Первый замглавы ФТС Владимир Малинин: Переход к прямым поставкам в итоге скажется на розничных ценах
В 2006 году в Федеральной таможенной службе произошли крупные кадровые изменения: сменился руководитель и некоторые заместители. На службу в ФТС пришел Владимир Малинин, заняв кресло заместителя главы ведомства. Через год В.Малинин был назначен первым заместителем главы службы.
С момента своего назначения новое руководство ФТС не принимало кардинальных шагов по изменению деятельности службы. Велась планомерная работа по совершенствованию взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, осуществлялась постепенная интеграция ФТС в международные таможенные организации. Не на последнее место в своей деятельности ФТС ставила проблему автомобильных "пробок" на северо-западе страны. Еще одним приоритетным направлением в своей деятельности ФТС называла борьбу с контрабандой и "серым" импортом.
Об итогах деятельности ФТС за последние полтора года и о главных направлениях ее работы на будущее Владимир Малинин рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Шатской Анастасии.
- Владимир Михайлович, что сейчас главное в работе ФТС?
- Главное - решение принципиально важных вопросов. Первое - совершенствование организационно-штатной структуры. Второе - вопрос предварительного информирования, который столь же актуален, как декларирование в электронной форме. Это позволит снять напряжение на наших западных рубежах, радикально решить проблему автомобильных пробок на пунктах пропуска. Особое место занимает работа правоохранительного блока, то есть борьба с контрабандой. Также - борьба с недостоверным декларированием, в том числе - путем точного определения таможенной стоимости. То есть все проблемы "особо важные", и сложно выделить какие-то приоритеты. Каждое направление занимает особое место в работе таможенных органов, и важно для совершенствования государственного контроля внешнеторгового комплекса страны.
- Одним из способов противодействия незаконному импорту является организация прямых поставок. Многие зарубежные компании проявляют интерес к переходу на эту систему, которая, также по их мнению, делает процесс таможенного оформления более прозрачным. Каково отношение ФТС к прямым поставкам? С кем сейчас договариваетесь?
- Отношение положительное. Ведь прямой импорт - это такой порядок, при котором товары ввозятся непосредственно фирмой-производителем, без посредников. Соответственно, в эту схему труднее включиться тому лицу, которое ради дополнительной прибыли готово совершить недобросовестные действия.
Вообще, переход к прямым поставкам играет огромную роль как для производителя, так и для потребителя. Во-первых, предоставление таможенным органам достоверной ценовой информации по поставляемым товарам. Во-вторых, отказ от услуг многочисленных посредников, выстраивание оптимальных логистических цепочек приведет к снижению издержек торговых сетей, что в итоге скажется и на розничных ценах продукции. В-третьих, переход к прямым контрактам позволяет значительно снизить нарушения прав интеллектуальной собственности.
Сегодня напрямую свою продукцию в Россию поставляют компании Braun и SEB Group (торговые марки Roventa, Moulinex, Tefal). С 1 июня начала переход на прямые поставки полного ассортимента потребительской электроники на наш рынок и компания Philips. Samsung уже импортирует по этой схеме аудио- и видеотехнику, сейчас осуществляет перевод на прямой импорт и бытовой техники. То же планирует и Panasonic. Рассматривает такие вопросы также Nokia. С уверенностью можно сказать, что в ближайшее время к модели прямого импорта готовятся перейти многие европейские, корейские и японские производители электробытовой техники.
- Для чего ФТС планирует ввести новые институты - уполномоченного грузополучателя и комплексной гарантии. Расскажите, пожалуйста, подробней, что это такое? Как это будет работать? Кто сможет ими воспользоваться?
- Пока все эти вопросы в работе, и конкретные решения еще не приняты. Сейчас как раз мы прорабатываем общие подходы и изучаем возможные последствия. В части введения института уполномоченного грузополучателя ФТС России разработала концепцию проекта федерального закона. Эта концепция сейчас на стадии межведомственного согласования.
