Бостон. 16 июля. FINMARKET.RU - Еще в 1964 году американские экономисты предупреждали президента США Линдона Джонсона, что роботы и компьютеры изменят экономику до неузнаваемости: спрос на живую рабочую силу будет падать. Сегодня страх потерять работу из-за механических конкурентов овладел миллионами жителей развитых и развивающихся страны - зачем нужны люди, когда все или почти все могут сделать роботы.
Экономисты Фрэнк Леви из MIT и Ричард Мурнейн из Гарвадского университета
попытались развеять эти опасения. Технологический прогресс и социальные изменения, которые он несет, по их мнению, главный вызов для экономики США в XXI веке. Именно этому вызову посвящен исследовательский проект NEXT, в рамках которого Леви и Мурнейн подготовили доклад "Танец с роботами".
Они проанализировали влияние автоматизации производства на рынок труда. И утверждают, что роботы не смогут отобрать рабочие места у всех людей: кому-то все-таки надо решать необычные задач, обрабатывать новую информацию и придумывать новые решения. А вот другой - неквалифицированной механической работой - займутся компьютеры, роботы и малообразованная зарубежная рабочая сила.
Если американцы или любая другая нация намерены обеспечить себе и своим детям такое будущее, должно появиться новое поколение работников с глубокими фундаментальными знаниями по множеству вопросов. Технологическая революция таит вызовы не для среднего класса, а для образовательной системы. Иначе общество окончательно расслоится на богатых и бедных, у которых - из-за роботов, тайцев, малайцев индусов или китайцев - в жизин не будет ни единого шанса.
Что могут и не могут компьютеры
Что мы делаем, когда нам надо помыть посуду? Мы убираем ее со стола, смачиваем моющим средством и водой, трем, смываем, высушиваем и расставляем по местам. Посудомоечные машины справляются с четырьмя из шести задач, уверены экономисты. Для двух других все еще нужны люди.
Есть и другие примеры:
- В большинстве американских аэропортов посадочные талоны выдают роботы. Но персонал все же нужен, ведь кто-то должен искать потерянный багаж или решать возникающие проблемы с пассажирами.
- Спросите у Siri, голосового помощники IPhone, может ли собака перепрыгнуть через дом. Siri выдаст вам список собачьих питомников.
- Хирург, наблюдая на мониторе результаты непрерывного рентгена мозга, вставляет в артериальную аневризму рядом с головным мозгом спираль. Без непрерывного рентгена операция стала бы в разы опаснее.
В первом случае компьютеры заменяют работу людей, в третьем случае - дополняют. А в случае с Siri с заданием лучше бы справился четырехлетний ребенок, хотя Siri, беспорно, является чудом техники.
Между компьютерами и людьми есть ключевое различие. Люди анализируют информацию и принимают решения, например, фермер ищет признаки дождя на небе. Компьютеры следуют правилам и программе. Поэтому компьютеры могут заменить людей, только если выполняются два условия.
- Информация должна быть в форме, которую может обработать компьютер.
- Информация должна быть передана в форме правил и алгоритмов.
Обработка любой информации и любой процесс является набором последовательных правил. Это происходит в течение нескольких логических шагов. Они регулируют входящую информацию, а также результат, получаемый на выходе.
При этом системы могут быть достаточно сложными. Например, система анализа ипотечных заемщиков, используемая в агентстве Fannie Mae. С ее помощью брокер анализировал риск заемщика. Система рассматривает кредитную историю заемщика, тип недвижимости, отношение кредита к стоимости залога и другие факторы. Все это учитывается при расчете вероятности дефолта заемщика. Учитываются и исторические данные. Но итоговое решение все равно принимает брокер, а в своем решение ему приходилось руководствоваться не только рекомендациями программы, но и другими обстоятельствами, особенно в отношение новых клиентов.
У компьютеров нет здравого смысла
Сила человеческого ума в гибкости: он может соединить воедино огромные массивы информации и на этой основе принять решение. Сила компьютера в скорости и аккуратности, но никак не в гибкости. Компьютерные задания подразумевают множество этапов, которые просто аккуратно распределены.
Например, можно заказать книгу в Amazon, написав длинное бессвязанное письмо. Но компьютеру будет сложно выделить в нем главное. Часто в таких письмах люди забывают имена авторов или конкретное название книги. Именно поэтому Amazon ввел структуру запроса, чтобы упростить задачу.
