.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Экономика
Главная   /   Экономика   /   История капитализма в России: советы директоров
.
03 октября 2013 года 03:26

История капитализма в России: советы директоров

 0  
РИА Новости, Сергей Субботин
РИА Новости, Сергей Субботин
Первые акционерные общества появились в России в начале 90-х, с тех пор роль советов директоров в корпоративном управлении в стране не изменилась. Даже сегодня они просто создают видимость бурной деятельности, но ничего не решают и не хотят решать
Москва. 3 октября. FINMARKET.RU - Во вторник на форуме "Россия зовет!" глава Росимущества Ольга Дергунова заявила, что российским госкомпаниям нужны новые менеджеры, чтобы привлечь инвесторов. Звать придется как во времена Петра I - из-за границы, своих хороших менеджеров и директоров в стране нет.

Институт корпоративного управления появился в России в начале 1990-х годов в результате болезненных трансформаций в экономике и политике. В условиях дефицита бюджета, падения промпроизводства, крушения экономики и политической нестабильности государство пыталось при помощи принуждения, "политической воли" внедрить корпоративные правила "как на Западе".

Естественно, это привело к тому, что инсайдерская модель, когда интересы главного акционеры превыше всего, стала самой популярной для ведения бизнеса в России. Спустя двадцать лет после прихода капитализма в Россию Юлия Дуляк из Высшей школы экономики выяснила , что члены советов директров российских компаний по-прежнему ничего не решают и в лучшем случае представляют собой совет мудрейших старейшин при владельце-диктаторе.

1990-1998 годы: простая формальность

С момента появления первых акционерных обществ и до кризиса 1998 года советы директоров играли в России исключительно формальную роль: никакого разделения между собственностью и управлением в те времена не было.

  • Корпоративные отношения в начале 1990-х были не инструментом привлечения инвестиций и развития бизнеса, а способом управления перераспределительными потоками.
  • За эти годы в России были проведены три раунда приватизации. И возможность перераспределения ресурсов от государственного сектора в личное пользование была одним из главных стимулов спонтанной приватизации.
  • В результате в 1992 году предприятия, которые были включены в программу приватизации, были преобразованы в акционерные общества, а их руководство получило преимущественное право владения акциями после приватизации. Это привело к снижению стимулов для покупки акций компаний аутсайдерами.
  • Второй этап приватизации 1994 года был направлен на снижение контроля инсайдеров за счет продажи активов за деньги. Но большинство менеджеров попыталось любимыми методами защитить свои права на управление. В результате высокая концентрация собственности в их руках стала типичной для пост-приватизированных предприятий.
  • Доля крупнейшего акционера в капитале промышленного предприятия на конец 2000 года составляла 40-50%. Примерно 2/3 компаний имели крупного акционера, который контролировал всю компанию.
  • Условия защиты прав собственности не соблюдались. Ваучерная приватизация закончилась раньше, чем в стране появилось корпоративное право.
  • В 1995-1996 гг. начали принимать первые законы, регулирующие корпоративные отношения, но многие акционерные общества не соблюдали их. Насажденные сверху законодательные инициативы не пользовались спросом, не было практики правоприменения, системы наказания.
  • Менеджеры не были готовы к этим "инновациям". Позиции управленцев заняли бывшие "красные директора" с соотвествующим стилем управления. В некотором смысле они даже не были заинтересованы в рыночных отношениях и развитии фондового рынка как таковых.
  • 1999-2007 годы: открытие России

    В эпоху бурного экономического роста "нулевых" роль советов директоров изменилась. Они стали инструментами привлечения инвестиций и повышения привлекательности компаний, но все еще находились под полным контролем владельцов.

