Райффайзенбанк Австрия
Первый всплеск дефолтов по корпоративным облигациями пришелся на июнь 2008 года и был не в последнюю очередь обусловлен необычно высоким для рублевого рынка объемом выплат. Суммарный объем оферт и погашений всего за две недели июня в 3-4 раза превысил историческую норму - не удивительно, что нашлись несколько эмитентов 3-го эшелона, по тем или иным причинам не готовых к исполнению своих обязательств. Один из них (Миннеско Новосибирск) затем допустил реальный дефолт.
Следующий локальный пик погашений и оферт придется на декабрь, и он будет вполне сопоставим по масштабам с июньским. По нашим подсчетам, общая сумма выплат составит около 75 млрд руб., число компаний и банков, которым предстоит погасить или выкупить облигации, превысит 40. Оговоримся, что в данном случае сложно привести более точные цифры, поскольку часть выпусков были выкуплены в ходе предыдущих оферт, а некоторые - изначально не были ориентированы на активное обращение и играют роль квази-кредитов в портфелях узкого круга инвесторов.
Принципиальные отличия декабрьской ситуации от июньской - полная потеря ценовых ориентиров на всех финансовых рынках и резкое ухудшение кредитных характеристик очень существенной доли эмитентов. Последствия легко прогнозируемы: для эмитентов оферты превращаются в погашения практически всего объема выпуска, вне зависимости от новой ставки купона, при этом риски рефинансирования настолько высоки, что почти все эмитенты 3-го эшелона становятся реальными "претендентами на дефолт".
Вероятность дефолта в 3-м эшелоне не всегда просчитывается по финансовой отчетности, тем не менее, кредитный анализ смысла не потерял… Практика показывает, что даже выплаты купонов могут приводить к дефолтам. Однако мы полагаем, что большинство инвесторов все же интересуются в основном погашениями и офертами, тем более что задержки купонных выплат часто на самом деле вызваны техническими проблемами. Мы решили сосредоточиться на оценке кредитного риска тех эмитентов, которые обслуживают долг, но, возможно, не смогут найти средства на погашение или оферту. Кредитный кризис ставит в подобное положение значительную часть эмитентов, учитывая, что в последние годы очень многие из них вынужденно (из-за нехватки долгосрочных ресурсов в банковской системе) финансировали долгосрочные инвестиционные проекты короткими заимствованиями.
…однако не менее важно решение ключевых банков-кредиторов по дальнейшей кредитной поддержке эмитента Наш анализ ряда представителей 3-го эшелона показывает, что облигации обычно составляют относительно небольшую часть от общего объема долга. Поэтому отсутствие денежных средств, достаточных для немедленного погашения бумаг, означает для эмитентов зависимость не столько от держателей облигаций, сколько от одного или нескольких банков - ключевых кредиторов компании. Именно их решение относительно дальнейшего рефинансирования компании часто решает судьбу облигационного займа. Такое решение может быть принято или не принято в зависимости от желания и возможности банка отсрочить наступление дефолта - не только по облигациям, но и по другим кредитным линиям - в надежде на восстановление кредитоспособности заемщика в будущем. При этом решение банка-кредитора не в последнюю очередь зависит от его собственного финансового состояния, а в некоторых случаях - от оценки "стратегической" важности данного бизнеса для экономики.
Заинтересованность эмитента в нормальном прохождении оферты больше не является аксиомой… У держателей облигаций в данной ситуации остается лишь два варианта - держать неликвидные бумаги до погашения или найти на них покупателя - скорее всего, по очень низкой цене. Выбор во многом зависит от оценки кредитного качества, которая в свою очередь сводится к ответу на вопросы типа "пройдет оферту или не пройдет", "получит поддержку банков или не получит". Интересно, что в нынешней ситуации не совсем очевидно, какой ответ выгоден эмитенту: по нашей информации, некоторые эмитенты предпринимали действия по неявному выкупу собственных облигаций по заниженным ценам.
…а в случае банкротства - позиции необеспеченных инвесторов настолько слабы, что не позволяют рассчитывать на приемлемый recovery rate Репутационные риски - не самый актуальный вопрос для эмитентов, когда долговой рынок фактически закрыт. Поэтому даже у платежеспособных компаний может возникнуть соблазн направить доступную ликвидность на выкуп собственных долгов со значительным дисконтом, а не на исполнение оферты по номиналу. После "прецедента Инпрома" легко представить ситуацию, когда эмитент сознательно затягивает срок исполнения оферты под предлогом судебного запрета, вынуждая держателей бумаг продавать их по любым ценам - ведь обеспечительные меры не распространяются на обычные сделки купли-продажи. А в случае, если ни эмитент, ни поручители не являются балансодержателями ценных активов (не редкость в 3-м эшелоне), компания вообще может инициировать процедуру банкротства SPV и погасить его долги выборочно. При ликвидации эмитента позиции держателей облигаций - едва ли не худшие среди всех кредиторов, и никакой юридической базы для солидарной защиты инвесторов на российском рынке пока нет.
Мы планируем публиковать кредитные обзоры по относительно "рыночным" выпускам, которым предстоит пройти через оферту или погашение в декабре В преддверии массовых оферт и u1087 погашений декабря (надеемся, что он не войдет в историю российского рынка облигаций как "кровавый декабрь") мы планируем дать краткие кредитные характеристики компаниям и банкам, которым предстоит пройти через погашения и оферты до конца 2008 года. Наша цель - помочь инвесторам сформировать хотя бы базовое представление о том, в какой "кредитной форме" сейчас находятся эмитенты, и на какие риски нужно обратить особое внимание.
- RFB_081126.zip (Размер - 326kb)