.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Исследование: российские учителя авторитарны, всего боятся и ничего не хотят
.

28 июня 2013 года 09:35

Исследование: российские учителя авторитарны, всего боятся и ничего не хотят

 2  
РИА Новости, Антон Уницын
РИА Новости, Антон Уницын
Российские учителя никогда не чувствуют себя в безопасности и не получают удовольствия от жизни. Они не желают ни свобод, ни успеха и карьерных достижений, выяснили ученые из ВШЭ. Дети, воспитанные консервативными и зажатыми преподавателями, вряд ли будут от них отличатся
Москва. 28 июня. FINMARKET.RU - Учителя являются не только носителями предметных знаний, но и агентами воспитания и моральным образцом для детей. Раньше на формирование ценностей школьников влияли их религиозная принадлежность и социальный статус родителей, но в современном мире школа в вопросе воспитания подростков гораздо важнее семьи и церковной кафедры.

Учителя и их настроение, ценности, личные установки, таким образом, влияют не только на учеников, но и на общество, частью которого они должны стать, получив аттестат.

Ольга Грязнова из Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики сравнила базовые ценности российских учителей и их коллег из 54 стран мира. Цель исследования - получить достоверный портрет российского учителя и понять, чем он отличается от своего бразильского или китайского коллеги. Были проведены опросы учителей из Европы (от Франции до Словакии и Македонии), стран Ближнего Востока, Азии (Индия, Тайвань, Китай, Япония), Африки (Намибия, Гана, Зимбабве). Всего изучены анекеты десяти тысяч респондентов из 55 стран мира.

В исследовании сравниваются значения десяти ценностных индексов (в том числе благожелательность, традиция, гедонизм, самоутверждение, забота о людях и природе) для российских учителей и проанализировано их положение на "ценностной карте" мира.

Страшно, аж жуть

Беспрецедентную важность для россиян имеет безопасность - личная, семейная, национальная. При этом у российских учителей напрочь отсутствует позитивное отношения к жизни и стремление к чему-то большему. Это же можно отнести и ко всем россиянам, но учителя, согласно данным исследования, ярче всего демонстрируют эти черты личности, считают в ВШЭ.