С вопросом введения и существования этих институтов тесно связан еще один актуальный аспект таможенного контроля - пост-аудит. Недавно состоялась коллегия, посвященная рассмотрению концепции развития пост-аудита, и концепция была утверждена. Теперь ФТС будет реализовывать принципы этой концепции на практике: как организовать эту работу эффективно, чтобы в случае, если наши сотрудники выходят с проверками после выпуска товара в свободное обращение, как минимум семьдесят случаев из ста имели результат. В этом году, кстати, показатель результативности таможенных ревизий превысил 86%. То есть таможенные ревизоры "выбивают" 8-9 баллов из десяти, это высокая меткость при проведении контрольных мероприятий.
В этом году начата реализация комплекса мер по внедрению системы маркировки и идентификации товаров. Так, с 20 июня уже введена идентификация отдельных товаров при их таможенном оформлении путем указания серийных номеров и иных идентификационных признаков. Это сделано для оптимизации таможенного контроля после выпуска таких товаров, как портативные компьютеры, плазменные и жидкокристаллические телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры.
Мы продолжаем разработку подобных мер и считаем, что их внедрение позволяет эффективно бороться со схемами незаконного импорта. Я абсолютно убежден в том, что эта работа принесет свои плоды.
- Кстати, относительно борьбы с "серым" импортом - что еще делается в этом направлении?
- Этот вопрос имеет две составляющих: работу правоохранительных подразделений таможни и контроль за так называемыми "серыми" брокерами. На современном этапе таможенные органы осуществляют переход от жесткого администрирования внешнеэкономической деятельности к выборочному контролю с использованием аналитических форм и методов, в частности, системы анализа и управления рисками.
Еще одним условием эффективной работы по снижению доли "серого" импорта является международное сотрудничество. В этом плане одним из наиболее приоритетных направлений является взаимодействие с таможенными службами стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции. Остро встает вопрос о проведении совместных мероприятий с таможенными службами транзитных стран, а это, прежде всего, Прибалтийские страны, Финляндия, Казахстан и Украина, Белоруссия.
Также проводится постоянная работа по предотвращению занижения таможенной стоимости товаров.
- Участники ВЭД порой жалуются, что "попадают" на корректировку таможенной стоимости, так как ценовая информация об импорте, имеющаяся на таможенных постах, зачастую не соответствует действительной ввиду временных задержек в ее обновлении, из-за скидок и преференций оптовым покупателям. Насколько эта проблема велика, по мнению ФТС?
- Эта проблема будет актуальна всегда, и везде она существует. Не скажу, что это самая важная проблема во всем комплексе внешней торговли, но на сегодняшний день - одна из наболевших. Пытаемся предпринимать определенные шаги, пользуемся различными каталогами, запрашиваем ценовые характеристики у производителей. Но в любом случае, это очень большие объемы информации. Могу подтвердить: проблема кричащая, мы ее видим и будем решать.
Сейчас по этому направлению в семи таможенных органах (на Московской Северной, Московской Южной, Московской Восточной, Московской Западной, Шереметьевской, Внуковской и Домодедовской таможнях) проводятся опытные эксплуатационные работы по внедрению информационной технологии контроля таможенной стоимости.
- В 2006 году на базе Каширского таможенного поста Московской Южной таможни прошел эксперимент по подаче электронных деклараций через Интернет. Каковы итоги эксперимента? Будете ли его расширять?
- Действительно, в декабре прошлого года был проведен на Каширском посту такой эксперимент. Учитывая хорошие показатели и достаточную перспективность этого направления, мы решили продолжить эксперимент, и сейчас в Центральном, Южном и Северо-Западном таможенных управлениях проводятся соответствующие мероприятия.
25 сентября прошел первый успешный тест по предоставлению сведений в электронной форме с использованием интернета от декларанта ООО "ИКЕА ТОРГ" на Есиповском таможенном посту Зеленоградской таможни.
После завершения тестирования и технического дооснащения центров обработки данных региональных таможенных управлений, думаю, система подачи деклараций через Интернет может быть введена в полноценную эксплуатацию в 2008 году.
