.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Экономика
Главная   /   Экономика   /   "Майские указы" убивают экономику
.
18 декабря 2013 года 03:06

"Майские указы" убивают экономику

 0  
РИА Новости, Владимир Родионов
РИА Новости, Владимир Родионов
Хорошие новости кончились во II квартале 2012-го, мрачно шутят экономисты, обмениваясь прогнозами относительно будущего российской экономики. Во всем виноваты "майские указы" президента Путина, ни о каких 3% роста ВВП в следующем году даже заикаться не стоит
Москва. 18 декабря. FINMARKET.RU - Бывший министр экономического развития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов во вторник задался вопросом: "Год назад, зимой 2013 года, был принят целый комплекс мер по ускорению экономического роста. Пока мы ускорения экономического роста не видим. Возникает вопрос: что происходит?".

Эйфории от продвижения в рейтинге Doing Business почти на 20% Белоусову хватило "где-то часа на три", а в следующем году он рассчитывает на эйфорию от роста экономики на 3%.

Эксперты, в том числе и бывший министр экономики Андрей Нечаев, уверены, что таких темпов достичь невозможно. На заседании экономического клуба ФБК они сошлись во мнении, что все плохо: роста ждать не стоит, институциональных реформ не будет, отток инвестиций продолжится. Причина - выполнение майских указов президента Владимира Путина, какой уж тут экономический рост.

Андрей Нечаев, президент банка "Российская финансовая корпорация", бывший министр экономики России

"Мне очень понравился этот год своими изменениями прогнозов по российской экономике. Я наблюдал такое в 1992 и 1998 годах. Бюджет верстался из расчета роста ВВП в 3,7%, потом прогноз изменился на 2,8%, на нем Минэкономики держалось неприлично долго, потом 2% к концу года, что, может, и не конечный результат. Так вот это вызывает большую тревогу.

Я абсолютно не понимаю, на чем базируется оптимизм, который заложен в основу бюджету на три года. Даже с учетом эффекта низкой базы у меня никак не получается этой цифры.

  • Инвестиционный спрос будет явно сокращаться. Уже по итогам 9 месяцев отток составил $48 млрд. По итогам года - $70 млрд. Нет никаких усилий по улучшению климата, и нет оснований полагать, что вдруг инвестиционный всплеск произойдет. Инвестпрограммы естественных монополий будут сокращены.
  • Потребительский спрос. Четко видим тенденцию к снижению реальных доходов населения и спроса. Плюс ко всему резкое усиление активности ЦБ. Он задался целью борьбы с потребительским кредитованием. Понимаю благие цели снизить риски, но все нормативные документы настолько повышают требования, и желания кредитовать кого-то кроме "Газпрома" у нормального банка не должно возникнуть.
  • Теперь нельзя без резервов кредитовать новый бизнес. Только с повышенными резервами можно кредитовать предприятия без реальных производственных мощностей. Это какой-то марксизм. Значит, финансовые компании нельзя кредитовать. Абсурд. Все нормативы будут схлопывать кредитование.
  • Экспорт-импорт. Сальдо торгового баланса сжимается. Инвестиционно прилекательной Россия не стала. И сальдо может стать отрицательным. Это создает предпосылки для девальвации. Это автоматическое увеличение доходов, но и создание инфляционных рисков. И тут пойдет плач Ярославны от госкомпаний - компенсируйте нам девальвацию. И лучше сразу сказать, что девальвация будет 5 - 10%, а не больше, а то к ЦБ и так нет доверия.
  • Никаких 4% по инфляции не будет, и 3% роста ВВП не будет в следующем году.
  • Из чего следует, что только что принятый бюджет неисполним. Нас ждут бюджетные баталии, секвестр это или нет. Должны быть пересмотрены "майские указы". Некоторые из них глупые, не в обиду президенту, не он же их писал, некоторые нереальные, хотя и неплохие. Не ко времени, не к той макроэкономической ситуации, которую мы имеем.

    Не только никакого продвижения в сторону институциональных реформ нет, есть движение в абсолютно противоположную сторону. Ликвидация арбитражного суда, который приносил пользу бизнесу, третье дело Ходорковского, Навальный. Какие сигналы? Прибыль, которая получена в рамках традиционного оборота, может быть объявлена криминальной.

    Можно сделать реальный бюджет, мы не будем тогда заниматься лукавством. Из экономики, которая готовится к войне и революции, можно сделать экономику, работающую на стимулирование потребительского спроса. Но, мне кажется, президента это очень мало беспокоит".

    Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК

    "Что должно беспокоить? Само состояние экономики. Вчера вышли данные по промышленности. Для нас они были ожидаемы. Неопределенность и риски сохраняются.

    Справедливо говорить о том, что 2008-2009 гг. - первая волна кризиса, и он никуда с тех пор не уходил. Если опираться на последние цифры по видам экономической деятельности, то сельское хозяйство показало 26,3%, и благодаря этому официальные лица ожидали улучшения темпов роста экономики.

