Повышение выплат по рискам жизни в ОСАГО до 2 млн руб. может повысить среднюю цену стоимость полиса на 1-1,2 тыс. руб. - эксперты
Депутаты Госдумы готовят законопроект о повышении лимита выплат в ОСАГО за ущерб жизни и здоровью в 4 раза - с действующих 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. Лимит выплат за ущерб жизни в 2 млн рублей установлен как ориентир целым рядом законов РФ о страховании, норма выплат в ОСАГО по этим рискам нуждается в гармонизации. Инициатива поддержана Банком России, Минфином и страховым сообществом.
Эксперты говорят о связанном с этим шагом росте тарифов, но пока регуляторы не дают прогнозов о том, каким он будет. Опрос ведущих страховщиков ОСАГО, проведенный "Интерфаксом", показал, что средний размер цены полиса ОСАГО после законодательного введения нового лимита и корректировки тарифов в "автогражданке" может повыситься в среднем на 1-1,2 тыс. рублей. Доля выплат по жизни и здоровью в общем объеме возмещений по ОСАГО снижается в последние годы и не превышает 7% в целом по рынку. Страховщики ОСАГО считают, что пересмотр лимитов выплат по жизни и здоровью в ОСАГО давно назрел, хотя опасаются, что такой шаг спровоцирует активность страховых мошенников, и готовятся им противостоять.
ДВЕ ИНИЦИАТИВЫ - ОДНО РЕШЕНИЕ
Депутаты Госдумы готовят внесение законопроекта с ключевыми изменениями в ОСАГО в ближайшее время. Кроме увеличения лимита страховых выплат за ущерб жизни и здоровью с нынешних 500 тыс. рублей до 2 млн рублей в поправки предполагается включить инициативу по расчету выплат в ОСАГО "по железу" без учета износа автомобиля. Обе инициативы новаторские, обе резко увеличивают объем получаемых выплат пострадавшими в ДТП, а значит, влекут рост убыточности для страховщиков ОСАГО, принятие этих норм должно сопровождаться пересмотром тарифов в ОСАГО и расширением тарифного коридора.
В устных консультациях депутаты Госдумы, представители Банка России и Российского союза автостраховщиков (РСА) пришли к выводу о необходимости разделения новаций на два значимых этапа. Как сообщал неоднократно глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, в весеннюю сессию работы Госдумы 2022 года депутаты рассчитывают принять норму о повышении лимита выплат в ОСАГО за ущерб жизни и здоровью пострадавших до 2 млн рублей. Другие новации, влияющие на рост тарифа, будут отложены на более поздние сроки.
В случае принятия поправок о новых лимитах по жизни и здоровью в ОСАГО они могут начать действовать уже в этом году. Принятие таких законодательных изменений потребует корректировки базовых тарифов и расширения тарифного коридора. В ОСАГО ценовую политику определяет Банк России, который в настоящее время проводит актуарную оценку возможного влияния нововведений на действующие тарифы в ОСАГО, прогнозы роста тарифов регулятором пока не приводятся.
Как показал опрос "Интерфакса" страховщиков ОСАГО, подъем тарифов после введения увеличенных лимитов выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших окажется значительно меньше, чем на втором этапе реформирования - хотя бы потому, что на долю выплат "по железу" приходится более 90% всех выплат по ОСАГО, перевод расчета таких выплат при оценке ремонта автомобиля в ОСАГО на принцип "новое за старое" дорого обойдется автостраховщикам, что потребует и повышения тарифа.
ЛИМИТ В 2 МЛН РУБ. И РОСТ СРЕДНЕЙ ПРМИИ НА 1 ТЫС. РУБ.
В "Росгосстрахе" заявили "Интерфаксу", что "склонны разделять мнение страхового сообщества о том, что увеличение лимита выплат за причинение вреда жизни и здоровью приведет к увеличению среднего размера страховой премии по ОСАГО примерно на 1 тыс. рублей".
Координатор движения защиты прав автомобилистов, автоэксперт Петр Шкуматов сообщил агентству, сославшись на результаты опроса водителей, что "людям нравится идея получения гарантий страхового покрытия по защите жизни в ОСАГО в 2 млн рублей за сумму 1 тыс. рублей или чуть больше, это повышает их защиту".
