок запчастей к ним стала вызовом для автовладельцев, ремонтников и автостраховщиков. Экспертами и регуляторами обсуждались различные варианты выхода из сложившейся ситуации, в том числе предлагалось использование в ремонте и при расчете выплат по ОСАГО бывших в употреблении и годных б/у и "аналоговых" (неоригинальных) новых запчастей.
ЦБ РФ категорически отверг идею законодательного закрепления варианта ремонта б/у запчастями из соображений соблюдения безопасности на дорогах.
Вместо этого регулятор предложил рассчитывать стоимость авторемонта для выплат по ОСАГО на базе цен аналогов оригинальных запчастей, проект указания на эту тему был опубликован на сайте регулятора в среду, 13 апреля.
В качестве пояснения Банк России сообщил, что решение "носит временный характер и предлагается из-за высокой неопределенности цен оригинальных запасных частей и проблем с их доступностью".
Комментируя предложение ЦБ, глава РСА Юргенс напомнил, что "часть автопроизводителей на сегодняшний день ушли с российского рынка, что сделало оригинальные детали для произведенных ими автомобилей или вообще не доступными в России, или неоправданно дорогими. Между тем, существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству ни в чем не уступают оригинальным: они производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на "Борском стекольном заводе" в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тыс. рублей, а без отметки - 10 тыс. рублей. А после введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз".
В свою очередь, исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев пояснил "Интерфаксу", что "цены аналогов оригинальных запчастей автомобилей (в том числе производителей из "недружественных" стран) "всегда присутствовали в ценовых справочниках РСА". Справочники, которые служат дополнением к методике восстановительного ремонта в ОСАГО, продолжают действовать.
"Другое дело, что методика расчета средней цены отталкивалась от стоимости оригинальных запчастей, используя ее как "бенчмарк", теперь по ряду производителей такая оценка обнуляется", - сказал Уфимцев.
РСА всегда "использовались цены "аналоговых" запчастей в среднем ценовом сегменте", при этом отсекались самые дешевые варианты и самые дорогие (допустимые отклонения определялись c диапазоном 30% от стоимости оригинальных запчастей). Затем с учетом регионов и разных торговых площадок по каждой позиции выводились средние значения с применением сложной математической формулы", - отметил исполнительный директор РСА.
Таким образом, продолжил он, "цены аналогов оригинальных запчастей автомобилей всегда мониторились и анализировались при подготовке справочников РСА, они остаются. Но теперь в ряде случаев отменяется привязка к "бенчмаркам" - оригинальным ценам автопроизводителей из "недружественных" стран".
По мнению Уфимцева, предложение ЦБ "действительно влияет на сдерживание роста тарифов в ОСАГО, поскольку оригинальные запчасти к автомобилям покинувших рынок РФ производителей, которые еще можно сегодня найти на рынке, взлетели в цене в 2 раза и более, в то время как цены на "аналоговые" запчасти тоже увеличились, но в среднем на 20-30%, этот ажиотажный взлет ценовых значений не будет учтен".
Если бы взвинченные ажиотажным спросом цены на оригинальные запчасти ряда автопроизводителей и далее включались в ценовые справочники ОСАГО, то это неизбежно сказалось бы на общей убыточности в ОСАГО, повлекло необходимость пересмотра тарифов в сторону повышения, считают в РСА.
Уфимцев предположил, что "методика восстановительного ремонта РСА будет уточнена после принятия ЦБ заявленного решения, в перспективе предстоит большая работа по корректировке значений в ценовых справочниках по ОСАГО".
Согласно проекту документа ЦБ, в случае принятия указание о расчетах на основе цен аналогов оригинальных запчастей вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.