.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.

В атомной энергетике даже 10 лет не срок - замглавы "Росатома" Кирилл Комаров
Несмотря на трагические события в Японии, поставившие под вопрос дальнейшую судьбу атомной энергетики, государственная корпорация "Росатом" сохраняет свои масштабные планы по строительству АЭС за рубежом. В апреле в рамках изменения структуры управления госкорпорации был создан новый блок - развития и международного бизнеса, который в должности замгендиректора возглавил Кирилл Комаров.
- В чем заключаются задачи нового блока?
- Задач две категории. Первая - это международный бизнес. У нас ведь международным бизнесом занимается очень много организаций и не только те, которые традиционно сосредоточены на экспорте - "Техснабэкспорт", "Атомстройэкспорт" и другие. Нашей целью является то, чтобы любые продукты, которые мы производим, имели экспортный потенциал, были конкурентны на мировом рынке. Поэтому задача госкорпорации обеспечить возможность выхода на международный рынок всех наших товаров и всех наших компаний, чтобы, если какая-то наша компания выходила на рынок, она, как ледокол, за собой вела все остальные предприятия отрасли.
- А какие прогнозы по объемам выручки "Росатома" от международных проектов?
- В 2011 году доля экспортной выручки от общей выручки планируется на уровне около 33%.
- Второе направление - это развитие?
- Да, этот блок будет отвечать за новые направления деятельности "Росатома" - новые продукты, новые рынки, новые технологии. Это все, что связано с ядерной медициной, радиационными технологиями, разработками в области нанотехнологий. Они наряду с оборонной деятельностью и производством электроэнергии могут стать серьезной точкой опоры госкорпорации в ближайшие 5-10 лет с большим объемом выручки и хорошей рентабельностью.
- Какая это будет выручка?
- Мы планируем к 2030 году выйти на долю от "новых продуктов" в размере до 30% от выручки госкорпорации.
- Какие из этих новых неэнергетических продуктов, помимо молибдена-99, вы собираетесь продвигать за рубежом?
- Мы сейчас ориентируемся на то, чтобы все, что мы делаем, было конкурентоспособно за рубежом. Например, мы делаем нейтронные генераторы для досмотровых комплексов. Пробная партия таких досмотровых комплексов уже была продана в Китай и получила там хорошие референции, и китайский рынок с этой точки зрения нам очень интересен.
- А что касается ядерной медицины?
- По медицине точно так же мы считаем, что многие наши разработки находятся на вполне конкурентоспособном уровне, сравнимом с западными аналогами, нам надо только научиться их лучше продавать, лучше рекламировать, лучше заниматься маркетингом. Другими словами, коммерциализировать те технологии, которые сегодня и так уже есть у наших предприятий. Туда же относится тема альтернативной энергетики, в которую мы, скорее всего, будем идти.
- Со стороны "Атомэнергомаша", который планирует делать ветрогенераторы?
- Да. Мы выбрали ветроэнергетику, потому что понимаем, что сегодня без особых инвестиций в производство уже на действующих мощностях мы можем выпускать до 35-40% любой ветроустановки, а если докупить дополнительное оборудование, мы можем целиком ее делать на своих собственных мощностях. Сейчас мы вышли на финишную прямую в выборе технологического партнера, с которым вместе это будем делать. Назвать его мы пока не можем.
- На рынки каких стран вы собираетесь выходить с этим продуктом?
- Для России, где не принят так называемый "зеленый тариф", альтернативная энергетика пока не очень актуальна. Но вокруг России есть масса государств очень близких и понятных нам, в которых этот бизнес можно вести уже прямо сегодня. Это и Украина, и Казахстан, и страны Прибалтики и Восточной Европы, где везде уже сформирован какой-то пакет мер господдержки развития альтернативных или возобновляемых источников электроэнергии. Там есть колоссальный спрос на такие ветроустановки.
- Вы упомянули "Атомстройэкспорт", который традиционно представляет российские АЭС за рубежом и, тем не менее, уже долгое время является убыточным. Как и когда экспортер российских станций выйдет из убытков?
- Убытки "Атомстройэкспорта", прежде всего, связаны с контрактами, которые были заключены в 90-е годы и в начале 2000-х, когда компания не находилась под контролем "Росатома". Мы восстановили контрольный пакет в ней только в 2006 году, а до этого контрольный пакет принадлежал частным лицам, в разное время разным. Но мы в любом случае благодарны тому, что эти контракты были заключены, потому что они позволили России оставаться на мировом рынке со своими продуктами.
- Какие это были контракты?