  • В результате приватизации появилось несколько вертикально интегрированных компаний в нефтяном бизнесе.
  • Бизнес функционировал в форме бизнес-групп, и это было характерно не только для больших компаний, но и для среднего бизнеса. Так было проще адаптироваться к рынку и сохранять конкурентоспособность. Холдинги создавало и правительство, и бизнес.
  • Для чего компании начали использовать методы корпоративного управления? Им нужны были инвесторы и деньги. Развитие внутреннего рынка и растущие возможности компаний вынуждали их выходить на международный фондовый рынок.
  • Экономика начала восстановление из-за роста цен на нефть, девальвации рубля и стабилизации политической ситуации, рост реального ВВП в 1999-2000 годах составил 6,5%, в 2002 - 4%.
  • Рост капитализации рынка акций России начался в 2001-2002, и к марту 2003 года приблизился к $127 млрд. Российские компании начали проводить первые IPO на мировых биржах.
  • Приоритеты владельцев изменились: сначала они пытались завладеть активами, а теперь захотели повысить качество корпоративного управления, чтобы заполучить средства на рынке. Это повысило доверие иностранных инвесторов.
  • Но совет директоров все равно в этот период все равно оставался имиджевым, формальным проектом, а не инструментом корпоративного управления.
  • 2008-2013 годы: инструмент повышения эффективности

  • Мировой финансовый кризис 2007-2009 годов показал, что оценки компаний на рынке были необъективны, а имитация настоящего совета директоров в российских компаниях неэффективна.
  • На фоне резкого снижения стоимости акций всех компаний, государственных и негосударственных, на рынке ценных бумаг, предприятия начали нести убытки. Это выявило множество пробелов в российской практике корпоративного управления.
  • Последствиями кризиса стало укрепление оппортунистического поведения менеджеров и новая волна перераспределения акционерной собственности, которая прошла со значительными нарушениями прав акционеров. Компании изменили свое отношение к системе риск-менеджмента и информационной прозрачности.
  • По данным опроса Национального совета по корпоративному управлению, 90% менеджеров ввели систему управления рисками, 48% - системы внутреннего аудита, 42% - процесс стратегического планирования, 39% - ответственность топ-менеджеров и членов совета директоров.
  • В итоге уже к 2009 году почти 100% компаний имеют совет директоров, который собирается чаще, чем один раз в квартал; в 94% компаний действует положение о Совете директоров.
  • Количество независимых директоров растет. В 2010 году было принято несколько важных законов - о консолидированной финансовой отчетности, об инсайдерской информации, о процедуре выплаты дивидендов и повышении прозрачности структуры собственности.
  • Опыт и связи - оружие директора

    Чтобы узнать, какую роль играют советы директоров в российских компаниях сегодня, ВШЭ провела 15 глубинных интервью с членами советов директоров и экспертами в области корпоративного управления весной-летом 2012 года. Информация о деятельности акционерных обществ взята из открытых источников.

    Респонденты поделены на две группы - практики и эксперты. Первых - семь, вторых - восемь. Интервью проводились на двух городах России: Москве и Екатеринбурге. Анализируемые компании принадлежат отраслям промышленности, связи и строительства, часть респондентов работает в совете директоров банков.

    Все интервьюируемые развернуто отвечали на 13 вопросов о работе совета директоров от описания председателя совета, опыта работы его членов до роли комитетов в деятельности компаний и показателей эффективности совета.

  • Все респонденты согласились с тем, что существуют реальные рабочие советы директоров и "спящие", формальные. Вторые не играют никакой роли в развитии компании. При этом тип компании - публичная или непубличная - не влияет на качество деятельности совета директоров. Реальная власть все равно принадлежит владельцу.
  • Совет директоров - это реальный инструмент увеличения производительности бизнеса. Он помогает решать корпоративные конфликты и содействует гармонизации интересов основных заинтересованных сторон: инвесторов, акционеров, владельцев, менеджеров и, иногда, правительства.
  • Собственник имеет стратегическое влияние на деятельность компании. Этот факт определяет ключевую роль советов директоров в России. Совет является инструментом управления рисками, а ключевым фактором риска является владелец.
  • Комитеты не являются типичными для российских компаний, но респонденты придают им большое значение. Они помогают совету принимать разумные решения и позволяют организовать работу между заседаниями совета директоров.
  • Говоря о характеристиках членов совета, респонденты обращают внимание не на тип образования, а на его качество, не на количественный баланс директоров в совете, а на присутствие директора с определенными навыками.
  • Председатель, по их мнению, должен не только иметь хорошее образование и богатый профессиональный опыт, но и определенными личными качествами, коммуникативными навыками, авторитетом.
  • Сегодня роль совета директоров заключается с одной стороны в повышении корпоративной производительности и эффективности бизнеса, но с другой стороны, все еще формальна. Реальные изменения роли директоров в корпоративном управлении потребуют времени.


    Опубликовано Финмаркет
     
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    .