- Препятствий для ведения бизнеса становится все меньше. Одной из главных проблем остается уровень налогов: 13% компаний в прошлом году заявили, что налоги - это не проблема. По сравнению с 2008 годом прогресса в этой сфере не произошло.
- Зато во Всемирном банке уверены, что произошел прогресс по ряду других направлений. Например, в 2008 году 35% были уверены, что суды - это не препятствие для ведения бизнеса в России. В 2011 году таких было уже 77%.
- На основе этого опроса в ВБ составили рэнкинг основных проблем, с которыми сталкивается бизнес в России. В 2011 году главной помехой для ведения бизнеса в России были налоги, второе место досталось коррупции. В 2008 году коррупция была на третьем месте.
Коррупция - не помеха для бизнеса
- Показатели России по коррупции стали лучше: все меньшей компаний заявляют, что это помеха для развития их бизнеса. В 2011 году 40% утверждали, что это не помеха, против 21% в 2008 году.
- Однако при этом все больше компаний утверждают, что часто платят взятки. Вырос и размер взяток: в 2008 году их объем составлял лишь 4,6% от общего объема продаж фирм, заявивших о подобных выплатах, а в 2011 году - 7,3%.
- С 2008 по 2011 годы заметно выросло количество взяток, которые компании платят судейским и таможенникам.
- Еще одна популярная сфера, где взятки важны, - получение доступа к госконтрактам. В 2008 году 36% респондентов признались, что пытались с помощью взяток получить госконтракты, в 2011 году в этом признались 27%.
- Фирмы, которые признались, что платили, заявили, что в 2011 году выплатили 15,2% от стоимости контракта. В 2008 году объем взятки составлял 11,5%.
Преступность бизнесу больше не мешает
- В 2008 году 22% компаний заявили, что преступность для их бизнеса - это не проблема. В 2011 году таких стало уже 61%.
- Если в 2008 году 78% платили за обеспечение безопасности, то есть нанимали специальных сотрудников, покупали оборудование и так далее, то в 2011 году в этом признались 65%. Расходы на это возросли незначительно: в 2008 году компании, делающие такие выплаты, тратили на это 3% своей годовой выручки, а в 2011 году - 3,1%.
- Резко снизились и потери компаний от преступности: грабежи, разбои и случаи воровства происходят реже, но потери от них стали больше.
Ситуация с бюрократией стала лучше
- В 2008 году 30% респондентов заявили, что для них получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса не является проблемой. В 2011 году их количество выросло до 69%.
С таможней проблемы можно уладить за взятку
- Доля компаний, заявивших, что таможенное регулирование не является для них проблемой, выросла с 59% в 2008 году до 68% в 2011 году.
- Правда, выросла и доля компаний, заявивших, что часто платят взятки на таможне. В 2008 году в этом признались 6%, а в 2011 году - 10%.
Налоги тормозят бизнес
- Этот пункт в рейтинге один из самых стабильных: лишь 13% компаний в 2011 году были уверены, что налоги для них не проблема, против 12% в 2008 году.
- При этом снизилось число и частота налоговых проверок фирм: в 2011 году 48% фирм заявили, что в прошлом году их посетил налоговый инспектор, против 63% в 2008 году. В 2011 году в фирмах было в среднем 2,6 проверки в год против 3,2 в 2008 году.
Низкая безработица компаниям не помеха
- Несмотря на рекордно низкий уровень безработицы в России и недостаток кадров, регулирование рынка труда не является значительной проблемой для компаний: 71% опрошенных это помехой не считают против 52% в 2008 году.
- 43% уверены, что навыки и уровень образования сотрудников также не проблема для развития их бизнеса. В 2008 году кадровой голод был сильнее: это проблемой считали 14%.
- В 2011 году 39% компаний заявили, что у них нет проблем с финансированием. В 2008 году таких было 25%.
- 58% компаний в 2011 году не обращались за кредитами, потому что не нуждались в них, против 68% в 2008 году.
Инфраструктура: за взятку - все что угодно
- У компаний стало меньше проблем и с инфраструктурой. 59% компаний не имеют проблем с электричеством, 55% - с телекоммуникациями, а 53% - с транспортом. В 2008 году доля таких компаний была 20-30%.
- В 2011 году перебои с электроэнергией испытывали 27% компаний, а в 2008 году - 29%.
- Число фирм, использующих электронную почту для общения с клиентами, выросло с 86% в 2008 году до 95% в 2011 году.