.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  "Сейчас в "РусАле" на учете каждая копейка", - глава алюминиевого дивизиона Алексей Арнаутов
.
 
 
 
 
17 июля 2009 года 12:10

"Сейчас в "РусАле" на учете каждая копейка", - глава алюминиевого дивизиона Алексей Арнаутов

"РусАл" в числе первых российских горнодобывающих компаний отчитался по итогам производственной деятельности за первое полугодие. О первостепенных задачах компании и необходимых мерах по оптимизации производства "Интерфаксу" рассказал директор алюминиевого дивизиона "РусАла" Алексей Арнаутов.

- "РусАл" в начале года приступил к реализации так называемой антикризисной программы, которая, главным образом, касается снижения себестоимости. По итогам первого квартала средняя себестоимость производства тонны алюминия была снижена на 23%. Как изменился этот показатель по итогам полугодия?

- В целом алюминиевые заводы сохранили темпы снижения затрат по основным статьям, достигнутые в первом квартале текущего года. В итоге в первом полугодии нам удалось снизить затраты на 27%.

Сам процесс сокращения издержек непростой - каждый дополнительный процент снижения затрат дается все с большим трудом, ведь и в лучшие времена мы специально "жирок" не копили. В компании и ранее активно внедрялась производственная система, принципы которой предполагают выстраивание непрерывного и равномерного производственного процесса, без промежуточных запасов, в том числе излишних запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции, что позволяет минимизировать тем самым оборотный капитал. Это помогало "РусАлу" всегда быть в лидерах отрасли по издержкам производства.

Хочу напомнить, что сегодня в снижении издержек задействованы все подразделения и сотрудники "РусАла": на рабочих местах с помощью производственной системы достигаются лучшие производственные показатели; на уровне центральной компании пересматриваются логистические схемы, ведутся переговоры с нашими партнерами и поставщиками. Какие-то закупки мы централизуем, получая скидки за значительный объем заказа, в чем-то больше самостоятельности даем заводам.

Сейчас в "РусАле" на учете каждая копейка, это я могу твердо сказать. В первом полугодии предприятия алюминиевого дивизиона активно работали по сокращению затрат в части расходных коэффициентов по сырью и материалам, оптимизации ремонтов, сокращению общезаводских расходов, была проведена работа по снижению складов готовой продукции за счет осуществления ряда мероприятий по организации процесса отгрузки. Данные мероприятия в итоге обеспечили высокую эффективность производства и реализации алюминия.

- Не могли бы вы более подробно рассказать, в каких регионах до какого показателя может быть понижена себестоимость и, соответственно, за счет чего?

- Действительно, в структуре дивизиона совершенно разные по своим технологическим и экономическим параметрам заводы. Самые эффективные производства находятся в Сибири, там расположены наши крупнейшие алюминиевые заводы, на них завершены или находятся на завершающей стадии программы модернизации, которые обеспечивают самую конкурентную себестоимость. Кроме того, сибирские алюминиевые заводы являются площадкой для внедрения новых производственных технологий - "КрАЗ" и "БрАЗ" активно снижают себестоимость за счет внедрения "РусАл - Бизнес-системы".

Там же, в Сибири, находятся и наши передовые предприятия - "САЗ" и "ХАЗ", которые работают по самой высокоэффективной производственной технологии. "БрАЗ", "САЗ" и "ХАЗ" - безусловные лидеры компании по показателям себестоимости, хорошие результаты по полугодию показал "ИркАЗ", а также "НкАЗ".

Себестоимость на "КрАЗе" по итогам полугодия снизилась на 33%, на "САЗе" - на 28,7%.

Несколько сложнее ситуация на Северо-Западе и на Урале, но и там компания намерена сохранить производство и трудовые коллективы за счет поиска самых оптимальных технологических решений, более активного вовлечения сотрудников в программу снижения себестоимости, переориентации продукции под потребности внутреннего рынка и решения проблем с энерготарифами как ключевой задачи, стоящей перед "РусАлом".

- При какой мировой цене за тонну алюминия "РусАл" начнет думать о расконсервировании своих замороженных производств и предприятий?

- Вопрос не столько в цене, сколько в состоянии рынка, которое определяется спросом. Пока он существенно ниже докризисного уровня.