Вместе с тем рост стоимости полиса ОСАГО после введения новых лимитов выплат по жизни и здоровью не окажется одинаково необременительным для всех водителей, предупредил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. По его оценкам, "для безаварийных водителей расширение лимита выплат действительно окажется почти незаметным с финансовой точки зрения, а для аварийных рост стоимости полиса может достигать 60%" с учетом корректировки тарифа и решения страховщика назначить цену по верхней границе тарифного коридора. Так работает принцип индивидуализации в ОСАГО, пояснил он агентству. По словам Юргенса, "самая предварительная оценка повышения тарифов, проведенная Банком России в связи с двумя этапами нововведений, составляет примерно 49%, расчеты еще будут уточняться".
"Если говорить только про повышение лимита выплат по жизни и здоровью, то максимальное влияние этого изменения на тариф для аварийных водителей составит до 20%", - такой прогноз привел "Интерфаксу" директор департамента обязательных видов страхования СК "АльфаСтрахование" Денис Макаров. "По нашим оценкам, при одновременном введении новых лимитов выплат и отмены учёта износа возможное повышение стоимости полиса может составить порядка 40%, однако столь значительный рост не коснется каждого водителя. Для наиболее аккуратных водителей повышение может оказаться менее значимым или вообще не произойти, а вот для аварийных водителей цена может вырасти значительно", - отметил он.
Как сообщили в СК "Югория", "средняя стоимость полиса при повышении лимита по выплатам за ущерб здоровью до 2 млн рублей может повыситься на величину до 20% к текущей цене" (средняя стоимость полиса ОСАГО составила примерно 5,6 тыс. рублей, по данным ЦБ за 9 месяцев 2021 года - прим. ИФ).
Заместитель гендиректора СК "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов полагает, что отмена расчета имущественных выплат "с износом" в ОСАГО даст повышение тарифа "на уровне 35-40%". "А в случае одновременного увеличения лимита выплат по жизни и здоровью до 2 млн рублей (с учетом прогнозируемой динамики обращений) рост тарифа мог бы составить до 70% при одновременной реализации обеих инициатив. Не стоит забывать, что сдерживающим фактором роста средней премии является жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции уже было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной", - сказал Иванов "Интерфаксу".
Между первым и вторым этапом нововведений должен пройти минимум один актуарный год, считает заместитель гендиоектора "Ингосстраха" Илья Соломатин. Такой период считается "необходимым для серьезного анализа влияния на выплаты и тарифы расширенных лимитов по жизни в ОСАГО", пояснил он. Эту позицию разделяет большинство опрошенных "Интерфаксом" автостраховщиков.
Руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев отметил еще один технический момент: "С точки зрения технологии и доработки внутренних автоматических систем учета нужен достаточно серьезный интервал времени (не менее полугода) между внедрением этих систем, поскольку они касаются всех основных составляющих процессов: от тарификации до продажи полиса и урегулирования. С точки зрения клиента разрыв должен быть не менее года, чтобы повышение цен не было столь резким".
"Понадобится примерно один год, чтобы страховой рынок успел адаптироваться к увеличенному общему выплат и проверить достаточность тарифов. Одновременное принятие обоих новаций может крайне негативно отразиться на развитии страховой отрасли, возможно, некоторые страховщики не смогут пережить изменения", - считают в компании "Югория".
Вместе с тем необходимость пересмотра лимитов выплат за ущерб жизни и здоровью в ОСАГО поддержали все опрошенные "Интерфаксом" автостраховщики.
""Росгосстрах" приветствует изменения, направленные на повышение уровня удовлетворенности клиентов услугами и размером выплат по полисам ОСАГО", - заявили агентству в компании. "Ведь даже при действующем сегодня лимите в 500 тыс. рублей средний размер выплаты правопреемникам погибших с учетом того, что в ДТП, как правило, бывает несколько пострадавших, составляет только около 350 тыс. рублей. Каких-либо перенастроек бизнес-процессов компании после увеличения лимита выплат по причинению вреда жизни и здоровью компании не потребуется", - уточнили в "Росгосстрахе".
