.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.
03 ноября 2011 года 17:47
"Норникелю" интересны месторождения платиноидов в ЮАР и Зимбабве - директор департамента зарубежных производственных активов
Зарубежная экспансия "Норникеля", достигшая наибольшего размаха в 2007 году с приобретением LionOre и OM Group, в 2009 году, на фоне резкого падения цен на никель, обернулась закрытием всех австралийских активов. В середине 2011 года "Норникель" открыл одно из австралийских предприятий, Lake Johnston, заявил о планах по приобретению медных месторождений и строительству медеплавильного завода в Индонезии. А в новой стратегии развития до 2025 года обозначил несколько новых объектов для потенциальных приобретений в Южной Америке. О дальнейших планах по запуску австралийских активов, перспективах африканских Nkomati и Tati Nickel, а также основных направлениях нового витка зарубежной экспансии в интервью "Интерфаксу" рассказывает директор департамента зарубежных производственных активов "Норникеля" Роман Панов.
- Начнем с активов "Норникеля" в Австралии. Что для компании приоритетнее - ввод в эксплуатацию Black Swan или начало добычи на более богатом месторождении, Honeymoon Well?
- Это две разные задачи. Black Swan - это задача текущего формата, Honeymoon Well - это проект стратегический. На Black Swan есть запасы, готовые для отработки, есть вся инфраструктура, фабрика, готов карьер. Сложной частью, связанной с только карбонатными рудами, сейчас занимается институт "Гипроникель". Основным аргументом в пользу принятия решения о запуске Black Swan будет, конечно, рыночная ситуация и прогнозы по цене никеля на ближайшую перспективу. Потому что Black Swan - проект среднесрочный.
Honeymoon Well - это объект значительнее по объему и по сроку эксплуатации.
- Когда вы введете Black Swan?
- Возможно, что в случае положительной экономики проекта в текущих рыночных условиях будет принято решение о запуске в следующем году. В конце ноября нам должны представить проектные решения, будет проведена их экспертиза, и по итогам Black Swan может быть включен в бюджет 2012 года. Для этого у нас все расчеты сделаны, по крайней мере, по сульфидной части.
Альтернатива - запуск может быть отложен на год. Нас никто не торопит с вводом Black Swan. Ввод не представляет критической сложности, объект поддерживается в надлежащем состоянии. Очень многое зависит от условий рыночной конъюнктуры и среднесрочного прогноза цен, в соответствии с ними будет принято решение о вводе Black Swan.
- Вы сказали, что все зависит от рыночной конъюнктуры. При каком уровне мировых цен на никель австралийские и африканские заводы будут нерентабельны, и вы их будете закрывать?
- При уровне ниже $10000 за тонну (на 2.11. цена никеля на LME - $18655 за тонну) зарубежные заводы будут точно нерентабельны. Если цена будет стремиться к этой цифре, тогда и будем смотреть по всем зарубежным объектам. Мы эту ситуацию уже пережили в 2008 году.
- Lake Johnston в третьем квартале уже выдал первый концентрат - 435 тонн, является ли это проектным показателем?
- По Lake Johnston есть небольшое отставание по объему производства. Оно связано с затянувшимся этапом запуска, потому что мы смотрели возможность оптимизации отработки рудника. Вышли мы на те показатели, которые хотели с точки зрения себестоимости. Мы не стремимся реализовать его для того, чтобы только реализовать, основная задача - это заработать прибыль для акционеров. Поэтому те проектные решения, которые там применялись, были направлены на снижение себестоимости. Этого удалось достигнуть. Мы рассчитываем, что Lake Johnston выйдет на проектные показатели в полном объеме в январе-феврале 2012 года. По плану это 95 тыс. тонн (руды), может быть до 100 тыс. тонн в месяц.
- Когда может быть запущен завод Cawse?
- Проект находится в стадии подготовки ТЭО, проведены лабораторные испытания, в ноябре будут представлены первые результаты и экономические расчеты, составлен сетевой график проекта. В середине 2012 года должны быть уже выданы проектные решения.
-На мощностях Cawse вы хотите перерабатывать концентрат с Honeymoon Well?
- Как одно из возможных проектных решений, да, действительно такая опция рассматривается. Сейчас институт "Гипроникель" занимается оценкой возможности переработки на заводе Cawse руд и концентрата как с Honeymoon Well, так и с Lake Johnston, Black Swan, чтобы обеспечить комфортную себестоимость. Тут вопрос технологического решения и совокупной себестоимости продукта. Пока работа продвигается, на мой взгляд, достаточно успешно. Плюс к этому, мы изучаем возможность совместной переработки латеритных и сульфидных руд на объектах в Австралии. У нас есть еще завод Avalon, который может быть ориентирован именно на это. То есть сейчас фактически две параллельных работы ведется. Мы планируем в следующем году приступить к началу проектных работ по Honeymoon Well.