    Но это эффект низкой базы, и в ноябре такого роста не будет. Все другие показатели не внушают оптимизма - динамика инвестиций в основной капитал, строительство. Хотя торговля еще держится, но по сравнению с прошлым годом она растет в два раза медленнее.

    ФБК

    Состояние российской экономики мы бы охарактеризовали как "от стагнации в рецессию". Рассчитывать на 3% в следующем году не приходится. Говорят, что все не так плохо, но, если смотреть на тенденции, то ситуация неважная.

    Тревогу внушает и экономическая политика. Это вызов российской экономике. Существуют ограничения, которые вызваны решениями популистского характера прошлых лет. Много наобещали в прошлые годы, а сделано мало. Власти не могут сегодня сказать: "Мы погорячились". Они вынуждены в самый неподходящий момент повышать налоговую нагрузку. "Майские указы" или невыполнимы ни при каких условиях, или, вообще-то, лучше бы и вовсе не выполнялась.

    Кроме того, время хороших решений прошло. Приходится выбирать между плохими и очень плохими. Выбрать меньшее зло тоже надо уметь, и даже с этим есть проблемы, если посмотреть на пенсионную реформу.

    Замораживание тарифов - это даже не простое решение, а примитивное. Нет комплексности, системности, профессионализма. Приоритеты бюджетов расставлены неправильно, затеяны мегапроекты, о которых нельзя отказаться. Нехорошо, возможно, говорить, что ЭКСПО будет не в России, но это так.

    Вызовом является глобальный тренд, слабое неуверенное восстановление экономики, трансформация современной модели экономики, изменение мирового рынка энергоресурсов, баланса экономических сил в мире. Сегодня не происходит волнообразного падения, и не стоит ждать быстрого отскока.

    Те кризисы, которые так развиваются, они более болезненные. Буква Ж лучше всего описывает то, как развиваются события в России.

    Болезненные реформы должны еще пройти. Налог Тобина на транзакции только в этом году заработает. Когда такие реформы начинаются, проходит это очень болезненно. Выход из кризиса будет проходить по разным траекториям. Я надеюсь, будет сформирована новая модель экономики. Ведущий и ведомый поменялись: финансовый (сектор - "Финмаркет") ведет, а не реальный.

  • Что необходимо бизнесу по результатам опросов предприятий Росстата?
  • Сегодня высокая налоговая нагрузка, нужно снижение. Нужна определенность, иначе все инвестиции будут заморожены.
  • Нужно стимулирование внутреннего спроса. У нас фишка - борьба с оффшорами, это усиление налоговой нагрузки, оно категорически противопоказано. Надо было бороться, когда экономика росла на 6-7-8% в год.
  • Замораживание тарифов естественных монополий не поможет оживить экономику. Повышение роли правоохранительных органов в налоговых нарушениях - это не компромисс. Решения будут приниматься следственными органами. Это несоответствие того, что надо делать и делаем.
  • Отсюда вывод - 2014 год будет хуже, чем 2013 год, но лучше, чем 2015 год.

    ФБК

    Сергей Борисов, председатель попечительского совета ОПОРы России

    "Для предпринимателей России этот год был худшим. Никто не ответил на вопрос, что случилось с политикой социальных отчислений, которая поставила малый бизнес на колени.

    Больше всего пострадали отдаленные регионы. Мы за год потеряли около 1 млн. индивидуальных предпринимателей. Да, там было 6-7% фантомов. Но большинство - это перевозчики, пекари, парикмахеры. Вновь создано только 360 тысяч предпринимательских лиц. До этого мы выросли на 36%.

    И за это время мы не смогли сделать предпринимательство стержнем экономики, уповали на баррель. Падение инвестиций сохраняется, настроения крайне пессимистичные. 47% предпринимателей говорит, что главная проблема - нехватка кадров. Система образования не отвечает на сигналы рынка.

    Главный итог этого года, по словам вице-премьера Ольги Голодец, в том, что у нас 20 млн. действуют в теневом секторе экономике. В малом бизнесе, для сравнения, 17 млн. Сегодня теневой сектор набирает силу и дан карт-бланш правоохранительным органам, но мы это уже проходили.

    Крупный бизнес сократил в прошлый кризис на 5-6% свои отчисления налогов. Малый бизнес даже с учетом упрощенной системы увеличил отчисления на 22%. Вот был бы выход.

    Сегодня наша конкурентоспособность будет из-за ВТО снижаться. Нужно увеличивать конкуренцию, но никто этим не занимается. Весь мир работает на аутсорсинге и субконтракте, а у нас все на автаркии.

    Не все ужасно, есть инновационные предприятия в Татарстане, но масштабно новая эра не наступила. У нас нет должного уровня конкуренции, чтобы назвать себя рыночной страной. Рынок только начался.

    Пока не будет мотивации у тех, кто принимает решения, ничего не сдвинется с мертвой точки".