"Мера своевременная, вопрос увеличения лимита давно назрел", - считают в "РЕСО-Гарантии". "Например, в обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) установлены лимиты не менее 2 млн рублей. Затраты на восстановление здоровья и реабилитацию значительно выросли за последние 3-5 лет, и увеличение лимита выплаты позволит получить большинству потерпевших полный объем медицинской реабилитации", - сказал Иванов.
Повышение лимитов выплат по жизни и здоровью в ОСАГО будет работать и на пассажиров такси, этот тезис неоднократно использовали законодатели, объясняя необходимость расширения лимита выплат по жизни в ОСАГО. Дело в том, что в настоящее время закон по ОСГОП не распространяется на перевозки такси, а это значит, что и на пассажиров не распространяется лимит выплат за ущерб жизни и здоровью в 2 млн рублей, установленный этим федеральным законом для других видов пассажирского транспорта. Здесь выплаты по жизни и здоровью рассчитываются по закону об ОСАГО, то есть в рамках 500 тыс. рублей. Расширение лимитов в ОСАГО снимает эту дискриминацию законодательных подходов к страхованию пассажиров.
Увеличение лимита выплат по жизни и здоровью до принятого в других обязательных видах страхования - логичная мера, считает управляющий директор по автострахованию СК "Ренессанс страхование" Сергей Демидов. По его мнению, "необходимость отмены износа деталей и узлов автомобиля при расчете выплаты в ОСАГО более спорна, в частности, из-за вероятного роста активности мошенников, из-за провокаций ДТП ("автоподставы"), но в целом такая мера, конечно, сделает систему ОСАГО более удобной для водителей".
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО ВЫПЛАТ В ОСАГО - ПО "ЖЕЛЕЗУ"
По данным ведущих игроков на рынке ОСАГО, доля выплат в портфелях договоров "автогражданки" незначительна, она снижается в последнее время (показатель доли таких выплат в общем объеме не отражается в общей отчетности по ОСАГО, определяется экспертно - прим. ИФ).
Директор департамента обязательных видов страхования "АльфаСтрахования" Денис Макаров по итогам анализа выплатной практики своей компании сообщил, что "порядка 2% количества всех выплат по ОСАГО приходится на выплаты по жизни и здоровью". "На наш взгляд, после поднятия лимита выплат по жизни и здоровью их количество не вырастет значительно. При этом, конечно, в рублях доля выплат может увеличиться в общем объеме", - прогнозирует он.
В последние годы наблюдается небольшое снижение доли выплат возмещения за причинение вреда жизни и здоровью в общей структуре выплат по ОСАГО. Если в 2019 году она составляла чуть более 10%, а в 2020 году - чуть менее 10%, то в прошлом году - около 7%, привели данные в "Росгосстрахе". "Естественно, при четырехкратном увеличении лимита будет рост показателя, поскольку в структуре возмещения больше половины приходится на выплаты правопреемникам погибших, и именно по этой категории увеличение размера возмещения будет самым заметным", - полагают в компании.
"В 2020 году "Росгосстрах" выплатил по страховым случаям, связанным с ущербом жизни и здоровью, более 1,344 млрд рублей, в 2021 году - свыше 1,115 млрд рублей. При этом большая часть этих выплат была направлена правопреемникам погибших в авариях - 61% и 57% соответственно", - привела данные начальник управления выплат по личному страхованию компании "Росгосстрах" Полина Григорьева. По ее словам, "cравнивая показатели выплат по ДТП с пострадавшими за два последних года, мы отмечаем некоторое сокращение числа погибших". "Так, если в 2020 году их было 2356, или 34% от всех пострадавших, то в 2021 году - 1841, или чуть более 28% всех пострадавших. В абсолютных цифрах сократилось за прошлый год и количество получивших тяжелые повреждения - с 1924 до 1699. Число тех, кто отделался в ДТП небольшими ушибами и царапинами, практически не изменилось, а вот пострадавших с легкими повреждениями стало больше - 945 в 2021 году против 816 годом ранее", - сказала она.
