Сборы страховщиков жизни по итогам 2021г ожидаются на рекордном уровне - 500 млрд руб., прогнозы на 2022г невозможны - ВСС
Страховщики жизни рассчитывают увеличить сбор премий на 70 млрд рублей по итогам 2021 года по сравнению с уровнем 2020 года, показатель будет рекордным и составит 500 млрд рублей премий, сообщил "Интерфаксу" вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин. Общие выплаты страховщиков жизни к концу года увеличатся на 100 млрд рублей к уровню прошлого года - до 300 млрд рублей. Прогнозы финансовых показателей на 2022 год ВСС строить не удается, страховщики жизни ожидают пакета регуляторных изменений, трансформирующих их бизнес.
Согласно данным статистики ЦБ, общие премии страховщиков жизни в 2018 году были на уровне 452 млрд рублей, в 2019 году премии снизились до 409 млрд рублей, по итогам 2020 года они составили 430 млрд рублей. Прирост совокупного показателя выплат по всем видам страхования жизни в последние годы менялся значительно резче, он составил 67 млрд рублей в 2018 году, 133 млрд рублей в 2019 году и 204 млрд рублей - в 2020 году.
Планируемые регулятором меры усиления контроля за продажами полисов страхования жизни самими страховщиками и их агентами (в основном банками), за наполнением программ по страхованию жизни, а также ожидаемые законодательные изменения по разделению на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов окажут влияние на уровень сборов страховщиков жизни, но проявятся в полной мере в следующем году, пояснил Дубровин. Таким образом, "прогнозы на 2022 год строить будет достаточно сложно", сказал он.
Согласно ожиданиям агентства "Эксперт РА", представленным на форуме в Сочи, весь объем сборов по страхованию жизни с учетом банкострахования (полисов страхования жизни заемщиков банков по потребкредитам и ипотеке) по итогам 2021 года составит 747 млрд рублей, показатель увеличится на 12% к уровню прошлого года. (Оценки агентства учитывают продажи полисов страхования жизни заемщиков, эмитированных не только страховщиками жизни, но и универсальными страховщиками в рамках программ страхования от несчастного случая - прим. ИФ).
"Эксперт РА" отмечает, что в последние годы в совокупных сборах в банкостраховании растет доля кэптивных страховщиков жизни, которые являются дочерними или входят в банковские группы. Их вклад в совокупные сборы в сегменте банкострахования составляет три четверти, эта доля стабилизировалась в 2020 году.
Уровень комиссий, которые страховщики жизни выплачивают банкам, достигают 80% от полученной премии по ряду направлений бизнеса в страховании жизни, уровень выплат в страховании жизни заемщиков в потребительском кредитовании снизился до 5% по итогам прошлого года, по данным ЦБ, что контрастирует с высоким уровнем тарифов на такие полисы. ЦБ обещает изменения.
ЦБ ОБЪЯВИЛ ПОХОД В ЗАЩИТУ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на Международном банковском форуме, организованном Ассоциацией банков России на прошлой неделе, предупредила, что борьба с мисселингом станет для ЦБ приоритетом того же уровня, как несколько лет назад было очищение банковской системы от слабых игроков. ЦБ РФ пригрозил банкам ужесточением законодательных мер в борьбе с недобросовестными практиками на рынке, если эту практику не удастся переломить. "Мы инициировали в своё время изменения в законодательстве, их обсуждали, часть уже работает. Но мы видим, что в целом практику не удалось переломить. Если будет необходимость, и другие изменения в законодательство будем готовить", - заявила журналистам Набиуллина.
По словам Дубровина, "после заявления главы ЦБ о статусе борьбы с мисселингом и навязыванием потребителям финансовых услуг на банковском форуме в Сочи ускорится работа по формированию требований к продуктам страхования жизни заемщиков при потребкредитовании и в ипотеке, по программам инвестиционного и накопительного страхования жизни. Страховщики в ближайшее время ожидают итоговой редакции проекта указания Банка России о требованиях к продаже полисов страхования жизни, сам документ может быть принят и опубликован ЦБ в октябре этого года".
Работа над проектом указания началась в рамках борьбы регулятора с мисселингом при продаже полисов инвестиционного страхования жизни. Но требования ЦБ, судя по уже опубликованным проектам указания, затронут и правила продаж полисов накопительного страхования жизни. Регулятор задался целью системно отделить зерна от плевел, позитивные практики от негативных и блокировать последние. Проект вызвал много споров ЦБ и страховщиков жизни относительно предложенных ЦБ в проекте методик.
