Сценарий 2. ВТО 2.0 На основе крупнейших торговых партнерств будет создано ВТО 2.0 - это будет новая организация, которая будет управлять международной торговлей в XXI века так же, как ВТО управляла ей в XX веке.
Сценарий 3. Международная торговля превратиться в миску со спагетти
- C учетом амбиций каждой страны и уровня диверсификации их экономик вряд ли удастся быстро договориться о крупных торговых партнерствах.
- Гармонизировать правил так, чтобы они учитывали особенности каждой экономической системы, будет очень трудно.
- Например, Южной Кореи при заключении торговых соглашений с США и ЕС пришлось применять различные ограничения в автомобилестроение, производстве электроники и электроприборов.
- Неизбежно, что создание крупных партнерств приведет к появлению множества несогласованных друг с другом или даже противоречащих друг другу правил в ряде областей.
- В таких сферах, как защита прав интеллектуальной собственности, особенно, в части контента в интернете, защита информации (например, защита личной информации и обмен ею через границы), а также конкуренция, например, наличие госкомпаний договориться не получится никогда.
- Если гармонизации не случится, то правила в подобных партнерствах не смогут стать основой для системы международного регулирования в рамках ВТО. Они так и останутся набором двусторонних и многосторонних договоренностей.
- Разница между правилами, которые применяются за пределами и в рамках торговых соглашений, могут стать важной проблемой, ведь международные цепочки поставок постоянно меняются.
Сценарий 4. На пути к созданию гармоничной торговой системы Однако крупные торговые партнерства все-таки могут стать базой для создания глобальной торговой системы и цепочек поставок.
- В первую очередь, необходимо четко представлять, какую торговую систему мы собираемся построить, причем не как региональное, а как глобальное решение. Поэтому при разработке любой стратегии стоит помнить о будущих правилах ВТО.
- Во-вторых, критически важным является обеспечение прозрачности, раскрытие и обмен информацией. Сейчас особенно нужно способствовать интернационализации региональных партнерств и регионализации правил ВТО. Прозрачная и доступная информация является частью этого процесса.
- Стоит принять в расчет концепцию глобальных цепочек стоимости и взгляды бизнеса. Сейчас бизнес во всем мире осознает, что необходимо создавать глобальные цепочки стоимости. На основе этого уже можно принимать сложные комплексные решения, в первую очередь, это касается Договора о глобальных цепочках поставок.
- Подобный договор может стать основой для создания международных торговых правил, причем такой договор стоит заключить еще до того, как будут созданы огромные региональные торговые партнерства.