- Это, прежде всего, китайские контракты на строительство 1 и 2 блока Тяньваньской АЭС, 1 и 2 блоки АЭС "Куданкулам" в Индии, контракт по достройке АЭС "Бушер". Они заключались в непростое время, когда не было активного развития атомной энергетики, заключались на очень жестких экономических условиях, многие из них существенно затянулись по времени исполнения, в том числе не по нашей вине, а по вине заказчиков, у которых не было денег финансировать эти проекты. Новые контракты, которые заключает компания, вполне экономически рациональные и разумные. Мы считаем, что это поможет компании вместе с поддержкой, которую ей оказывает "Росатом", выйти из убытков и чувствовать себя вполне финансово устойчиво.
- Когда это произойдет?
- Все зависит от того, с какой степенью интенсивности мы сейчас в мире будем строить атомные станции. Все для нас ключевые страны подтвердили, что они по-прежнему хотят продолжать с нами программы развития атомной энергетики. Это Турция, Украина, Чехия, Болгария, Китай, Индия, Вьетнам. Другое дело - несмотря на то, что страны не отказываются от развития атомной энергетики, вполне вероятно, что в целом вообще в мировом сообществе, а не просто в этих странах, будет происходить определенный период переосмысления, в том числе период формирования уточненных или для кого-то новых стандартов по безопасности. Поэтому вполне возможно, что для того, чтобы уточнить эти требования и провести дополнительные экспертизы проектов, понадобится время, и сейчас может возникнуть сдвиг сроков.
- Не изменятся ли сроки тендера по строительству второй очереди АЭС "Темелин" в Чехии?
- Ничего нового в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1", насколько мне известно, правительство Чехии не предпринимало, там идет нормальный процесс, продолжаются переговоры между CEZ как заказчиком и потенциальными поставщиками, они периодически приглашают и нас, и французскую Areva, и американскую Westinghouse на консультации, задают дополнительные вопросы, требуют дополнительный набор документов. Процесс в плановом виде идет, у нас сейчас проходит очередной раунд переговоров и будет продолжаться в течение апреля-мая.
- А что касается проекта АЭС "Белене" в Болгарии, отразится ли на ходе переговоров отставка главы компании-заказчика станции?
- Внутреннюю политику Болгарии мы не комментируем, потому что это вне нашей компетенции. Однако мы видим, что в Болгарии есть целый ряд людей, в том числе и председатель правительства Бойко Борисов, которые понимают, что мы им сделали экономически выгодное предложение.
- Что "Росатом" планирует предпринять в случае, если через три месяца - срок, указанный в принятом недавно соглашении, - контракт на строительство АЭС "Белене" подписан не будет?
- Давайте доживем до завершения нашего трехмесячного цикла - там увидим. Кроме того, всем известно, это ни для кого не секрет, что у нас есть возможность расторгнуть контракт через суд, если мы поймем, что история совсем затянулась и двигаться дальше мы никуда не можем. Но мы хотели бы, конечно, иметь эту возможность только как крайнюю, а сейчас прилагаем все усилия для того, чтобы с болгарским правительством договориться.
- Сейчас еще не такой этап, когда "история затянулась"?
- В атомной энергетике даже 10 лет - это не срок, поэтому - пока договариваемся.
- Будет ли развиваться сотрудничество с Toshiba после всего, что произошло в Японии?
- Я уверен, что Toshiba как игрок мирового уровня не исчезнет. Другое дело, что сейчас трудно задавать японским коллегам такие вопросы, понятно, что они сейчас сфокусированы на том, что происходит внутри страны. Тем не менее, контакты у нас продолжаются, обсуждение продолжается. У нас есть ряд интересных проектов. Когда у них появится чуть больше для этого времени и возможностей, я думаю, что мы к этим проектам вернемся.
- Какие планы у госкорпорации по покупке активов за рубежом?
- Многие наши компании очень активны за рубежом, прежде всего это "Атомредметзолото" и "Атомэнергомаш". Однако в ближайшие годы все-таки основной объем наших инвестиций будет направлен в генерацию за рубежом. Проекты по принципу build-own-operate, первый из которых мы реализуем в Турции, набирают обороты, становятся в мире все более и более привлекательными. По принципу "строй-владей-эксплуатируй", скорее всего, пойдет "Белене" в Болгарии, где мы станем соинвесторами вместе с болгарским правительством. Нам не будет там принадлежать контрольный пакет, но мы готовы быть крупным акционером. В Армении у нас соответствующее соглашение подписано. Мы не исключаем, что Иордания, которая сейчас начинает тендерные процедуры по выбору поставщика строительства АЭС, тоже предложит будущему поставщику выступить и соинвестором проекта.
Я думаю, что наш тренд на ближайшее время - это именно инвестиции в генерацию. Но это не означает отказа от других направлений - покупки урановых активов, которые активно осуществляет "Атомредметзолото", покупки машиностроительных активов "Атомэнергомашем". Деятельность по этим направлениям тоже, безусловно, будет продолжаться.
Опубликовано: /Финмаркет/
.
Компании упоминаемые в новости: Росатом
.