Brook Hunt по итогам 2009 года прогнозирует потребление алюминия на уровне 34,8 млн тонн, что на 8,3% меньше чем в 2008 году. А в докризисный период в среднем потребление алюминия росло на 8-12% в год.

Плюс - велики запасы на складах, которые только на LME составляют сейчас более 4,4 млн тонн, а это, пожалуй, главный показатель состояния рынка.

Когда баланс спроса и предложения восстановится, тогда можно будет начать думать о наращивании объемов производства. Но это не произойдет раньше середины 2011 года, когда мы рассчитываем ввести по одному пусковому блоку Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов, которые находятся в высокой степени готовности, не исключая при этом возможности дополнительно сократить объемы производства на неэффективных и экологически несовершенных производствах еще на 5%.

- Насколько компания сократила издержки по итогам первого полугодия?

- Основные наши статьи затрат - электроэнергия, транспорт и сырье. Нам удалось снизить по полугодию издержки по большинству направлений - прежде всего, по расходам на сырье, которые уменьшились на 41% благодаря поиску альтернативных поставщиков, заключению более выгодных контрактов и оптимизации технологических процессов. Дополнительное ресурсосбережение нам также обеспечивает производственная система "РусАла".

Но основная проблема для нас - безусловно, тарифы на электроэнергию. Поэтому здесь с точки зрения экономии у нас не столь хорошие результаты. Наши предприятия являются крупнейшими потребителями: энергопотребление наших российских алюминиевых заводов составляет около 10% от полезного отпуска всей электроэнергии, выработанной в России. При этом по-прежнему энерготарифы для наших предприятий растут очень быстрыми темпами, зачастую сводя на нет эффект от сокращений по другим направлениям.

Энергетики, несмотря на экономический спад и принципиально иные условия хозяйствования, не замотивированы сегодня изменять условия своей работы на рынке, предпочитая иметь избыточные мощности и не предоставляя скидку на тариф, чтобы стимулировать спрос на энергию. Это говорит о несовершенстве рынка в его текущем состоянии. Однако мы не сдаемся и ведем активные переговоры с энергетиками, совместно с губернаторами регионов, где находятся наши заводы, пытаемся найти оптимальные решения. Например, в Волхове предоставление специального энергетического тарифа позволило на ВАЗе запустить электролизеры, остановленные в марте этого года из-за высоких энерготарифов.

Тем не менее, нам удалось снизить расходы на электроэнергию по полугодию на 20%, в первую очередь, за счет сокращения доли электроэнергии, покупаемой по нерегулируемым ценам, технологических усовершенствований и повышения эффективности производственных процессов.

- Как вы оцениваете ситуацию с мировым спросом и ценами на алюминий? Видите ли вы признаки оживления, позитивный тренд?

- Безусловно, позитивная тенденция уже очевидна. Я считаю, что данный тренд связан, прежде всего, с антикризисными мерами, предпринимаемыми ранее правительством Китая, а также с тем, что на рынке остаются только самые эффективные мощности, а все неэффективные производства закрываются.

- По-прежнему ли "РусАлу" необходимо сокращать объемы выпускаемой продукции?

- Те мощности, которые мы к сегодняшнему дню временно приостановили на некоторых алюминиевых заводах, дадут нам сокращение по году порядка 500 тысяч тонн алюминия или 11% от нашего объема производства. При этом, как я уже упомянул, мы по-прежнему не исключаем возможности рассмотреть дополнительное сокращение производства алюминия еще на 5% для обеспечения ввода пусковых комплексов Тайшетского и Богучанского алюминиевых заводов без дополнительного давления на рынок.

- Как вы считаете, позитивная динамика на рынке алюминия и признаки восстановления - временное явление, или уже тенденция?

- Сокращения производства первичного алюминия по всему миру начинают влиять на баланс спроса и предложения. Это огромный объем производственных мощностей, который был выведен с рынка с начала года. Только в Китае было остановлено более 2,8 млн тонн производственных мощностей. Маловероятно, что эти неэффективные производственные мощности Китая будут запущенны вновь. При текущих ценах производить алюминий в Китае невыгодно. Поэтому в этом году Китай впервые превратится в импортера алюминия. То о чем говорили эксперты, наконец, произошло. Только за первые шесть месяцев Китай импортировал более 700 тыс. тонн алюминия.

