.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Экономика
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
18 октября 2013 года 10:40
Вальтера Скотта обогатила защита авторских прав
0 |
сэр Вальтер Скотт, портрет работы Джона Грэма Гилберта
Строгая защита авторского права помогает только самым выдающимся и успешным писателям. Ужесточение режима защиты авторских прав в Англии в начале XIX века сделало сэра Вальтера Скотта богачом
Бостон. 18 октября. FINMARKET.RU - Государство может способствовать развитию творчества только с помощью защиты прав на интеллектуальную собственность. С развитием виртуальной экономики это стало особенно важно - авторское право защищает не только музыкальные произведения или литературу, но и программное обеспечение, контент интернет-сайтов, кинопродукцию и многое другое.
Часто правительства пытаются ужесточить защиту прав собственности с помощью продления срока действия копирайта. В США законом 1998 года и в Великобритании законом 2011 года срок, в течение которого будут действительны авторские, продлен с 50 лет после смерти автора до 70 лет.
Некоторые исследователи не уверены, что жесткое регулирование авторских прав действительно способствует творчеству. Композитор Джузеппе Верди смог хорошо заработать на собственных произведениях. Закон о копирайте был принят в 1837 году в некоторых частях Северной Италии. Исследователи уверены, что Верди воспользовался им, чтобы заработать состояние, но, в итоге, стал писать меньше опер.
Меган МакГарви из Университета Бостона и Петра Мозер из Стенфорда проанализировали доходы британских писателей периода романтизма - первой трети XIX века. Они исследовали 208 произведений 105 авторов, которые были опубликованы 19 издательствами в период с 1800 по 1829 годы.
В 1814 году защита прав на интеллектуальную собственность была существенно ужесточена. Это привело к резкому росту стоимости книг, так как издатели пользовались монополией авторов на их публикацию.
От ужесточения прав на интеллектуальную собственность выиграли издательства, но выросли выплаты и авторам. В среднем гонорары авторов утроились, а медианный рост составил 101%.
Отчасти этот рост связан с популярностью сэра Вальтера Скотта, который опубликовал первый рассказ как раз в 1814 году. Если исключить его произведения, то медианный рост выплат составит всего 59%.
Как закон об авторском праве помог британским романтикам
Впервые авторское право в Великобритании упоминается в законе 1710 года. Этот закон предлагал авторам охрану их авторских прав в течение 14 лет. Если автор же автор по истечении 14 лет все еще был жив, то права охранялись еще 28 лет.
Чтобы получить подобную охрану, авторы регистрировали все новые книги, а копию каждой книги отправлять в Британскую библиотеку и восемь библиотек в Англии и Шотландии.
Как только срок в 28 лет подходил к концу, то суд разрешал всем желающим издательствам публиковать книгу. Нарушение авторских прав в тот период каралось большими штрафами. В 1801 году за нарушение прав собственности издатель лишился всего тиража и заплатил 3 пенса за страницу. Торговцы, импортировавшие книги без соблюдения копирайта, платили штраф в 10 фунтов – это на 10% больше средней еженедельной зарплаты.
С 1814 года издатели были обязаны предоставить копии книги в течение 12 месяцев Британскому музею и 10 университетским библиотекам в течение 12 месяцев.
Копирайт также был продлен до 28 лет или до смерти автора, если он был все еще жив после окончания срока копирайта. После смерти автора копирайт действовал в течение 28 лет.
В XIX века британские писатели хорошо зарабатывали
Экономисты проанализировали выплаты 105 авторам, сделанные 19 издательствами за 208 произведений, опубликованных в Великобритании с 1800 по 1829 годы.
По 98 изданиям доступна подробная бухгалтерская отчетность. В 10 случаях издатели несли убытки и не платили ничего авторам.
207 из 208 опубликованных произведений – романы, 208 книга - коллекция эссе.
201 из 208 – это первые издания книг. Остальные семь – это первые издания новых томов книг.
Обычно автор получает первую выплату в год публикации книги. 57 выплат были сделаны в год до публикации книги, а еще пять – за два года до публикации.
Издатели обычно платили авторам в течение десятилетия или чуть меньше. В отношение некоторых авторов издательства заключали договор о разделении прибыли, в таком случае выплаты осуществлялись в течение 35 лет.
133 из 208 произведений было опубликовано изданием Longman. Остальные – другими издательствами.