Запасы Honeymoon Well - свыше 1 млн тонн. Это одно из крупнейших месторождений сульфидного никеля в Австралии. Со значительными объемами латеритных никелевых руд. В латеритных рудах высоко содержание примесей в руде, в том числе мышьяка, есть определенные технологические вопросы, которые нам необходимо решить. По совокупности запасы могут до 3 млн тонн доходить. В первую очередь нас интересует отработка сульфидных руд.
- Активы "Норникеля" в Австралии соседствуют с активами BHP. Не было ли у вас предложений о консолидации активов с BHP? Либо с другими крупными игроками?
- Я не знаю, чтобы нам BHP предлагал консолидировать активы. Хотя у нас есть совместные предприятия с ними, Albion Downs (50 на 50 "Норникель" и BHP). Оно расположено недалеко от месторождения Mountkiss, принадлежащего BHP. По Albion Downs сейчас идет геологоразведка. Это месторождение с определенными перспективами. Если наши ожидания по этому месторождению подтвердятся данными геологоразведки, возможно интенсивное начало его разработки, с перспективой переработки концентратов, в том числе, и на мощностях BHP. У них есть обогатительные мощности, плавильные, поэтому, возможно, что этот проект сможет встроиться в цепочку переработки.
- Есть ли в Австралии у "Норникеля" планы по покупкам активов?
- Пока нет, нам хватает там объектов, в первую очередь никелевых. На данном этапе мы не рассматриваем какие-то значимые покупки, связанные с приращением ресурсной базы в Австралии. Она достаточно значительная.
- Ваше присутствие в Африке продиктовано только геополитическими причинами и стремлением получить опыт переработки бедных руд?
- Я бы не сказал, что это только геополитика, это рентабельный способ зарабатывания денег для компании. Я не могу сказать, что наши африканские объекты убыточны. Наши объекты работают ровно до тех пор, пока они способны генерировать прибыль для своих акционеров. И именно из этого мы исходим в работе, в подходе к проекту и его оценкам. Если проект неприбыльный, нерентабельный, нам он неинтересен.
Содержание металлов в руде по африканским активам действительно низкое, но при этом Nkomati и Tati Nickel пока прибыльны, даже на уровне текущих цен. Но очевидно, что мы нарабатываем уникальный технологический опыт переработки подобных руд. Мне кажется, никто больше в мире не перерабатывает руды с таким низким содержанием металлов. Технологии, которые мы там применили, действительно являются уникальными.
- Расскажите подробнее о планах развития африканских активов. Их доля в общем объеме выпуска металлов "Норникеля" - около 10%. Является ли это потолком для Nkomati и Tati Nickel?
- Для действующих африканских площадок доля в 10% от общего объема выпуска металлов по группе так и сохранится. Максимум может быть 12%, то есть плюс-минус 1-2%.
Nkomati - качественный проект, в следующем году он должен полностью выйти на проектную мощность. Мы сейчас заканчиваем инвестиционную фазу. В этом году закончили строительство и ввели новую обогатительную фабрику. Есть определенные сбои, связанные с отработкой рудника и карьера, но они имеют производственный характер, это решаемые задачи. В целом мы довольны ходом реализации проекта.
По Tati Nickel есть перспективы продлить срок жизни рудника - за счет приращения ресурсной базы, в том числе, разведанного месторождения Selkirk, ТЭО разработки которого будет готово в 2012 году. И за счет тех 6 лицензий, которые мы в этом году получили (в частности, на участок Tekwane и Cinderella, никелево-медное месторождение с содержанием золота). Мы ведем комплекс геологоразведочных работ, если он будет успешен и если по Selkirk подтвердятся расчеты проектной организации, то Tati Nickel проработает достаточно продолжительный срок. Если нет, будут другие решения. Текущая ресурсная база позволяет Tati Nickel комфортно работать 4 года как минимум.
- Рассматривает ли "Норникель" приобретение дополнительных активов в Африке?
- Африканская ресурсная база очень перспективна, это очевидно всем крупным игрокам, которые там представлены. Мы сейчас изучаем несколько объектов. Делаем оценку, смотрим на месторождения в сопредельных с ЮАР странах как на перспективу, но пока конкретных решений нет. У нас есть операционные площадки в ЮАР и в Ботсване, и для нас абсолютно логично смотреть, например, на Зимбабве, потому что там очень высокий потенциал по месторождениям как платиноидов, так и никеля. Но учитывая существующую ситуацию в Зимбабве и в сопредельных странах, учитывая те риски, которые есть, мы достаточно осторожны в выборе объектов. Ситуация в ЮАР более стабильна, и нам она более понятна, поскольку у нас там есть Nkomati. Наиболее логичным нам кажется привязывать планы расширения, в первую очередь, к действующим операционным площадкам. В ЮАР тоже мы смотрим на несколько перспективных объектов. Пока идет предварительная оценка и о конкретике рано говорить. То, что мы заинтересованы в расширении ресурсной базы в этом регионе, это бесспорно, это вписывается в стратегию компании. Африка - это регион нашего присутствия.
