В то же время, данные Росстата оказались лучше предварительных расчетов Минэкономразвития, которое оценивало повышение ВВП во 1-м квартале на уровне 1,1%. Директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Олег Засов заявил "Интерфаксу", что одной из причин разночтений стал пересчет оптовой торговли за первые два месяца года. "Росстат существенно пересмотрел динамику оптовой торговли за январь-февраль. Было снижение примерно на 3% в годовом выражении, а стал рост примерно на 3%, а оптовая торговля составляет около 10% ВВП", - пояснил он. (Минэкономразвития делало оценку ВВП в середине апреля до выхода точных данных по оптовой торговле). Кроме того, по его словам, несколько ниже идет оценка Росстата по импорту за I квартал, чем предварительно оценивал ЦБ и использовало Минэкономразвития в своих расчетах ($75,4 млрд против $75,7 млрд). Более высокие темпы роста ВВП за I квартал 2013 года по сравнению с предварительными ожиданиями Минэкономразвития могут привести к увеличению прогноза на 2013 год на 0,1-0,2 процентных пункта, заявил "Интерфаксу" замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. "На прогноз по году это может повлиять в сторону увеличения на 0,1-0,2 процентных пункта, но все покажет осень, когда будут достоверные данные по инвестициям", - сказал он, комментируя опубликованные в пятницу данные Росстата по росту ВВП. В Минэкономразвития рассчитывают, что тенденция к замедлению темпов роста экономики РФ может смениться на противоположную уже в текущем квартале. "Мы ожидаем, что уже во втором квартале произойдет перелом негативных тенденций, а во втором полугодии экономический рост превысит 3%", - сказал глава министерства Андрей Белоусов в четверг на заседании правительства, где рассматривались сценарные условия развития экономики на три года. По его словам, в этом прогнозе заложена оценка эффекта от реализации правительственных мер по стимулированию роста экономики.
- Экономист ING Дмитрий Полевой считает, что, скорее всего, в первые три месяца экономика достигла "дна", и во втором квартале рост составил уже около 2%, а во второй половине года темпы роста ВВП составят 3-3,5% на фоне замедления инфляции и улучшения показателей потребления, восстановления инвестиционной активности и стабилизации роста экспорта благодаря более высоким ценам на нефть. Более сильные показатели сельского хозяйства также должны поддержать экономический рост. Но риски для экономики сохраняются, в первую очередь, они связаны с замедлением экспорта и инвестиций.
- Главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитала" Иван Чакаров также полагает, что первый квартал оказался худшим для российской экономики в текущем году, во многом это связано с эффектом базы - ведь в первом квартале 2012 года ВВП России в годовом выражении увеличился на целых 5%. В дальнейшем экономику должны поддержать четыре ключевых фактора: постепенное замедление темпов роста потребительских цен; вторая половина прошлого года вышла куда хуже первой, значит, эффект базы, который плохо сказался на данных начала года, может помочь экономике во втором полугодии; Минсельхоз обещает в этом году хороший урожай,что также благоприятно скажется на цифрах второго полугодия; ЦБ, наконец, пойдет на снижение ключевых ставок.
Рост активов банковского сектора в апреле составил 1,7%, в основном за счет продолжающегося роста кредитного портфеля банков. Просроченная задолженность по корпоративным кредитам выросла на 1,7%, по розничным - на 4,3%. В результате удельный вес просроченной задолженности в корпоративных кредитах практически не изменился (4,6%), в розничных повысился до 4,3% с 4,2%. Основным фактором расширения ресурсной базы кредитных организаций в апреле стал рост средств клиентов. При этом население все активнее снабжает банки ликвидностью. Объем вкладов физических лиц вырос на 3,2%, депозитов юридических лиц - на 6,7% (но одновременно сократились на 5,5% средства организаций на расчетных и прочих счетах).
