.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Экономика
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
17 декабря 2013 года 11:04
Россия и Украина - ударники непроизводительного труда
0 |
РИА Новости, Игорь Зарембо
После кризиса рост производительности труда в большинстве стран Восточной Европы существенно замедлился из-за ускорения оттока капитала. Россия возглавила процесс, ситуацию усугубляет острая нехватка кадров. Если производительность не вырастет, начнут расти цены, причем расти они будут даже во время рецессии
Москва. 17 декабря. FINMARKET.RU - Экономика России не растет из-за внутренних, а не внешних причин, ошарашил слушателей своего Послания президент Владимир Путин в прошлую пятницу. Обо всех "внутренних" причинах президент рассказывать не стал, но привел в пример низкую производительность труда в России.
Банк Goldman Sachs согласен с президентом Путиным - производительность труда в России действительно очень низкая, если она не начнет расти, страна окажется в ловушке: цены и зарплаты будут гнаться друг за другом, но экономический рост в результате этой гонки окончательно сойдет на нет.
В банке проанализировал динамику производительности труда в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.
Именно производительность труда в значительной степени определяет динамику роста экономики в среднесрочной перспективе.
В первой половине 2000-х годов производительность труда серьезно ускорилась в большинстве развивающихся стран.
Это было связано с их быстрой интеграцией в мировую экономику, притоком капитала, например, прямых иностранных инвестиций, улучшением условий на финансовых рынках и повышением качества институтов, а также сырьевым бумом.
Регион CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Северная Африка) не стал исключением из этой тенденции: рост производительности труда ускорился в начале 2000-х годов. Во многом это было связано с эффектом базы: все 90-е годы прошлого века рост оставался очень слабым и волатильным.
Самые лучшие результаты в этот период показали Россия, Нигерия и Южная Африка, которые в наибольшей степени выиграли от сырьевого бума.
Венгрия, Чехия и другие страны Восточной Европы выиграли от сближения их экономик с ЕС.
Тогда рост был связан с обильными притоком прямых иностранных инвестиций в регион.
Еще один драйвер роста производительности - рост госрасходов особенно на инфраструктуру. Чехия, Венгрия и Польша серьезно их нарастили после того, как вступили в ЕС и получили доступ к европейским фондам.
Однако после 2008 года бурные потоки прямых иностранных инвестиций пересохли. Это особенно сильно ударило по росту производительности труда в Венгрии, Чехии и Румынии.
Исключением из этого стала Польша, рост производительности труда в которой в 2010-2012 годах составил в среднем 4%. Польша смогла переориентировать свой экспорт из ЕС в США и Великобританию, а также в такие развивающиеся страны.
В России до кризиса наблюдался очень высокий рост производительности труда. Это связано с общим улучшением макроэкономических ресурсов и накоплением рабочей силы. На общее увеличение производительности труда повлияли рост цен на сырье, главным образом, на нефть и металлы.
После кризиса рост производительности труда в России серьезно ослаб, даже несмотря на высокие цены на нефть. Это связано с увеличением оттока капитала.
Производительность труда будет сокращаться из-за структурных факторов
Динамика производительности труда может быть связана со структурными и циклическими факторами. В GS решили с помощью модели регрессии решили отделить их друг от друга. Для этого они проанализировали статистику по 25 странам.
Более высокий уровень инвестиций и повышение качества институтов помогут росту инвестиций в ближайшие пять лет.
При этом рост коэффициента зависимости, то есть отношение пожилых и детей к населению в трудоспособном возрасте, и более высокий уровень доходов могут в течение этого же срока замедлить рост производительности труда.
Эти расчеты в GS применили для анализа ситуации в 10 странах CEMEEA
После кризиса "структурная" производительность труда снизилась в большинстве стран.
Особенно сильно производительность труда снизилась в России, Нигерии и на Украине из-за роста доходов, а также в Венгрии и Чехии из-за сокращения уровня инвестиций.
Южная Африка, Польша и Румыния, наоборот, испытали на себе улучшение фундаментальных показателей. Причем в Польше и Южной Африке рост выглядит весьма внушительно.
До кризиса реальная производительность труда была выше, чем предсказывает модель GS. Это говорит о том, что эти страны слишком полагались на природные ресурсы.
В 2010-2012 годах производительность труда в большинстве стран росла в соответствии с фундаментальными показателями. Серьезного разрыва между реальной динамикой издержек в 2010-2012 годах и прогнозами модели на 2013-2017 годы нет.
Исключениями из этого правила стали Чехия, Венгрия, Румыния и Турция, где текущий рост производительности труда ниже, чем предписывает модель.
Рост производительности труда вряд ли вновь вернется к докризисному уровню. Тем более, темпы роста до кризиса были чрезмерно высокими.
Для Турции и Южной Африки опасность представляет дефицит счета текущих операций: уровень сбережений в этих странах куда ниже уровня инвестиций. Этим странам придется пройти через экономические реформы: либо увеличить сбережения, либо сократить инвестиции. В последнем случае это ударит по росту производительности труда.
Слабый рост производительности труда ускорит инфляцию в России
В краткосрочной перспективе от темпов роста производительности труда зависит инфляция. Предельная производительность труда должна быть равна предельному росту зарплат.
Если зарплаты растут быстрее, чем производительность труда, то прибыли компаний сокращаются. В такой ситуации компаниям придется либо сокращать зарплаты, либо увеличивать цены. Обычно им проще повысить цены.
Рост реальных зарплат выше роста производительности труда в России, Турции, Израиле и Венгрии.
В России, Турции и Израиле это связано с жесткой ситуацией на рынке труда: работников не хватает. Это должно привести к росту инфляции.
В Венгрии инфляция маскируется принудительным сокращением цен. Это грозит стагфляцией - высокой инфляцией в сочетании с низкими темпами роста.
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- Непредсказуемая политика властей мешает инвестициям
- Правде в глаза: 1,5% роста в год - потолок для России
- Медведев: мы не проедаем доходы от ресурсов
- МВФ понизил прогноз роста экономики РФ в 2014 году до 2%
- Инфляция замедлилась до 0,1%
- Улюкаев: инфляция в 5% на следующий год вполне реальна
- Путин: причины замедления носят внутренний характер
- Банк России снова перед выбором: инфляция vs ставки
- Слабость экономики не впечатлила ЦБ: регулятор не стал снижать ставки
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.