- Интересующие вас объекты в Африке связаны с производством никеля, меди или платиноидов?
- В первую очередь, с точки зрения диверсификации портфеля группы, нам интересно увеличение доли металлов платиновой группы. Учитывая, что ЮАР и Зимбабве с этой точки зрения потенциальные страны, я бы сосредоточил внимание именно на этих объектах.
- "Норникель" планирует построить медеплавильный завод в Индонезии, но для этого необходимы гарантированное обеспечение сырьем. Как компания хочет решить проблему поставок сырья?
- Мы совместно с партнером, компанией Nusantara, при содействии государства планируем переговоры с несколькими потенциальными поставщиками сырья. Также мы смотрим перспективные участки для приобретения. Сейчас изучаем и ведем переговоры по 5-7 лицензионным участкам. В том числе, по участку западный Lombok. Решение о начале ТЭО проекта будет зависеть от предварительной кондиции как в части поставок сырья, так и получения нами лицензии на медно-порфировое месторождение в Индонезии.
Пока мы не решим вопрос по безопасному гарантированному обеспечению завода ресурсной базой, приступать даже к детальному ТЭО проекта нет смысла. Есть предварительное ТЭО, есть расчеты, показывающие эффективность медеплавильного завода, но все они построены на давальческом сырье. На наш взгляд, такая схема не оптимальна. Для того, чтобы обеспечить безопасность поставок, нам будет в любом случае необходима собственная ресурсная база. Вот от этого мы отталкиваемся в наших переговорах с государством и частными компаниями Индонезии.
-В какой стадии эти переговоры?
- В переговорах есть определенный прогресс. Когда решение будет принято - это вопрос цены и обоснованности. На нас нет никакого давления. Государство и наши партнеры также заинтересованы в скорейшем решении этого вопроса. И в том, чтобы были утверждены хотя бы проектные параметры.
- Будут ли востребованы в регионе такие масштабные плавильные мощности - 400 тыс. тонн меди в год?
- Да, такие плавильные мощности в этом регионе будут востребованы. Это понимают и власти Индонезии, которые приняли закон, ограничивающий с 2014 года производителей в вывозе концентратов из страны и обязывающий их обеспечить хотя бы частичную переработку на территории Индонезии. Поэтому это решение соответствует ожиданиям государства, и уверен, что мы продолжим работу по его реализации.
- Возможен ли негативный сценарий, при котором вы откажетесь от проектов в Индонезии в связи с негативными прогнозами по ценам на медь?
- По сырьевым участкам мы не откажется в любом случае. Потому что если есть перспективная ресурсная база, то ей надо заниматься. И уже в зависимости от наличия перспективы смотреть на перерабатывающие мощности. Я бы не увязывал вопросы цены и разработки ресурсов в Индонезии. О ценовом параметре перспективности разработки любого месторождения на этапе greenfield говорить очень рано. Все зависит от качества руд, от объема, от наличия инфраструктуры - очень много аспектов, которые надо анализировать в комплексе.
- То есть из Индонезии "Норникель" не уйдет, несмотря на любую динамику цен на медь?
- А мы туда еще не пришли, чтобы уходить. Мы планируем реализовать то, что мы там наметили. Если все будет развиваться в той логике, в которой мы себе наметили, то мы на этот рынок смотрим как на перспективный.
- Интересуется ли "Норникель" активами в Южной Америке?
- Да, с точки зрения диверсификации портфеля группы и увеличения доли меди нам интересны крупные медно-порфировые месторождения с хорошими показателями в Южной Америке, которая является хорошей ресурсной базой этого металла. Мы рассматриваем месторождения Чили, Перу и Аргентины, несколько проектов там в стадии изучения. В Перу ведутся переговоры по ряду объектов.
- Возможна ли диверсификация зарубежных активов в сторону нетрадиционных для "Норникеля" товаров - угля, железной руды, удобрений?
- По углю и железной руде диверсификация возможна. Если это хорошее качественное месторождение, находящееся близко к нашим производственным площадкам, почему нет? Вполне может быть логичным наше участие в подобных проектах. Например, Южная Африка богата различными полезными ископаемыми, в том числе углем и железной рудой. Периодически возникают интересные предложения от партнеров, мы их изучаем, прорабатываем, уже смотрели несколько подобных проектов. Пока на этом этапе риски для нас кажутся достаточно высокими и, как правило, объем капитальных вложений очень значительный. Но если проект соответствует тем критериям, которые мы для себя определили, обладает хорошей степенью рентабельности и маржинальности, то почему нет?
