- Лучше всего эту ситуацию иллюстрирует производство iPod. Идея гаджета принадлежит американской компании, она же занималась его дизайном и маркетингом. Но сборка iPоd происходит в Китае.
- В итоге в статистику экспорта Китая включены все этапы создания стоимости iPоd: статистический результат значительно отличается от реальности.
- Для корректной оценки конкурентоспособности каждой страны нужен новый показатель - глобальная цепочка создания стоимости (global value chain income).
- В Европе темпы роста экспорта превосходят рост реальных доходов, которые получают предприятия от экспорта. Например, реальный валовой экспорт продукции обрабатывающей промышленности Германии увеличился на 98%, тогда как рост доходов составил всего 7%.
- Это произошло по двум причинам. Во-первых, немецкие производители комплектующих сами стали закупать много запчастей, тем самым снижая собственное участие в глобальной цепочки создания стоимости. А, во-вторых, возросший спрос на потребительские товары удовлетворялся за счет импорта из развивающихся стран.
Вывод 2: Европейцы теряют преимущество в производстве потребительских товаров (косметики, одежды и т.д.), зато повышают конкурентоспособность в производстве транспортного оборудования.
В Евросоюзе за последние полтора десятилетия снизилось количество занятых в промышленности. Количество рабочих мест в этом секторе сократилось на 1,8 млн. Но при этом наблюдалась интересная тенденция - потребность в высокообразованных сотрудниках росла. Количество ставок для таких работников выросло на 4 млн. При этом резко выросло число рабочих мест в сфере услуг. Вывод 3: В глобальной цепочки создания стоимости участвует все больше высококвалифицированных специалистов. Потребность в них растет во всех секторах экономики.