РФ в настоящее время экспортирует мясо и мясопродукты в более 60 стран мира на четырех континентах, но имеет доступ на рынки более 100 стран. И география экспорта постоянно расширяется. Недавно после многомесячных переговоров и согласования условий поставок для российских производителей говядины и... читать дальше
.

Компания "Центр хранения данных", работающая под брендом "РТК-ЦОД", может стать первой из "дочек" "Ростелекома", которая проведет IPO. На стремительно растущем рынке коммерческих дата-центров компания является лидером с долей более 30% и демонстрирует двузначные темпы увеличения выручки.
В 2022... читать дальше
.

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости читать дальше
.

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС читать дальше
.

Группа компаний "Агроэко", согласно рейтингу Национального союза свиноводов за 2024 год, занимает шестое место в РФ среди производителей свинины с долей около 6%. В ее составе 49 свиноводческих площадок, селекционно-генетический центр, 4 комбикормовых завода, растениеводческий кластер. Последние... читать дальше
.

Минэкономразвития в этом году перезапустило работу над забытым, казалось бы, законопроектом о реформе института банкротства, параллельно задумавшись над специфически-отраслевым регулированием в этой сфере. О задачах возрожденного законопроекта о банкротстве, сроках отмены последних сохраняющихся... читать дальше
.

Российские судоходные компании работают в условиях беспрецедентного санкционного давления и международных ограничений. В начале года "Совкомфлот" подпал под новые масштабные санкции против танкерного флота, что спровоцировало операционные сложности и повлияло на финансовые результаты первого... читать дальше
.

Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелев рассказал "Интерфаксу" на площадке ПМЭФ-2025 об основных ориентирах при вынесении рекомендаций о дивидендных выплатах, оценке компанией невостребованных на российском рынке сталеплавильных мощностях, нерентабельном экспорте при крепком рубле и... читать дальше
.

Диверсификация бизнеса превратила "Мираторг" из крупнейшего импортера мяса в одного из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в многопрофильный холдинг, который ассоциируется не только с производством мяса. Причем в выпуске продукции он вышел далеко и за принцип... читать дальше
.

Полуторагодовой период высоких ставок подсветил архаичность бизнес-моделей традиционных FTL-грузоперевозчиков, часть из которых, включая игроков из топ-10, рискуют в итоге лишиться бизнеса. Основатель и председатель совета директоров платформы "Монополия" Илья Дмитриев рассказал в интервью... читать дальше
.
.