-Концентраты африканских и австралийских месторождений "Норникеля" отправляются на переработку в другой конец земного шара, на финский завод Harjavalta. Планирует ли ГМК оптимизировать переработку сырья зарубежных активов?
- Локализация всей производственной цепочки - это бесспорная задача, которую мы решаем в текущем режиме, консолидируя активы по всей цепочке как в Австралии, так и в Африке. Что касается Австралии, "Гипроникель" анализирует оптимальную степень использования перерабатывающих мощностей наших заводов Cawse и Avalon для доведения металла до более высокой степени товарной продукции. В Австралии возможна переработка в гидроксид никеля. Это продукт с высоким содержанием металла, для приведения в товарный вид остается только стадия рафинирования. То же самое мы изучаем в Африке. Есть завод BCL, где мы являемся одним из акционеров, и часть концентрата Tati Nickel перерабатывается именно там. Возможно, в перспективе мы решим задачу по переработке на африканском континенте концентратов Nkomati. И в 2012 году они частично будут перерабатываться на BCL.
Где лучше перерабатывать - это вопрос экономики. Harjavalta выигрывает за счет высокой степени извлечения. Если мы находим приемлемые коммерческие условия переработки концентратов в рамках региона, где он произведен, то, возможно, частично откажемся от поставки в Финляндию.
Опубликовано: ИА "Финмаркет"
.
03 января 2025 года 13:50
Российская торговля - и внешняя, и внутренняя - в полной мере ощутила на себе последствия санкций, причем, как негативные - в случае с экспортно-импортными операциями, так и позитивные, когда ритейлеры занимали освобожденные иностранными компаниями ниши. Чтобы поддержать экспортеров и импортеров... читать дальше
.
24 декабря 2024 года 16:23 Предновогодний сюрприз от Банка России, который удивил рынок своим решением сохранить ключевую ставку вопреки ожиданиям ее существенного повышения, перезапустил дискуссии о проблемах в коммуникации и о возможном давлении на решение внешних факторов. От последнего ЦБ открещивается, а по первому -... читать дальше
.
19 декабря 2024 года 12:48 Лесная отрасль России долгие десятилетия относилась к числу самых криминализированных сфер экономики - незаконные вырубки и вывоз круглого леса из страны имели гигантские масштабы. Несколько лет назад государство запустило программу декриминализации лесопромышленного комплекса, а с 2022 года был... читать дальше
.
10 декабря 2024 года 12:57 Топливный рынок России пережил 2024 год без острых ценовых кризисов, но в состоянии высокой турбулентности и постоянной волатильности. Биржевые продажи нефтепродуктов значительно выросли в объемах, и теперь биржа становится одним из ключевых каналов продажи-покупки нефтепродуктов в России. О том,... читать дальше
.
06 декабря 2024 года 11:57 Международная конференция ООН по климату - COP29 - завершилась в Баку в конце ноября. Россия традиционно выступала за технологическую нейтральность, свободный доступ бизнеса к финансам и технологиям, развитие углеродных рынков, а также отстаивала принцип общей, но дифференцированной... читать дальше
.
03 декабря 2024 года 12:06 Уходящий год станет удачным для банков, которые даже в условиях быстрого ужесточения ДКП покажут высокие темпы роста кредитования и рекордную прибыль. Однако в следующем году, под давлением регуляторного пресса и двузначной ключевой ставки, сектор может столкнуться с реализацией процентного риска,... читать дальше
.
28 ноября 2024 года 14:47 "Деметра-Холдинг", созданный в 2018 году, за прошедшие годы стал одним из крупнейших инфраструктурных игроков на зерновом рынке РФ. О том, какие направления в работе компании стали приоритетными, повлияла ли на инвестпрограмму произошедшая в 2023 г. смена владельцев и как строятся взаимоотношения... читать дальше
.
19 ноября 2024 года 14:27 МТС-банк, вышедший на биржу весной 2024 года, планирует адаптировать стратегию развития в условиях неизбежного сжатия рынка розничного кредитования, на который давят высокая ключевая ставка и макропруденциальные меры ЦБ. Обновленная бизнес-модель банка до 2027 года будет фокусироваться на... читать дальше
.
25 октября 2024 года 11:27 Геополитическая ситуация и действия регуляторов подталкивают российских заказчиков к наращиванию темпов двух параллельных процессов - цифровой трансформации и импортозамещения в ИТ-сфере. Для многих они уже достаточно понятны и прозрачны. В отличие от процессов, которые происходят на рынке... читать дальше
.
22 октября 2024 года 11:32 Проблема инсайдерской торговли и манипулирования на российском рынке не только не теряет актуальности, а напротив, даже усугубляется на фоне активизации игроков и антисанкционных послаблений в части раскрытия информации. О том, какие шаги регулятор запланировал для противодействия этим и другим... читать дальше
.
.