Долю выплат по жизни и здоровью по ОСАГО в общем объеме СК "Югория" оценивает на уровне в 1% в своем портфеле. Ощущается "тенденция к ее снижению, уменьшается количество ДТП ввиду роста технологичности транспортных средств и развития дорожной инфраструктуры", отметили в компании.
По данным, приведенным управляющим директором по автострахованию СК "Ренессанс страхование" Сергеем Демидовым, за последние несколько лет доля убытков по жизни и здоровью в ОСАГО в портфеле компании "колебалась от 1,9% до 3,4%". "Тренд последних лет - ее снижение, в том числе и из-за увеличения другой доли - выплат "по железу", т.е. на ремонт автомобилей. При сохраняющихся прежними нормах выплат по вреду жизни и здоровью быстрый рост стоимости авторемонта приводит к одновременному росту этой части - имущественных выплат по ОСАГО", - добавил он.
Согласно данным ЦБ, совокупные выплаты по ОСАГО за девять месяцев 2021 года составили 111,3 млрд рублей, увеличившись на 9%. Количество урегулированных страховых случаев увеличилось на 13,9% - до 1,7 млн. При этом средняя выплата по урегулированным страховым случаям снизилась на 4,9%, до 67,1 тыс. рублей. Уровень выплат в ОСАГО по итогам 9 месяцев 2021 года сложился в размере 64,7%, тогда как годом ранее он составлял 62,3%.
ОПАСНЫЕ ТРАССЫ
Заместитель гендиректора СК "РЕСО-Гарантия" (компания является лидером по сбору премий в ОСАГО) обратил внимание: "Убытки по жизни и здоровью в ОСАГО характеризуются относительно низкой по сравнению с другими рисками частотностью, длинным развитием (хвостом), большой волатильностью". По его данным, "число обращений по риску "вред жизни" за последние 5 лет в компании выросло в два раза, по риску "вред здоровью" - примерно на 30%. (было небольшое снижение в 2020 году из-за локдаунов при COVID-19, когда в целом по рынку наблюдалось уменьшение числа страховых случаев)".
Руководитель дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Княгиничев считает, что при анализе портфеля ОСАГО в части рисков причинения вреда жизни и здоровью более информативным показателем (чем раздельный анализ показателей частоты и среднего размера убытка) является показатель среднего убытка на один договор. Он заявил "Интерфаксу", что "в последние годы наблюдается рост этого показателя, что связано с увеличением доли пострадавших в ДТП, которые обращаются за страховой выплатой. ДТП с ущербом здоровью чаще происходят в городе, чем за городом, но средняя выплата по претензии при ДТП, произошедшим за городом, выше".
Как правило, крупные ДТП, по которым производятся максимальные выплаты в рамках лимита по жизни и здоровью, случаются на дорогах между населенными пунктами и трассах, обратил внимание Макаров из "АльфаСтрахования". "Так как ограничений лимита выплат на одно ДТП не существует, то максимальная выплата может составлять до 500 тыс. рублей на каждого пострадавшего (в зависимости от полученных травм). В практике "АльфаСтрахования" были выплаты по 1,5-2,5 млн рублей по жизни и здоровью по одному ДТП (если пострадавших было несколько - ИФ)", - сказал он.
Демидов из СК "Ренессанс страхование" отметил, что "за пять последних лет частота выплат по рискам жизни и здоровью в ОСАГО по компании колеблется от 0,06% до 0,08%, как показывает анализ портфеля компании. Средняя выплата по жизни и здоровью в ОСАГО за период составила около 210 тыс. рублей". "Значительная доля ДТП с серьезным вредом здоровью происходит на двухполосных загородных трассах. Тяжесть вреда здоровью коррелирует со скоростью столкновения и грубыми нарушениями, такими как выезд на полосу встречного движения", - сказал Демидов.
Согласно статистике "Росгосстраха", средняя выплата за ущерб жизни несколько снизилась в прошлом году. "Если в 2020 году она составляла около 194 тыс. рублей, то в прошлом году - почти 173 тыс. рублей. Максимальный ущерб люди получают чаще при ДТП на загородных трассах, где выше скорость движения и в нем участвует в значительной пропорции большегрузный транспорт, столкновение с которыми оборачивается более серьезными последствиями для автомобилей, их водителей и пассажиров", - добавили в "Росгосстрахе".