  • Безопасность - индекс, включающий в себя стремление к социальному порядку, национальной безопасности, безопасности семьи, к чистоте. Он оказался для российских учителей более значимым, чем для их зарубежных коллег. Россия делит с Египтом второе место по величине этого показателя после Эстонии.
  • Индекс "конформность" объединяет такие ценности, как вежливость, сдержанность, уважение старших, исполнительность и следование долгу. Большие значения показателейу учителей из африканских и азиатских стран, меньшие - у западноевропейских, а также у Японии, Китая и Мексики. Россия в этом списке занимает центральное положение.
  • В индекс "традиция" входят уважение обычаев, скромность, умеренность, принятие жизни такой, какая она есть, религиозность. В странах Африки, Азии и Латинской Америки эти качества у учителей наиболее развиты, а в западноевропейских странах - почти не развиты. Россия находится в нижней трети списка, ближе к европейским странам. Меньше россиян традиции ценят педагоги из Дании и Китая.
  • На основании ценностей свободы, творчества, независимости, самостоятельности при постановке жизненных целей и любознательности конструируется индекс "самостоятельность". По его величине Россия, как и в большинстве случаев, находится посередине списка. В западноевропейских, некоторых средиземноморских странах и Японии значения этого индекса оказались выше, а у большинства азиатских и ближневосточных стран - ниже, чем в России.
  • По значимости индекса "риск-новизна", отвечающего за захватывающую и разнообразную жизнь, Россия тоже середнячок. К разнообразию в жизни больше, чем россияне, стремятся учителя из Дании, Швейцарии, Франции, Финляндии и Южной Кореи, а меньше - из Чили, Венесуэлы, Ганы, Египта, Словакии, Македонии, Кипра и Турции.
  • Гедонизм - индекс удовлетворения желаний, наслаждения жизнью и делания приятных вещей. Россия оказалась в самом низу (на 46-м месте), преимущественно среди азиатских стран. Ниже только Гана и Боливия.
  • Благожелательность аккумулирует в себе ценности верности, честности, деятельности на благо других, ответственности и способности прощать. Более высокие показатели по сравнению с Россией имеют Норвегия, Германия, Дания, Италия и Чили, а более низкие - преимущественно азиатские страны, а также Иордания, Турция, Македония и Болгария.
  • Равенство, мир на земле, гармония с природой, мудрость, мир прекрасного, социальная справедливость, терпимость к различиям в идеях и убеждениях, защита природы включены в индекс "универсализм". По нему Россия занимает 35 место, такие ценности характерны для учителей из скандинавских, западноевропейских, некоторых средиземноморских, латиноамериканских стран и Канады.
  • Ориентация на успех, усердную работу, стремление к влиятельности, эффективности и достижению целей преобразуются в индекс "достижения". По величине этого индекса российские учителя находятся на 51-м месте.
  • Стремление к власти, богатству, авторитету и репутации составляют индекс "Власть-Богатство". Здесь российские учителя ближе к лидерам - на 13-м месте. Этот комплекс ценностей сильно важнее только для учителей из Китая и Македонии.
  • Россия находится в середине шкалы по уровню заботы о людях и природе. Чаще ее склонны проявлять учителя во всех скандинавских странах, большинстве западноевропейских, некоторых средиземноморских странах.
  • Самоутверждение на работе в большей мере присуще учителям из Африки, большинства стран Азии и Ближнего Востока, а также из Болгарии и Македонии.


  • Россия больше среднего смещена в сторону сохранения старых укладов. Еще консервативней учителя Кипра, Боливии, Египта, Индонезии, Сингапура и Ганы.
  • Более открыты к изменениям все западноевропейские и скандинавские, некоторые средиземноморские и англосаксонские страны, а также Аргентина, Китай и Япония. С 30 другими странами у России нет различий- это Африка, Латинская Америка, Ближний Восток.
  • Внутри БРИК российские учителя больше всего похожи на бразильских. Учителям из Индии в большей степени важно самоутверждение, а педагогам из Китая - и самоутверждение, и открытость.

Николай Волгин, заведующий кафедрой труда и социальной политики Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, академик (действительный член) РАЕН

"Пирамида Маслоу говорит нам о том, что человек имеет первичные потребности в жизни, питании и воде. Следующей ступенью является безопасность, а самая высшая ступень - самореализация. И в различных странах не только учителя, но и представители других профессий находятся на разных уровнях: где-то до сих пор потребности в жизни и еде остаются главенствующими - это страны с низким уровнем жизни, а где-то в развитых странах приоритеты граждан заключаются в самореализации.

Нет ничего удивительно, что Россия находится именно на таком уровне. Мы преодолели потребность первого уровня - в еде и жизни, но потребность в безопасности - личности, семьи, труда - остается самой важной. Успех - удел стран с высокоразвитой экономикой, с развитым обществом.

Естественно, такие учителя выдает продукт, адекватный уровню своего развития и своей степени значимости. Мы не может готовить учеников, когда отсутствует потребность в самореализации, нет стремления к успеху.

Понятно, что надо повышать зарплаты учителям, повышать престиж профессии, но самое главное - нужно развивать экономику. Только это сможет подвинуть нас с потребностей безопасности до потребностей более высокого уровня, до самореализации".


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Николай    28.06.2013
В России власти всех мастей 100 лет запугивали народ и выбивали из него всякую инициативу, так что нечего теперь и удивляться.
LordOfOrder    28.06.2013
Потребность в ЖИЗНИ??? Это еще что за ... Хотя, "академик РАЕН" - это все объсняет:)

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.