Дубровин назвал позитивным подход ФАС России к решению проблем в страховании жизни заемщиков при кредитовании, комментируя планы службы, представленные на том же банковском форуме. Начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева, выступая на нем, предложила подумать об установлении общих минимальных требований к содержанию полисов страхования жизни заемщиков, с тем, чтобы банки были обязаны принимать соответствующие этим требованиям полисы при оформлении кредитов от клиентов без ограничений.
ФАС России считает, что "потребитель вправе менять страховые организации в течение всего срока кредитования и сохранять те же условия, включая процентную ставку", говорится в сообщении, распространенном службой в понедельник.
Круг преобразований, предложенный регуляторами, в том числе в банкостраховании, чувствительно касается страховщиков жизни. Сегодня сообщество и регуляторы ожидают формирования нового состава Госдумы и профильных комитетов, значительная часть предложенных ЦБ и ФАС России инициатив может проводиться в жизнь только законами, депутаты будут активно участвовать в обсуждениях на разных площадках, к дискуссиям будут приглашены и страховщики, сказал вице-президент ВСС.
"ВСС в последние годы много сделал для формирования профессиональных стандартов в страховании жизни и в банкостраховании, - отметил Дубровин. - Эти стандарты обязательны для исполнения всеми участниками нашего рынка, поскольку стандарты саморегулируемой организации для них - закон. Для банков такие стандарты не обязательны к исполнению, носят рекомендательный характер, их объединения не имеют статусов СРО".
"Усиление позиции регулятора по защите интересов потребителей нам понятно. Есть сопутствующие опасения, связанные с тем, что слишком жесткие ограничения для страховщиков жизни приведут к освобождению позиций, которые могут быть заняты партнерами, которых вообще не регулирует Банк России, сопровождаться навязыванием продуктов с меньшей клиентской ценностью. Уже есть данные о случаях навязывании при кредитовании различных подписок и юридических консультаций - услуг, оказываемых третьими лицами - разного рода ООО и ИП", - добавил Дубровин.
Руководитель департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния на такого рода опасения страховщикам ответил в ходе дискуссии на форуме: "Потребителя мы будем защищать по всем фронтам, по всему регулированию, комплексными решениями. Это наш приоритет номер один".
ДОБРОВОЛЬНО НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ
Работать над стандартами продаж полисов страхования жизни страховщики начали раньше ЦБ, но синхронно с банковскими объединениями. Регулятор углубил полученные от ВСС стандарты, их расширил, они были приняты на уровне указания, действующие требования к страховщикам и их партнерам дорабатываются в настоящее время.
Историю вопроса со стороны банковского сообщества осветил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков в ходе сочинского форума. По его словам, на принципах добровольности такие стандарты внедрить в банках в полной мере не удалось. В его ассоциации к стандартам присоединились 20 банков, во второй банковской ассоциации присоединившихся на порядок меньше. "ЦБ предложил в свое время перейти к саморегулированию на банковском рынке, но изначально банковское сообщество к этому было не готово, слишком инновационной была идея. Теперь банковское сообщество готово вернуться к обсуждению перехода на саморегулирование, взять на вооружение лучшие практики, в том числе те, что есть в страховом секторе, и отстроить систему принципов добросовестного участия в совместных программах", - сказал Войлуков.
Система сонастройки стандартов и подходов к работе в банковском и страховом сегментах будет актуальна уже на первом этапе построения общей системы обеспечения продаж по новым правилам. Партнерам из двух сегментов "предстоит скорректировать свои продуктовые линейки с учетом новых требований регулятора, внести изменения в действующие соглашения о партнерстве, обучить работе по-новому персонал, оценить финансовую эффективность общих продаж с учетом принятых изменений, пересмотреть маркетинговую политику", сказал Дубровин агентству, прогнозируя действия партнеров после выхода указания ЦБ о требованиях к продажам полисов страхования жизни.
Жесткие намерения ЦБ при поддержке ФАС России по созданию прозрачных и справедливых условий в работе финансовых институтов с потребителями в перспективе вынужденно сблизят подходы банков и страховщиков в деле обеспечения стандартов конкуренции и прав их клиентов.