Как показали ответы всех участников опроса, компании укладываются с выплатами по рискам жизни и здоровью в ОСАГО в 20 дней с момента подачи полного пакета документов пострадавшими. Средний срок проведения выплат при наличии документов составляет 12-20 дней.
СОМНИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС НА ВЫПЛАТАХ
Заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" рассказал "Интерфаксу" о том, какую практику при урегулировании убытков по жизни и здоровью в ОСАГО компания считает спорной - она законна, применяется по требованию клиента, при этом уменьшает размер полученного им возмещения и создает отложенные проблемы, не очевидные для него.
Четверть произведенных "РЕСО-Гарантией" выплат по рискам "вред жизни и здоровью" - это выплаты за причинение вреда жизни. "Мы считаем, что статистика выплат отражает не только статистику смертности в авариях на дорогах, она также связана с тем, что значительная часть заявлений на получение выплат поступает от представителей потерпевших, которые "выкупают" право требования и обращаются в страховую компанию по доверенности", - сообщил Иванов "Интерфаксу".
"Средняя комиссия посредника-представителя - 20-40% от выплаты. Если, допустим, выплата идет в размере полного лимита и составляет 475 тыс. рублей, расчет комиссии - 95-190 тыс. рублей. И такие примеры не единичны", - сказал он (в состав полного лимита в 500 тыс. рублей по закону об ОСАГО включена отдельная выплата в 25 тыс. рублей на покрытие расходов по организации похорон погибшего, она производится в кратчайшие сроки и отдельно - ИФ).
Комиссии за посредничество в получении выплаты за ущерб здоровью в ОСАГО, например, при сотрясении мозга может составить 15 тыс. рублей, поэтому небольшие выплаты по рискам жизни и здоровью мало интересуют посредников, продолжил Иванов. Переуступка права требования (цессия) - вообще распространенная практика в работе целого ряда автоюристов, которые действуют в "пограничных" правовых зонах и рассчитывают на то, что автовладелец поделится полученной выплатой.
Что заставляет пострадавших переуступать право на выплату посредникам и чем это может обернуться для них, пояснил "Интерфаксу" Игорь Иванов. "Как правило, речь идет о том, что некие люди предлагают пострадавшим переуступить право требования выплаты у страховщика ОСАГО прямо на месте ДТП. За это они готовы тут же платить "живыми деньгами", то есть наличными. При этом они обладают "даром убеждения": например, говорят, что страховщик ОСАГО с выплатой будет тянуть долго, годами, через суды... В результате пострадавшие (их законные представители) соглашаются на цессию, получают меньшую выплату и могут не догадываться о налоговых последствиях. Допустим, на месте ДТП посредником перекуплено право требования к страховщику и немедленно выплачено несколько десятков тысяч рублей, а выплата от страховщика ОСАГО посредником получена в сотни тысяч рублей. Следствием этого станет другое требование - об уплате налогов, причем не к посреднику, а к переуступившему право требования лицу как к выгодоприобретателю. Получение налоговых требований может очень удивить участника ДТП. В результате применения права цессии есть риск недополучения выплаты в ОСАГО и риск испорченной налоговой истории", - пояснил Иванов. Увеличение лимитов выплат по жизни и здоровью в ОСАГО обострит проблемы. Механизмы выплат в ОСАГО и сроки четкие, они определены законом об ОСАГО, правилами страхования по ОСАГО, технологиями автостраховщиков, исполнение контролируется РСА и Банком России, вмешательство посредников излишне, убежден он.
Со своей стороны заместитель исполнительного директора РСА, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов, курирующий вопросы противодействия мошенничеству, напомнил, что по закону об организации страхового дела средства, полученные напрямую пострадавшим или его законным представителем в качестве страховой выплаты, не облагаются налогами. При переходе по договору цессии права требования к третьей стороне статус расчетов меняется. "Это уже не страховое возмещение, а поступления, с которых надо платить налоги, ведь для посредника это бизнес, совсем другая история. Если к тому же посредник доведет спор до суда, чтобы получить дополнительные выплаты - пени и штрафы - от страховщика ОСАГО, то сумма дополнительных выплат также подлежит налогообложению", - пояснил он. Налоговые требования вернутся к переуступившему права на выплату позже, даже если он понятия не имел, сколько на нем заработал посредник. Использование схемы цессии рассчитано на простаков или нуждающихся в моменте в деньгах, оно не квалифицируется как мошенничество, но есть и другие схемы - похуже.