70 из 105 авторов появляются в базе лишь единожды. Лишь шесть авторов опубликовали по пять и более романов. Рекордсменом стала Анна Мария Портер, которая опубликовала девять романов, некоторые в соавторстве с сестрой.
Две книги были опубликованы уже после смерти авторов. Гонорары за них получали родственники покойных.
Авторы получали порядка 15,17 фунтов за 100 страниц текста – это медианное значение. В среднем автор получал 40,74 фунта за книгу.
Закон об авторском праве увеличил доходы писателей
Издательство может взять на себя все риски и расходы на печать и распространение продукции. В таком случае автор отказывается от претензий на будущую прибыль и передает все авторские права издателю в обмен на гонорар.
Авторы 112 книг получили только доходы от продажи авторских прав, еще 80 – доходы по договору о разделе прибыли.
До 1814 года из 66 изданных книг 43 были изданы с помощью покупки авторских прав, после 1814 года авторы 85 из 142 книг получили только прибыль от продажи авторских прав.
Медианная выплата по договору о продаже авторских прав составила 214,45 фунтов. В среднем авторы за продажу авторских прав получали 493,08 фунта.
Гонорары авторов можно сравнить с заработками рабочих. Английский рабочий в 1800 году в среднем получал 23,58 фунтов, а в 1829 году – 32,26 фунтов.
Самый большой гонорар получил Вальтер Скотт за "Пирата" - 5 928,08 фунтов.
В период 1800-1814 годов медианная выплата составляла 100,51 фунт. В период с 1815-1829 год эта сумма выросла до 361,73 фунтов. Выплаты увеличились практически в три раза.
Средние выплаты в расчете на 100 страниц выросли с 15,44 фунтов до 1814 году до 71,92 фунтов после. Однако рост был связан с успехом нескольких авторов.
До 1814 года издатель платил автору в виде фиксированных выплат 160,9 фунтов, а после – 661,54 фунта. При этом Вальтер Скот в среднем получал 2 444,53 фунта.
Но даже без учета доходов Вальтера Скотта, выплаты авторам после ужесточения законодательства выросли: в среднем до 1814 года они получали 157,71 фунт, а после - 368,61 фунт.
Средний возраст автора книги составил 43 года. В основном выгоду от продления сроков действия авторских прав получали молодые писатели, которые явно прожили бы дольше 28 лет, а также наследники пожилых авторов.
Выплаты авторам младше 30 лет выросли с 85,08 фунтов до 1814 года до 426,99 фунтов после.
Авторам лучше не брать на себя риски
Издательство также может не выплачивать авторский гонорар, а разделить с писателем будущие прибыли, обычно они просто делили их пополам. На это пошли авторы в 80 случаях.
В среднем на таких сделках авторы получали доход в 164,49 фунтов.
После ужесточения закона об авторском праве доходы в среднем выросли на 37% с 139,9 фунтов до 174,41 фунта.
Однако из расчета на страницу доходы сократились на 13,5% со среднего значения в 19,45 фунтов на 100 страниц до 16,79 фунтов.
Подобные сделки куда более рискованны, поэтому авторы несильно выиграли от увеличения прав заимствований.
Вальтер Скотт разбогател на своих романах
Часто авторы получали доходы и от продажи авторских прав, и от сделок по разделению прибыли.
Медианный совокупный доход составил 131,28 фунтов, именно такой гонорар получила Джейн Остин за роман "Гордость и предубеждение".
Больше всех заработал Вальтер Скотт на книге "Пират" - 5 928,08 фунтов.
Самый маленький доход - всего 2,17 фунтов - получила Элизабет Бергер за книну "The Heart and the Fancy".
Рост доходов коснулся небольшого количества произведений, прежде всего, книг Вальтера Скотта.
За четыре своих книги Скотт получил больше 4000 фунтов. Общая стоимость остальных произведений Скотта в 7 раз выше 127 книг других авторов.
Однако успехи Скотта можно от части объяснить тем, что в 1805 году на полученное наследство он купил издательство Ballantyne&Company, которым владел один из его друзей. Компания потом выступала партнером при публикации его произведений.
Романы Скотта оставались популярными долгое время и он хорошо зарабатывал и на их переиздании.
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- Патенты убивают: защита интеллектуальной собственности мешает бороться с раком и другими болезнями
- Американцы чахнут над патентами и мешают глобальному росту
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.