- Композитный индекс PMI для выпуска российской экономики в июле снизился до 48,7 с 50,1 в июне. Это ниже среднего докризисного значения в 54.
- Сокращение выпуска экономики коснулась и сектора услуг, и промышленности. PMI для промышленного сектора упал до 49,2.
- PMI для сектора услуг в июле сократился с 48,8 в июне до 48,7. Это означает, что сокращение выпуска в секторе услуг продолжилось
- Подкосили российскую экономику новые заказы: индекс заказов для обоих секторов снизился 51,2 в июне до 50,4 в июле.
- Слабые ожидания по российской экономике заставили предпринимателей сокращать рабочие места. Индекс занятости сократился с 50,9 до 48,6 в июле. Это означает, что безработица начала расти.
- Однако даже в условиях замедления экономики цены продолжают расти. Индекс цен на промежуточные продукты вырос с 56,9 в июне до 57,1 в июле. Это означает, что ценовое давление на компании в обоих секторах растет.
- Переложить рост цен на потребителя компании при этом не могут. Индекс цен на готовую продукцию упал 52,5 до 51,5 в июле.
Александр Морозов и Артем Бирюков, банк HSBC Подобно дуэту синхронному прыгунов с вышки, в июле объемы производства в сфере услуг и обрабатывающих отраслях "нырнули" в унисон с одинаковой скоростью. Однако это явно не тот вид прыжков, который может кого бы то ни было развеселить. По сути дела, российская экономики растеряла все свои двигатели роста: ни промышленность, ни сектор услуг больше не могут поддержать общий рост экономики. В секторе услуг лишь два из шести подсекторов, транспорт и хранения, также рестораны и отели, смогли поддержать положительные темпы роста. Важно, что цены на готовую продукцию в секторе услуг снизились. Подсектора, выпуск которых сокращался, потеряли способность влиять на цены и им пришлось их снизить. Это означает, что сокращение деловой активности приводит к возникновению дефляционного давления в этих секторах. Июльские данные по PMI внушают тревогу, ведь они явно говорят о резком росте рисков для экономического роста в России. Восстановление урожая в этом году сможет временно улучшить динамику ВВП с июля, но это не сможет изменить негативную тенденцию в экономике, которая недавно появилась. Ниже отметки в 50 пунктов оказались индексы PMI для промышленности ключевых азиатских экономик - Китая, Тайваня и Кореи. Это несет в себе риски для мирового спроса на ключевые сырьевые товары, на которые приходится значительная часть российского экспорта. Экспортный спрос вряд ли поможет росту экономики в краткосрочной перспективе. Комбинация из циклических и структурных факторов привела российскую экономику в рецессию в июле. Снижение мировых цен и спроса на сырье негативно влияют на российский экспорт и на доходы российских экспортеров сырья, которые распределяются по всей экономике. Это циклическая проблема, но на восстановление мирового спроса на сырье могут уйти кварталы или годы. Циклическое замедление может быть частично компенсировано правильной макроэкономической политикой. Однако российские компании не особо хотят увеличивать свои инвестиционные программы. Это структурная проблема, на которой должна быть сосредоточена структурная политика. Она должна оказаться во главе повести дня причем куда быстрее, чем это происходит сейчас. Другие индексы также говорят о замедление экономики Индекс PMI - это не единственный опережающий индекс, показывающий динамику российской экономики.
- На замедление указывают и индексы, которые рассчитывают Центра развития Высшей школы экономики. Правда, пока они дают противоречивую картину: синхронный индекс снижается, а опережающий - растет.
- Индекс CLI, рассчитываемый ОЭСР, также указывает на серьезное замедление российской экономики. Показатели индекса ухудшаются с декабря прошлого года. Если значение индекс ниже 100, то экономика в ближайшие 6-9 месяцев будет расти ниже тренда. В апреле в России он составил 99,92.
- Одним из немногих опережающих индексов, который не просто показывает направление роста, но и дает четкий прогноз, является индекс РенКап-РЭШ. Согласно последней оценки индекса, во втором квартале рост должен составить 2,2% в годовом выражение.
- Согласно этому индексу, рост российской экономики во втором квартале ускорился и будет восстанавливаться и дальше во втором полугодие. Однако риски для прогноза остаются высокими.