То же самое касается и киоска в аэропорту: введение кредитной карты уже структурирует задание и готовит посадочный талон.
Разница видна на еще одном простом примере. Вы ведете машину и видите, что по дороге катится мячик. Компьютер анализирует его размер: мячик небольшой, угрозы нет и можно спокойно двигаться дальше. Но опытный водитель притормозит, ведь обычно за мячиком бежит ребенок или животное. Это и есть здравый смысл: мы знаем множество фактов и событий. Именно этого здравого смысла не хватает компьютерам.
Компьютерам сложно решать новые проблемы: те, которые не предусмотрели создали правил.
Как компьютеры влияют на рынок труда
- Компьютеры, таким образом, заменяют людей лишь на некоторых частях заданий, а не целиком на рабочих местах. Но это уже значит, что рабочих мест станет меньше.
- Пример - кассиры в банке, ведь операции с депозитами компьютеризированы. С 1990 по 2011 год занятость в США выросла на 18%, а количество кассиров - всего на 8%.
- Кроме того, у компьютеров есть и конкурент - рабочая сила за рубежом. Если задание легко может быть компьютеризировано, его легко можно объяснить кому-то на другом конце планеты. Пример - колл-центры, где соединяются автоматизация и дешевая рабочая сила.
- При этом прогресс в компьютеризации сам по себе создал новые рабочие места. В 2012 году 3,5 млн человек работали непосредственно в создании компьютерной инфраструктуры. При этом 2,4 млн человек работали как специалисты по финансам - их рабочие места также были созданы благодаря новым технологиям.
- В итоге, большим спросом пользуются высокооплачиваемые специалисты, а не рабочие.
- Выросло значение всех специальностей, не связанных с рутинной работой, даже подразумевающих низкую квалификацию: уход за больными, приготовление еды, услуги, уборка и другие.
- Снизилось значение такие профессий как производство, различные ремесла, управление техникой, а также администрирование. Рутинной работой занимаются компьютеры.
- По прогнозу Bureau of Labor Statistics количество рабочих мест вырастет за 10 лет на 14,3%. Нужней всего новые работники будут в здравоохранении, сфере услуг и строительстве.
- При этом будут меняться существующие рабочие места. Например, в 70-х годах секретари в основном печатали документы, теперь они решают неструктурированные задачи.
Компьютеры изменили структуру рынка труда
Люди теперь должны работать с новой информацией и решать неструктурированные задачи
Людям нужны новые навыки
Обычно мы заканчиваем институт, выходим на работу и там уже получаем необходимые знания. Но все не так просто: знания ложатся слоями, в 21 год мы можем получать навыки благодаря тому, что узнали раньше. Представления о знаниях меняются:
- Раньше требовалось только читать и принимать инструкции - человек считался грамотным. Теперь знания требуют умения создать поисковый запрос, выбрать нужную информацию и проанализировать ее.
- Новое оборудование требует специальных знаний и подготовки. Уже нельзя бездумно заменять одну деталь за другой, чтобы автомобиль заработал. Нужно знать, что именно сломалось.
- Доходы человека сегодня связаны с его уровнем образования: в 1980-е годы 40-летний человек со степенью бакалавра получал на 26% выше выпускника школы. В 2009 году разрыв составил 84%. Выпускники школ уже не могут прилично заработать на сборочных линиях заводов.
Чем лучше образование, тем больше человек зарабатывает
Если не развивать технлогии, то люди окажутся в ловушке бедности
Эти тенденции означают, что образование стало чуть ли не главным драйвером вертикальной мобильности. Те, кто его не получают, в итоге, страдают от снижения уровня жизни: они зарабатывают меньше родителей.
Это приводит к росту неравенства среди детей: если ваши родители не закончили колледж, у вас мало шансов его закончить и получить шанс на иную жизнь. У детей из богатых семей не только большие финансовые возможности, но и большие знаний. Это видно на результатах различных тестов.
Проблема, однако, не в том, что за последнее время качество образование упало. Современные американские школьники знают больше, чем их сверстники 40 лет назад. Просто экономика сегодня требует от них больших знаний.
В образовании акцент должен быть сделан на понимание ситуации и решение проблемы, а не просто на знаниях. Важны не знания сами по себе, а навыки.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.