.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Экономика XXI века: глобальные цепочки стоимости вместо национального экспорта
.

27 июня 2013 года 13:20

Экономика XXI века: глобальные цепочки стоимости вместо национального экспорта

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Статистические ведомства продолжают оценивать конкурентоспособность страны на основе старого доброго показателя - объема экспорта. Ученые из голландского университета в Гронингене на примере производства iPоd объясняют, почему эти методы больше не работают, и как на самом деле формируется стоимость товаров в современном мире
Гронинген. 27 июня. FINMARKET.RU - Из-за глобализации в мире возникла путаница, которая не позволяет реально оценить объемы мировой торговли и конкурентоспособность каждой страны. Государственные статистические ведомства, по-прежнему, оценивают успехи в производстве товаров, руководствуясь объемом экспорта. Но этот показатель уже давно не отражает действительности, объясняют исследователи из Университета в Гронингене.

У каждого продукта есть своя цепочка создания стоимости: конечная стоимость товара создается на нескольких этапах с участием разных специалистов в разных странах. Сначала товар придумывают, потом разрабатывают дизайн и выбирают материалы, затем ищут способы его продвижения и так далее.

В классической модели предполагается, что все эти этапы проходят в одной стране. Соответственно вся стоимость продукта приписывается одному государству-конечному экспортеру. Но мир сегодня живет по другим правилам. Из-за распространения практики аутсорсинга и переноса производства в другие страны разные этапы создания стоимости могут происходить в разных частях света.

  • Лучше всего эту ситуацию иллюстрирует производство iPod. Идея гаджета принадлежит американской компании, она же занималась его дизайном и маркетингом. Но сборка iPоd происходит в Китае.
  • В итоге в статистику экспорта Китая включены все этапы создания стоимости iPоd: статистический результат значительно отличается от реальности.
  • Для корректной оценки конкурентоспособности каждой страны нужен новый показатель - глобальная цепочка создания стоимости (global value chain income).


Статистика экспорта не отражает реальных доходов стран


  • В Европе темпы роста экспорта превосходят рост реальных доходов, которые получают предприятия от экспорта. Например, реальный валовой экспорт продукции обрабатывающей промышленности Германии увеличился на 98%, тогда как рост доходов составил всего 7%.
  • Это произошло по двум причинам. Во-первых, немецкие производители комплектующих сами стали закупать много запчастей, тем самым снижая собственное участие в глобальной цепочки создания стоимости. А, во-вторых, возросший спрос на потребительские товары удовлетворялся за счет импорта из развивающихся стран.

Вывод 1: Суперконкурентные с точки зрения экспорта страны не обязательно генерируют большой доход.


Европейцы меняют специализацию


Вывод 2: Европейцы теряют преимущество в производстве потребительских товаров (косметики, одежды и т.д.), зато повышают конкурентоспособность в производстве транспортного оборудования.


Спрос на высококвалифицированных работников в Европе растет


В Евросоюзе за последние полтора десятилетия снизилось количество занятых в промышленности. Количество рабочих мест в этом секторе сократилось на 1,8 млн. Но при этом наблюдалась интересная тенденция - потребность в высокообразованных сотрудниках росла. Количество ставок для таких работников выросло на 4 млн. При этом резко выросло число рабочих мест в сфере услуг.

Вывод 3: В глобальной цепочки создания стоимости участвует все больше высококвалифицированных специалистов. Потребность в них растет во всех секторах экономики.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.