- Но профицит и в начале года есть не у всех: 13 регионам собственных доходов (даже с учетом межбюджетных трансфертов) уже не хватило. Субъекты федерации и муниципалитеты более активно стали выходить на рынок заимствований. Расходы на обслуживание их долгов выросли на 25,6%.
- Структура региональных консолидированных бюджетов резко социализировалась. Это последствия исполнения регионами прошлогодних майских указов президента Владимира Путина, потребовавшего повысить зарплаты работникам госсектора. Расходы регионов и муниципалитетов на образование увеличились на 22,9%, на здравоохранение - на 15,1%. В совокупности на эти две и ранее самые крупные статьи расходов теперь уходит более половины консолидированного бюджета регионов.
- Себя власть тоже не забывает. Расходы на оплату труда региональным и местным чиновникам (без учета правоохранительных органов и судебной системы) выросли по сравнению с прошлым годом на 8,5%.
- Зато на 3,5% в абсолютных числах меньше досталось национальной экономике, на 4,1% - ЖКХ. С учетом инфляции (7,2%) сокращение этих расходов еще более заметно.
Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's "Эти данные подтверждают тенденции, о которых мы говорили в апреле. Операционный баланс консолидированных региональных бюджетов стал меньше: расходы, и прежде всего, такие негибкие, как зарплаты, растут быстрее доходов. Нет пока достаточной федеральной помощи, чтобы компенсировать это давление. Ясно, что есть много технических аспектов, связанных с результатами именно первого квартала: часть платежей по налогу на имущество, которые в прошлом году приходились на март, а этом - ушли на апрель. От некоторых регионов, с которыми работает агентство, мы знаем, что в апреле ситуация стала несколько лучше из-за роста сборов налога на прибыль. Но фундаментально это картины не меняет. Надо понимать, что стоит за опережающим ростом расходов на образование и здравоохранение. С одной стороны, это хорошо. Сложно надеяться на рост эффективности в этих секторах, качества услуг при тех мизерных зарплатах, которые там были. Но с другой стороны, зарплаты - это расходы, которые будут расти и дальше, от этого потом очень трудно отказаться. При этом все меньше и меньше тратится на развитие, на инфраструктуру. Если расходы на это даже в номинальном виде снизились, то с учетом инфляции стали значительно меньше. Структура расходов меняется, и картина к концу года будет только усугубляться". Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений "Первый квартал - не показателен. Основная масса расходов не достигла своего оптимума. Регионы по ряду решений пока еще не имеют полного представления о предстоящих расходах. Исконно русская традиция - в первом квартале только запрягать лошадей. В условиях ухудшения макроэкономических показателей часть расходов придется неизбежно сокращать. На обещанных выплатах по социальным обязательствам, зарплатах учителей, врачей, сэкономить не удастся. Эти обязательства будут выполнены на 100%. Риск секвестра нависнет над бюджетом развития, бюджетными инвестициями, региональными частями госпрограмм. Положение усугубляется тем, что в некоторых регионах до 70% местных дорожных фондов остались в прошлом году не тронутыми и перешли в виде остатков на этот год. По сути, эти деньги лежат мертвым грузом и тоже не работают на развитие. И есть тренд на снижение уровня исполнения такого рода расходов". Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов "Если смотреть итоги только I квартала, то вроде бы ничего серьезного не происходит. На такой краткосрочной перспективе финансовые результаты могут оказаться не показательными. Ожидания по всем направлениям скорее негативные. А их тоже можно оценивать. По всем прогнозам темпы экономического роста замедлятся. Остается риск падения цен на нефть и нового кризиса. Падение заработных плат, прибыли компаний неизбежно отразится на региональных бюджетах, главные источники пополнения которых НДФЛ и налог на прибыль. Есть ожидание тяжелого выполнения прошлогодних майских указов президента по зарплатам бюджетникам. А в связи с этим возникает риск, что при планировании бюджетов следующего года и дальше объемы инвестиций будут сокращаться. А значит, надеяться на рост налогового потенциала в регионах не приходится. При этом долговая нагрузка в регионах выше по сравнению с той, что была перед кризисом 2008 года. Если негативные тенденции разовьются, то регионам теперь будет гораздо сложнее, чем тогда, выйти на рынок заимствований. Долгосрочных позитивных трендов в бюджетной сфере пока нет".