- С введением в эксплуатацию системы подачи таможенных деклараций через Интернет возникает вопрос о товарах, подлежащих электронному декларированию. В прошлом году ФТС России заявляла о намерении расширить список таких товаров. Что попадет в расширенную номенклатуру в первую очередь?
- Номенклатура товаров, подлежащих электронному декларированию, определена еще в 2004 году. Но ведь не все товары подлежат электронному декларированию, поэтому ограниченная номенклатура является одним из сдерживающих факторов расширения применения электронного декларирования. Поэтому в целях повышения заинтересованности участников ВЭД в применении такой формы декларирования в прошлом году был отменен запрет на электронное декларирование подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе на таможенную территорию России.
Таким образом, могу сказать, что на сегодняшний день в номенклатуру товаров, подлежащих электронному декларированию, не попадают только те товары, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования или квотирования.
- Каких изменений следует ожидать игрокам рынка таможенных услуг - брокерам, перевозчикам, владельцам складов временного хранения?
- В марте этого года Госдумой в первом чтении был принят проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ". Поправки направлены на совершенствование таможенного администрирования исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей с целью устранения технических ошибок, внутренних несоответствий, правовых пробелов. Кроме того, законопроектом предполагается установление института солидарной ответственности таможенного брокера и декларанта.
В соответствии с поручением аппарата правительства мы совместно с другими ведомствами подготовили проект поправок к этому законопроекту. Там содержатся такие предложения, как уточнение порядка уплаты авансовых платежей и их возврата, урегулирования порядка исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при реорганизации, ликвидации юридического лица и безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица. Также оговариваются случаи применения таможней мер по приостановлению операций по счетам плательщика таможенных платежей в банке, арест имущества, возможность признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по таможенным платежам.
- ФТС также разрабатывала поправки в Таможенный кодекс РФ, касающиеся введения обязательного предварительного информирования, поправки, увеличивающие финансовые требования в части гарантирования уплаты таможенных платежей таможенными брокерами, перевозчиками и владельцами СВХ. Как обстоит дело в этой сфере?
- В ФТС создана рабочая группа по совершенствованию системы предварительного информирования таможенных органов. По результатам деятельности этой группы мы будем принимать решения о необходимости и сроках разработки соответствующих проектов федеральных законов. Но вместе с тем, для дальнейшей проработки этого вопроса, в том числе и разработки концепции проекта федерального закона и проекта технического задания на его разработку, необходима оценка возможных рисков для эффективности таможенного контроля при введении института предварительного информирования.
- Еще актуальный вопрос - реорганизация таможенных органов. В конце 2006 года было принято решение о реорганизации таможен Юга России. Можно ли сказать, что на этом процесс реорганизации таможен окончен? Или что-то планируется новое?
- Думаю, каких-то крупных событий, как в свое время, например, реорганизация акцизной таможни, сейчас вряд ли стоит ожидать. Конечно, будут решения по отдельным постам. Вообще, процесс этот очень живой, ежедневно возникают какие-то вопросы, на которые надо реагировать. Конечно, основное - это разгрузка пунктов пропуска.
Терминалы расширяются, увеличивается поток и пассажиров, и товаров. Везут все - от электроники и деталей к станкам до овощей и фруктов. Это огромные объемы, поэтому каждый раз, решая вопрос о реорганизации тех или иных пунктов пропуска, мы учитываем эти обстоятельства. Плюс ко всему - появляются особые экономические зоны. Там тоже надо обеспечивать таможенное оформление и контроль.
Какие-то пункты пропуска надо укреплять, как, например, в Забайкалье. Там сложная ситуация, но она объективна, так как товарооборот с Китаем стремительно растет. Эту проблему мы также решаем, причем обсуждаем ее с нашими китайскими коллегами в поисках оптимального решения.
Как видите, все это - взаимозависимые проблемы, которые так или иначе приводят к необходимости оперативно решать вопросы реорганизации таможенных органов, и выделить из этого большого комплекса какой-то один фактор очень сложно.
19 ноября 2024 года 14:27