Стремительное накопление запасов, наблюдаемое последние десять месяцев замедляется. Это наблюдается аналитиками на всех мировых фондовых площадках. На некоторых рынках в Азии в июне и мае было даже отмечено небольшое сокращение запасов и локальный дефицит, что привело к росту премий на азиатских рынках в Японии и Китае.

- По вашему мнению, является ли мировая цена на алюминий на сегодняшний день объективной?

- То, что происходило с ценой в начале года, и даже сегодняшний уровень цен на алюминий не отражает реальную ситуацию в мире и отрасли и лишено фундаментальных предпосылок, включая минимальный уровень затрат.

Судите сами. По данным AME, средневзвешенная себестоимость производства алюминия (WAVG) в начале 2008 была около $2000 за тонну. Если бы структура расходов не изменилась до настоящего времени, более 95% алюминиевых компаний прекратили бы свое существование. Но и сегодня, даже по результатам программ сокращения издержек, средняя себестоимость производства алюминия в мире не может составлять менее $1400 за тонну.

Кривая затрат сдвинулась вниз из-за снижения цен на энергоносители, сырье и влияния девальвации "сырьевых" валют. Тем не менее, при сегодняшних ценах и при учете текущих прямых издержек (cash cost) около 50% предприятий отрасли убыточны. А если рассматривать полные издержки (full-cost) - то убыточны до 75% производителей.

Судя по основным аналитическим показателям, цены находятся на нижней точке рыночного цикла, и теперь мы ожидаем постепенный рост цены на алюминий и ее возвращение к фундаментально обоснованному уровню.

- Какой объем алюминия и глинозема выпустил "РусАл" во втором квартале, по итогам полугодия?

- За полугодие предприятиями "РусАла" было выпушено 3,7 млн тонн глинозема, снижение объемов составило 34%. Всего по году будет снижено на 3,9 млн тонн глинозема. Добыча бокситов была снижена в январе-июне на 35,5% и составила 5,8 млн тонн. Объем производства алюминия в первом полугодии был сокращен на 10% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 1,98 млн тонн. Все в полном соответствии с программой "Быть первым", утвержденной в начале года.

- Каким для компании является на данный момент оптимальный способ поставки алюминия потребителям (трейдеры, напрямую по контрактам) и почему?

- Мы всегда делали ставку на работу с конечным потребителем, именно поэтому в 2008 году мы завершили масштабную программу модернизации наших литейных производств стоимостью более $130 млн, чтобы увеличить производство сплавов в общем объеме выпускаемой нами продукции.

Работа напрямую с клиентами делает нас менее зависимыми от биржи, обеспечивает гарантированный сбыт и дает возможность оперативно реагировать на меняющиеся потребности заказчиков, создавая сплавы с учетом особенности их продукции, а значит, помогать нашим клиентам снижать издержки, что сейчас очень важно для всех.

- Какой процент выпускаемой продукции сегодня "РусАл" поставляет напрямую потребителям?

- Более 80%.

- В связи с кризисом пересмотрел ли "РусАл" рынки сбыта для своих предприятий? Какие регионы представляют для компании наибольший интерес и почему?

- В связи с экономическим спадом, кризисом в автопроме упали продажи в Европе и Америке, при этом рынки Азии расширяются, растет внутренней спрос, поэтому доли продаж на разных рынках сейчас несколько отличаются от докризисных.

В частности, в России и СНГ мы реализуем сейчас 9% продукции, в Северной Америке -11%, до 29% выросла доля продаж в Азии. Мы начали в этом году реализовывать продукцию завода Alscon в Африке - это менее 0,1%, но, тем не менее, это наш новый рынок.

Самая большая доля по-прежнему реализуется в Европе - сейчас это 51%.

- Какое на данный момент соотношение алюминия, поставляемого на склады, и идущего на продажу? Каким оно было до кризиса?

- Мы не поставляем металл на склады - весь произведенный металл идет на продажу. Другой вопрос, что сейчас на рынке, в том числе и у нас, в целом увеличилось количество металла, продаваемого на споте.

