Половина аккредитованных операторов техосмотра в РФ не подтвердила РСА готовности работать по новым правилам с 1 марта
Порядка 50% операторов техосмотра не смогли подтвердить Российскому союзу автостраховщиков (РСА) свою готовность продолжать работу с учетом вступления в силу новых требований закона о техосмотре, вступающих в силу с 1 марта этого года, сообщил "Интерфаксу" заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Такая готовность выявлялась РСА через анкетирование включенных в реестр операторов техосмотра по всей стране. "Поскольку половина игроков вообще не откликнулись РСА, мы разослали обращения ко всем губернаторам с просьбой проверить обеспеченность пунктами ТО на территориях. В конечном итоге по закону о техосмотре в РФ за обеспечение возможности прохождения ТО в регионах отвечают местные власти. РСА отвечает за аккредитацию операторов ТО и соответствие пунктов установленным законом требованиям", - сказал Ефремов.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс сообщил "Интерфаксу", что "РСА обеспокоен складывающейся ситуацией, предвидит затруднения для водителей с прохождением ТО при нехватке операторов, отвечающих новым требованиям закона. Ситуация обсуждалась в ЦБ на этой неделе". (Регулятор на финансовом рынке одновременно по закону об ОСАГО выступает регулятором на рынке техосмотра через контроль за РСА - прим. ИФ).
В ходе встречи в ЦБ автостраховщики предложили ЦБ поддержать их инициативу "о полной отвязке диагностических карт от полисов "автогражданки" при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента". "Регулятор разделяет нашу озабоченность с подготовкой ко вступлению в силу закона, но пока конкретных решений не принималось", - сказал Юргенс.
Разделение обязанностей водителя приобрести полис ОСАГО и пройти ТО автомобиля своевременно потребует законодательных изменений, обратил внимание Ефремов. А это в свою очередь потребует времени. "Альтернативой может служить введение моратория от 6 месяцев до года на продажу полисов ОСАГО в обязательной связке с данными о прохождении ТО. Аналогичный мораторий вводился в 2020 году, но по другой причине - из-за ограничений в работе пунктов ТО и на передвижение автомобилистов в период пандемии", - сказал он.
"МОЛЧУНОВ" СРЕДИ ОПЕРАТОРОВ ТО - 2,5 ТЫС.
Всего в реестре операторов техосмотра РСА - около 5 тыс. участников. РСА запросил всех о готовности исполнить положения нового закона о техосмотре, который вступает в силу с 1 марта этого года. "Половина операторов - порядка 2,5 тыс. - нам вообще не ответили", - заявил Ефремов агентству.
"Вопросы РСА в разосланной операторам анкете касались исполнения законодательных требований к оборудованию и помещениям пунктов ТО, квалификации экспертов, к порядку контроля, готовности работать по действующим ценам и ряда других положений. В результате мы не знаем, планируют ли не ответившие продолжать свою деятельность в новых условиях. С откликнувшимися операторами РСА почти ежедневно проводит консультации и семинары", - сказал он.
Для страховщиков ОСАГО недостаточность пунктов ТО, возникновение очередей у операторов гипотетически может означать дестабилизацию в сегменте "автогражданки", вынужденные перебои c заключением договоров ОСАГО, появление очередей автовладельцев за полисами. Сами водители окажутся под риском запрета выезда на дороги без действующих полисов ОСАГО, обновленных диагностических карт не по своей вине, а из-за нехватки действующих пунктов для прохождения ТО, ограниченности их пропускной способности, из-за очередей. "Нельзя допустить, чтобы эта цепочка негативных последствий сработала", - считает Ефремов.
ДЕСТИМУЛИРУЮЩИЕ БИЗНЕС ЦЕНЫ
Согласно новым требованиям закона о техосмотре, РСА не только проводит аккредитацию операторов ТО, но должен в течение года после вступления закона в силу по всей стране осуществить выездные проверки действующих пунктов ТО, чтобы убедиться в исполнении операторами новых требований закона. "К проведению проверок всех аккредитованных операторов в установленные сроки мы готовы", - заявил Ефремов агентству.
По его мнению, не стимулируют операторов ТО к дальнейшей деятельности действующие расценки на проведение ТО. "Цены на проведение ТО легкового транспорта действуют без изменений и индексаций с 2012 года, в среднем по регионам составляют 450 рублей за один осмотр, а, к примеру, в Дагестане - 300 рублей. Рентабельность бизнеса ТО и так под вопросом, а новые правила закона по оснащению пунктов ТО и квалификации экспертов требуют от операторов дополнительных инвестиций. Совокупность этих факторов экономически подталкивает операторов к продаже водителям диагностических карт без проведения реальных ТО", - привел данные представитель РСА.
Новый закон о техосмотре как раз направлен на искоренение "заочной" практики техосмотров на транспорте и продажу диагностических карт без прохождения ТО. Идея принципиально поддерживается РСА. Для перестройки в сегменте проведения техосмотра в стране потребуется переходный период, он может сопровождаться определенной турбулентностью, "не хотелось бы, чтобы рынок ОСАГО терял устойчивость под влиянием событий в другом сегменте", заключил Ефремов.
Как сообщалось, поправки в закон о техосмотре, в частности, ужесточают требования к техническому оснащению пунктов ТО и их пропускной способности, вводят фотофиксацию прохождения техосмотров, предусматривают переход на электронную форму диагностических карт, также вводятся штрафы к участникам рынка за нарушения требований закона о техосмотре. Штраф за езду без диагностической карты будет применяться с марта 2022 года и составит 2 тыс. рублей, ему могут подвергаться участники дорожного движения каждый день.