"МЕРТВЫЕ ДУШИ" И ДРУГИЕ
Основная проблема для страховщиков в работе с представителями потерпевших (недобросовестными "автоюристами") в том, что они скрывают информацию о наличии у погибшего несовершеннолетних детей. "Из-за этого дети пострадавших лишаются большей части страховой выплаты, ведь в случае смерти застрахованного первоочередным правом обладают несовершеннолетние дети погибшего, именно они должны получать выплаты. Но представителям данный вариант расчета невыгоден, так как со счета ребенка они не смогут снять 20-40% своей комиссии. А со счета супруга(и) или родителей - без затруднений, обладая нужной доверенностью", - пояснил Иванов смысл злоупотребления. В другом случае представители получают необходимый для выплаты комплект документов и доверенность без участия потерпевшего, который узнает об обмане только спустя некоторое время.
Иванов прогнозирует рост количества мошеннических действий после увеличения суммы выплаты по жизни и здоровью. По его словам, в последние годы в принципе в автостраховании распространились случаи "получения выплат за постановочные дорожно-транспортные происшествия, в том числе выплат за вред жизни и здоровью в результате столкновения по сфабрикованным документам".
При этом основной схемой страхового мошенничества в сфере выплат по ОСАГО за ущерб жизни и здоровью пострадавших остается предоставление подложных документов. "Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью, - развил тему Иванов. - Встречается полная фальсификация события (ДТП и травмы/смерти существуют только в документах) или частичная - ДТП реально имело место, признано страховым случаем, но дополнительно предоставляются фальсифицированные документы относительно травм, смерти и ритуальных расходов. Или заявляются травмы, не относящиеся к ДТП (травмы получены ранее, чем произошло само ДТП)".
Случается, что перечень сфальсифицированных документов направляется мошенниками практически одновременно в несколько страховых компаний, сказал Иванов. "В одинаковые комплекты документов вносятся незначительные изменения о месте события, участниках, потерпевших. Также с комплектами документов направляются действующие банковские реквизиты счетов, открытых на мнимых лиц ("мертвые души"). В этой ситуации оказывается важным сотрудничество автостраховщиков против мошенников и работа с базами данных РСА и ВСС", - добавил он.
Заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" отметил, что мошеннические схемы отличает "территориальная разбросанность" всех этапов события и составляющих убытка. "Например, пострадавшее лицо проживает в одном регионе России, ДТП произошло и оформляется в другом, банковский счет "пострадавшего" открыт в третьем регионе, автомобили участников эксплуатируются в четвертом и пятом, а заявляется убыток по почте в регионе, отличном от всех предыдущих", - разъяснил он.
В "Росгосстрахе" сообщили, что видят "сложности в процедуре оперативного получения страховщиками квалифицированного подтверждения о травмах из медицинских организаций". "Впрочем, в последние годы между страховщиками и медиками устанавливается более плотное сотрудничество как в части обмена информацией, так и в части проведения медицинской экспертизы при вызывающих подозрение случаях", - отметили в компании.
В последнее время страховщики упорно говорят о необходимости совершенствования электронного взаимодействия с госведомствами и госорганизациями - с ГИБДД, МВД, загсами и лечебными организациями, сказал Ефремов. "Это не технический малозначительный момент, страховщикам важно в ходе организации выплаты подтвердить факт смерти, наличие диагноза, паспортные данные пострадавшего и другие предписанные законами сведения. Все это делается с учетом требований по защите персональных и медицинских данных, но именно такой оперативный обмен информацией снизит шансы страховых мошенников на получение незаконных выплат от страховщиков по линии защиты жизни и здоровья при наступлении страховых событий ", - заключил вице-президент ВСС.