- Есть ли уже понимание того, что до дна конца прошлого года цена на алюминий и ситуация на сырьевом рынке уже не опустится? Или в зависимости от ситуации в автопроме и строительстве может быть и еще хуже?

- Мы считаем, что рынок уже достиг своего дна. То, что мы наблюдаем на мировых рынках, свидетельствует об улучшении ситуации. Мы надеемся, что в течение ближайших месяцев тенденция к росту запасов будет сломлена. Это станет самым главным сигналом к восстановлению рынка.

Одним из главных факторов роста мировой экономики в настоящее время, несмотря на кризис, остается, как я уже говорил, Китай. Полутриллионная программа правительства Китая по стимулированию экономики работает. Статистика июня показывает небывалый рост китайского автомобильного рынка. В июне продажи автомобилей в КНР выросли на 48% по сравнению с июнем докризисного 2008 года. За полгода в стране было продано более 6,1 млн автомобилей. Автомобильный рынок Китая в этом году может обогнать самый крупный американский рынок, а значит - дать и очень мощный позитивный толчок для развития нашей отрасли.

Опубликовано: ИА "Финмаркет"
 


.

19 ноября 2024 года 14:27
МТС-банк, вышедший на биржу весной 2024 года, планирует адаптировать стратегию развития в условиях неизбежного сжатия рынка розничного кредитования, на который давят высокая ключевая ставка и макропруденциальные меры ЦБ. Обновленная бизнес-модель банка до 2027 года будет фокусироваться на...    читать дальше
.
25 октября 2024 года 11:27
Геополитическая ситуация и действия регуляторов подталкивают российских заказчиков к наращиванию темпов двух параллельных процессов - цифровой трансформации и импортозамещения в ИТ-сфере. Для многих они уже достаточно понятны и прозрачны. В отличие от процессов, которые происходят на рынке...    читать дальше
.
22 октября 2024 года 11:32
Проблема инсайдерской торговли и манипулирования на российском рынке не только не теряет актуальности, а напротив, даже усугубляется на фоне активизации игроков и антисанкционных послаблений в части раскрытия информации. О том, какие шаги регулятор запланировал для противодействия этим и другим...    читать дальше
.
16 октября 2024 года 14:57
Идея импортозамещения пронизывает всю российскую экономику, но прежде всего - государственный сегмент, где чиновники могут в том числе административными мерами ускорить и углубить переход на использование товаров и продукции российского производства. Основная задача сейчас - не навредить, не...    читать дальше
.
04 октября 2024 года 14:09
"БурСервис" - еще один крупный участник российского нефтесервисного рынка. Компания стала правопреемником всех активов и контрактов американской Halliburton после ее ухода из России. Прошедшие два года организация потратила на стабилизацию своего бизнеса в новых реалиях. Сегодня же она строит...    читать дальше
.
01 октября 2024 года 11:31
Российский фондовый рынок только недавно пережил самые, пожалуй, драматичные события в своей истории, но перед ним уже поставлена задача, требующая переключить режим с выживания на бурный рост. Внутренние ресурсы для удвоения капитализации есть, и сама постановка вопроса верная - она должна помочь...    читать дальше
.
25 сентября 2024 года 11:57
Российский рынок крупнотоннажных грузоперевозок остается достаточно архаичным, слабо консолидированным и во многих аспектах непрозрачным для регуляторов. При этом его участники - и компании с тысячами грузовиков, и мелкие игроки с одной-двумя машинами - вынуждены нести на себе все больше издержек,...    читать дальше
.
17 сентября 2024 года 12:00
Фото предоставлено Тюменским промышленно-энергетическим форумом    читать дальше
.
11 сентября 2024 года 10:27
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС    читать дальше
.
09 сентября 2024 года 12:07
Французская компания Danone, покинувшая Россию в числе других зарубежных производителей, в мае этого года закрыла сделку по продаже своих российских предприятий компании "Вамин Р" из Татарстана. До этого ее активы в РФ побывали под управлением Росимущества, сменили название на "Эйч энд Эн" (H&N) и...    читать дальше
.
Страница 1 из 6
.
.
.
.
.
.
.

.