Чем больше количество ассоциаций, тем быстрее граждане вступали в ряды нацистской партии. Различия в доле вступления в партию существенные: для городов с самой высокой плотностью ассоциаций средняя скорость записи составила 10,7 человек на 1000 жителей. В остальных городах скорость вступления была на 45% ниже. Можно подумать, что члены клубов со строгой организацией (например, профсоюзов) активнее вступали в НАСДАП. Однако, если исключить их из выборки и оставить всевозможные кружки любителей боулинга, пеших походов, птиц и т.д., то картина не изменится. Нацистская партия стала надеждой для бюргеров, разочарованных проигрышем Германии в войне. Свою роль в росте популярности сыграла и Великая депрессия. После ее начала количество новых членов увеличивалось очень быстро, заключают авторы исследования.
.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
Главная / Главное / Нацизм как хобби: развитое гражданское общество помогло Гитлеру завоевать Германию
.
24 июля 2013 года 16:00
Нацизм как хобби: развитое гражданское общество помогло Гитлеру завоевать Германию
0 |
Нацизм не был идеологией маргиналов, как это принято считать. Благодаря недавно оцифрованным партбилетам членов НСДАП, немецкие ученые доказали, что партию Гитлера создали добропорядочные бюргеры, увлеченные котиками, пением, боулингом и пешими прогулками
Берлин. 24 июля. FINMARKET.RU - Демократия и гражданское общество - две стороны одной медали, утверждают десятки философов, политологов и социологов. Даже если это так на самом деле, то в Германии в 20-е годы прошлого века одна сторона медали сыграла с другой дурную шутку. Как доказывает исследование немецких ученых Нико Войлаенгер и Ханс-Иохима Воза, именно развитое гражданское общество, состоявшее из тысяч кружков, обществ и банкетных товариществ стало питательной средой для роста НСДАП - партии Адольфа Гитлера.
Причину прихода нацистов к власти ученые пытаются найти уже семьдесят лет. Спектр версий очень широк: от версии про месть обществу со стороны маргинальных одиночек до конфликта буржуазии и рабочего класса в Германии, разоренной Первой мировой войной.
Но реальность намного сложнее, считают немецкие ученые Нико Войлаенгер и Ханс-Иохим Воз. В своей работе "Фашизм и боулинг" они доказывают, что виноват в популярности нацизма высокий социальный капитал немецкого общества.
Социальный капитал - это густая сеть гражданских ассоциаций. Считается, что это очень полезное явление для экономики. В странах с высоким соцкапиталом доверие в обществе, а следовательно и способность к кооперации выше. В таких государствах обычно выше уровень ВВП на душу населения, более развиты финансовые рынки. Например, в Италии города, где в средние века самоорганизация граждан была выше, сегодня богаче, чем города, в которых жители были разобщены.
Но у социального капитала есть и темная сторона. Он делает местных лидеров менее уязвимыми для критики. Сталкиваясь с меньшей конкуренцией, они производят меньше общественных благ. Кроме того, плотные горизонтальные связи усиливаю отторжение тех, кто находится вне группы единомышленников. Именно развитая сеть различных кружков и групп по интересам погубила демократию в Германии, открыв Гитлеру и его человеконенавистнической идеологии путь к власти.
Это открытие стало возможно благодаря тому, что не так давно было оцифрованны партбилеты почти всех членов НСДАП. Материалы чудом пережили войну - весь партийный архив НСДАП должны были уничтожить, но американские войска успели его спасти.
Получив эту бесценную информацию, ученые решили сопоставить скорость вступления в партию в разных городах с количеством клубов по интересам в этих городах. Информация о кружках любителей гимнастики и прочих хобби дотошные немцы веками хранят в местных библиотеках.
Рождение нацизма
Нацистская партия умышленно конкурировала с левыми политиками, пытаясь стать таким же массовым движением, как "Рот-Фронт" или Компартия Германии. С первых дней появления НСДАП Гитлер и его сторонники делали все, чтобы привлечь в партию максимальное количество новых членов. Начиная с горстки сторонников в 1919 году, к январю 1933 года партия выросла до организации, в которую входили 850 000 членов. Этот впечатляющий рост произошел благодаря организационной структуре НАСДАП: во всех городах Германии были созданы местные отделения.
Считалось, что в партию Гитлера вступали только радикалы и разочаровавшиеся в жизни ветераны Первой мировой. Но изучение членских карточек показало, что подавляющее число новобранцев были представителями среднего класса. В 20-е годы только четверть членов партии были представителями рабочего класса. Каким образом нацистам удалось получить такой контингент?
В качестве примера нацистского агитатора авторы приводят продавца из Марбурга Эмиля Висснера. Он был членом ассоциации белых воротничков и активным участником двух спортивных клубов. Он вступил в партию в 1929 году и активно использовал свой социальный капиталдля привлечения новых членов.
Исследования показывают, что у таких активистов - уважаемых членов теннисных клубов или кружков по пению - возможность создать местную успешную ячейку НАСДАП была в 18 раз выше, чем у одиночек.
Проанализировав данные 122 городов, ученые пришли к выводу, что скорость нацистской мобилизации напрямую коррелирует с количество гражданских ассоциаций.
Чем больше количество ассоциаций, тем быстрее граждане вступали в ряды нацистской партии. Различия в доле вступления в партию существенные: для городов с самой высокой плотностью ассоциаций средняя скорость записи составила 10,7 человек на 1000 жителей. В остальных городах скорость вступления была на 45% ниже. Можно подумать, что члены клубов со строгой организацией (например, профсоюзов) активнее вступали в НАСДАП. Однако, если исключить их из выборки и оставить всевозможные кружки любителей боулинга, пеших походов, птиц и т.д., то картина не изменится. Нацистская партия стала надеждой для бюргеров, разочарованных проигрышем Германии в войне. Свою роль в росте популярности сыграла и Великая депрессия. После ее начала количество новых членов увеличивалось очень быстро, заключают авторы исследования.
Чем больше количество ассоциаций, тем быстрее граждане вступали в ряды нацистской партии. Различия в доле вступления в партию существенные: для городов с самой высокой плотностью ассоциаций средняя скорость записи составила 10,7 человек на 1000 жителей. В остальных городах скорость вступления была на 45% ниже. Можно подумать, что члены клубов со строгой организацией (например, профсоюзов) активнее вступали в НАСДАП. Однако, если исключить их из выборки и оставить всевозможные кружки любителей боулинга, пеших походов, птиц и т.д., то картина не изменится. Нацистская партия стала надеждой для бюргеров, разочарованных проигрышем Германии в войне. Свою роль в росте популярности сыграла и Великая депрессия. После ее начала количество новых членов увеличивалось очень быстро, заключают авторы исследования.
Опубликовано Финмаркет
Материалы по теме
- Центр Карнеги: к 2018 году российские элиты начнут поиск нового лидера
- Кризис в незрелых демократиях приводит к власти экстремистов
- Исследование: Россию до большевиков довели царь и демократия
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.