- Выяснилось, что российский рынок труда руководителей высшего звена - относительно замкнутая система, где доминируют профессиональные управленцы.
- Типичный топ-менеджер в России - человек с научной степенью в области экономики или техники в возрасте 30-40 лет, который каждые 2-3 года движется вверх по карьерной лестнице в корпорации.
- В период экономического роста российские компании чаще всего привлекали менеджеров со стороны - 55,8% всех назначений. Эта доля выросла с 38,8% в IV квартале 1999 года до 65,1% в 2007 году.
- Значительное снижение доли внешних кандидатов в 2008-2009 годах до 54 % было связано с экономическим кризисом. Спад производства снизил спрос на высшее руководство, поэтому компании предпочитали продвигать уже нанятый персонал.
- Существует значительная разница в доле внешних и внутренних назначений: большинство внутренних приходится на сектор газа (только 13% внешних назначений), цветную металлургию (38,6%), деревообработку (39,4%) и нефтяную промышленность (40,4%).
- Топ-менеджеры предпочитают внутреннее продвижение в течение первого и второго годов работы на одной позиции. Таким образом, компании должны обеспечить карьерный рост для своих топ-менеджеров каждые один-два года для того, чтобы удержать их и снизить вероятность увольнения.
- Финансовые компании имеют 70,4% назначений со стороны, страховые компании - 66,6%, рекламные агентства - 62,4%. Эти секторы конкурентны, в них работает много компаний.
- Приток свежих сил на рынок топ-менеджеров ограничен: продвижения менеджеров из среднего звена составили всего 7% от общего числа назначений. То есть рынок профессиональных топ-менеджеров замкнут, и они чаще всего мигрируют из одной фирмы в другую.
- Около 99,6% российских топ-менеджеров имеют высшее образование, у 65% топ-менеджеров есть научная степень: у 31% - по точным наукам, у 27% - по экономике, у 7% - в области гуманитарных и социальных наук, у 5% - по праву.
- 35% топ-менеджеров России имеют две степени и более. Среди иностранцев больше мужчин-обладателей второй академической степени в области экономики.
- 61% процент топ-менеджеров России закончил один из московских вузов, 16,5% - вузы Санкт-Петербурга.
- В России 88% топ-менеджеров имели опыт работы в том же секторе, 56% менеджеров имели такую же позицию, 45% менеджеров работали в той же компании.
- В годы кризиса доля управленцев верхнего уровня с экономическими и юридическим образованием увеличилось. Компании были вынуждены изменить свою политику, чтобы сократить издержки и реструктурировать бизнес.
- Если разделить компетенции на две группы - общие знания для всех компаний и конкретные навыки в отдельной отрасли - выяснится, что в кризис компаниям понадобились руководители со знанием отрасли.
- Доля менеджеров с двумя степенями снизилась с 43% в 2008 году до 18% в 2009 году, а доля топ-менеджеров с опытом работы в той же отрасли увеличилась.
- Доля женщин-руководителей составила только 15,6% всех назначений, среди генеральных директоров - 7,2%. Российские компании менее склонны привлекать женщин к управлению по сравнению с транснациональными корпорации (14,7% и 18,5% соответственно).
- Доля женщин выросла в 2000-2007 годах и выровнялась в 2008-2009 годах. Этот рост можно объяснить увеличением спроса на менеджеров высшего уровня в период экономического бума в России, которое вызвало дефицит квалифицированных менеджеров-мужчин.
- Кризис в 2008-2009 годах снизил спрос на всех топ-менеджеров, включая женщин-руководителей.
- Среди секторов экономики России, которые имели самый высокий процент женщин-руководителей, рекрутинг, реклама, страхование, бухгалтерский учет, консалтинг и право.
- В сельском хозяйстве, добыче углеводородов, угледобыче, машиностроении, энергетике, металлургии самый низкий процент женщин-руководителей.
- Женщин чаще всего продвигают внутри компании, чтобы избежать "стеклянного потолка" - барьера из-за гендерных стереотипов.
- Тем не менее женщины-менеджеры на 4-6 процентных пунктов имеют большую вероятность продвижения по службе, чем мужчины-менеджеры.
- Женщины-руководители в среднем моложе мужчин, отчасти из-за более раннего возраста выхода на пенсию.
Иностранцев выписывать не принято
- Доля иностранных менеджеров в транснациональных компаниях была в четыре раза больше - 36%, чем в российских (7,4%). Это связано с тем, что у первых есть возможность переводить сотрудников из одного офиса в другой.
- Было зафиксировано значительное снижение доли иностранных менеджеров в крупных корпорациях во второй половине 2000-х годов - с 37,6% в 2005 году до 25,7% в 2009 году. Это снижение можно объяснить растущим числом русских управленцев с требуемой квалификацией.
- Доля женщин среди менеджеров-иностранцев составляет лишь 7% из-за существования двойных барьеров: "стеклянного потолка" и сложностей с переездом.
- Секторы экономики с самым большим процентом иностранных менеджеров - это учет и консалтинг (30%), топливные сектор (27%), юридические услуги (22%).