    Владимир Назаров, Институт экономической политики им. Е. Гайдара

    "По нашим оценкам, рост экономики будет около нуля. Скорее в положительной плоскости, чем в отрицательной. Ряд экономистов считает, что ЦБ может перегнуть с таргетированием инфляции, и она будет меньше - 4%. Но скорее всего такой низкой инфляции нет и не будет. Я рассчитываю, что 5-6% она составит.

    По инвестициям в основной капитал я разделяю опасения коллег. Думаю, мы быстро спустимся в отрицательную зону. В будущем ВВП будет расти медленнее, чем сейчас. Монополии раньше что-то вкладывали, а сегодня только приходят за возмещением НДС за то, что по завышенным ценам строили инфраструктуру.

    Все в будущем зависит от настроения: если будет что-то страшное происходить, то показатели инвестиций будут печальными, если не будет радикальных подвижек, то останутся на уровне нуля. В 2013 году у нас было мало инвестиций, и если в 2014 году будет хоть что-то, то это выведет уровень инвестиций в плюс.

    Думаю 36-37 рублей за доллар - это пиковое значение к концу года. В начале года традиционно происходит укрепление рубля. Если, конечно, ФРС ничего не заявит. Я согласен с тенденцией, что сальдо платежного баланса ухудшается, поэтому в долгосрочной перспективе укрепления рубля не стоит ждать.

    Бюджет будет сбалансирован, мы прогнозируем только небольшой дефицит - 0,5% ВВП. Гораздо хуже ситуация в регионах. 2,5% ВВП - дефицит региональных бюджетов. Ситуация может быть получше, если регионы откажутся от ряда расходов.

    Если в следующий год можно выжить на стабилизационных мерах из федерального бюджета, но дальше мы видим огромные нефинансируемые мандаты из-за указов президента. Вначале будут брать кредиты, но потом мало кто захочет давать им в долг. Очевидно, что придется что-то менять - либо отдавать налоги, либо трансферты.

    Прежде, чем снижать налоги, надо понять, какие налоги сокращать. Нет позитивных ожиданий. Цены на нефть расти быстро не будут, а скорее всего будут снижаться. Зачем инвестировать в такую экономику, которая болтается около нуля? Нужно подать сигнал, что бизнесу ничего не угрожает, начать широкомасштабную приватизацию.

    Внутренний спрос можно стимулировать и через ставку ЦБ. Пока этот вопрос не решен. Лучше принять компромиссное решение и не трогать ставку, но не тратить резервы. Пока ослабление рубля не дало ускорение экономического роста, и чудес ждать не стоит. Без институциональных реформ их не стоит ждать".

    Евгений Гонтмахер, Институт мировой экономики и международных отношений РАН

    "Этот год был переломным в социальной политике. Если раньше мы рассуждали о росте соцрасходов или снижении, то сегодня ситуация иная. Экономическая ситуация приводит к тому, что экономика перестает рождать то количество доходов, которые необходимы для покрытия социальных расходов даже без их увеличения.

    Все это делается завуалированным способом. Кому-то дают, у кого-то отнимают. Возьмем бюджетную сферу. Есть майские указы, и они выполнены, зарплаты повысились, хотя, конечно, есть проблемы в региональных бюджетов. Путин оказывает давление на губернаторов. К чему это приводит?

    Абсолютно обнуляются расходы на развитие сетей, на оптимизацию сетей. Закрываются школы, поликлиники, больницы. Говорят, что они неэффективны. Но это приводит к простой вещи - качество и доступность этих услуг снизилось. Отходники и так практически не пользуются медуслугами. Плюс идет сокращение занятости из-за закрытия школ и больниц.

    Конечно, там есть неэффективность, но когда деньги и возможности были, этого не делали, а теперь, чтобы уменьшить расходы на здравоохранение и образование, начали это делать. Оставшимся (а большую часть увольняют) работникам повышают зарплаты, что потребителям жизнь-то не улучшает.

    И в пенсионной сфере делают то же самое, но в более длинном маневре. Это перераспределение пенсионных прав молодых на тех, кто сейчас на пенсии. Молодые якобы разберутся в формуле, а потом к пенсии разберутся и с проблемами, а нынешних как-то нужно поддерживать.

    У нас пока есть резервы - три источника ресурсов на самый крайний случай. Это два фонда и издержки естественных монополий. Эти деньги будут изъяты в крайнем случае, на поддержку регионов. Там ситуация с ЖКХ наиболее острая. Это мина. Нужно ее нейтрализовать.

    Деофшоризация. Представляю себе судьбу тех денег, которые останутся в России. Бизнес обложат новыми обязательствами - сдавать что-то, жертвовать. Это давление будет сейчас мощным и сильным. Будет введена новая шкала налогообложения, особенно для обеспеченных граждан, и 80% населения его поддержит под соусом “надо делиться.

    Вывод - вялотекущее ухудшение ситуации. Расчет на то, что российское население адаптируется. Попытка прикрыть перекосы ради успешного прохождения выборов 2018 года".


    Опубликовано Финмаркет
     
    .
    Ключевые слова:    Россия,  кризис,  бюджет,  "майские указы"


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    .