Онищенко vs ЦБ Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступил резко против предложения передать Центробанку полномочия по защите прав потребителей на рынке кредитования. "Во-первых, этого делать нельзя по одной причине - это негосударственный орган. А по нашей концепции развития государства, надзор осуществляет только государственный орган. Второе - Банк России отвечает за экономику прежде всего, и не будет он защищать потребителей", - сказал Г.Онищенко, выступая на форуме партийных проектов "Единой России" в пятницу. Как отметил Г.Онищенко, в настоящее время объемы потребительского кредитования растут. Как правило, эти кредиты, по его словам, берут, например, матери-одиночки на лечение тяжело больного ребенка, учителя и врачи - на образование своих детей после школы. "И что они получают в результате этого? Подписывают этот талмуд, где мелким шрифтом все написано, а потом оказывается, что она 95 тысяч выплатила, а ей говорят: нет, а ты еще 140 должна, кроме этого", - сказал глава Роспотребнадзора. По его мнению, в России "преступно легкая доступность кредита", и в этом банки заинтересованы. "Так если мы сейчас туда это отдадим, что будет? Мои потребители не пойдут на Болотную площадь, у них высокая нравственная оценка. Для них слово "болото" вызывает отрицательную реакцию, но они найдут в Москве площади, на которые они выйдут - и врачи, и учителя. Об этом надо знать и думать. Нельзя этого делать", - сказал Г.Онищенко. Накануне замминистра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил журналистам, что Банк России не поддерживает идею Минфина передать ему от Роспотребнадзора функцию защиты прав потребителей на финансовом рынке. Однако Минфин уверен, что эта функция не должна оставаться за Роспотребнадзором. "Наш подход такой: финансовые услуги нужно выводить из-под закона о защите прав потребителей, потому что они не регулируются здесь никак. Но надо вместо этого создавать что-то другое. Идеальная ситуация - когда была бы отдельная законодательная база и единый регулятор, который защищал бы эти права. Но ЦБ не очень хочет этим заниматься", - пояснил А.Моисеев. "По факту сейчас по тем законам, которые сейчас есть, эта функция остается в Роспотребнадзоре. Есть три законопроекта, которые из-под Роспотребнадзора это уводят: о финансовом омбудсмене, об ОСАГО и о потребительском кредитовании. Но последние два законопроекта только прошли первое чтение в Госдуме, а первый еще в правительстве", - сообщил он. Предложение передать эту функцию ЦБ появилось в заключении комитета Госдумы по финрынку к законопроекту о мегарегуляторе. В частности, в нем говорится, что было бы целесообразно расширить компетенцию единого регулятора на финансовом рынке вопросами защиты прав и интересов физических лиц - не только потребителей страховых, инвестиционных и иных финансовых услуг, но и потребителей банковских услуг. Госдума приняла в I чтении законопроект о мегарегуляторе Госдума приняла в первом чтении законопроект о передаче Банку России полномочий Федеральной службы по финансовым ранкам (ФСФР) по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Законопроект внесло в Госдуму правительство РФ. Изменения вносятся в 47 действующих законов. В заключении комитета Госдумы по финансовому рынку говорится, что концепция законопроекта базируется на расширении целей деятельности Банка России за счет того, что ЦБ будет заниматься развитием финансового рынка РФ, обеспечением стабильности его функционирования. В развитие этой нормы документом предлагается внести комплексные изменения в основные нормы, регулирующие деятельность ЦБ, начиная от организационной структуры органов управления и заканчивая расширением полномочий по определению отраслевых стандартов ведения бухучета для некредитных финорганизаций. Так, изменениями в закон о Центробанке РФ предусматривается, что Банк России будет осуществлять регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями в соответствии с законами, регулирующими их деятельность. К некредитным финансовым организациям в документе отнесены профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерные инвестиционные фонды, клиринговые организации, организации, осуществляющие функции центрального контрагента, организаторы торговли, центральные депозитарии, субъекты страхового дела, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, бюро кредитных историй. При этом ЦБ РФ не наделяется правом представлять в правительство РФ проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов президента РФ и правительства РФ. Регулирующие, контрольные и надзорные функции в сфере финансовых рынков будут переданы комитету финансового надзора ЦБ РФ, который должен стать постоянно действующим органом, объединяющим руководителей структурных подразделений Банка России. Банк России наделяется полномочиями по утверждению отраслевых стандартов бухучета для некредитных финансовых организаций; по регистрации выпусков ценных бумаг, проспектов, отчетов об итогах выпуска не только в отношении банков, но и некредитных финансовых организаций. Перечень полномочий ЦБ дополнен контролем за соблюдением требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Кроме того, Банк России будет осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, а также страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей. Банк России также будет разрабатывать основные направления развития финансовых рынков и представлять их в НФС, президенту РФ, в правительство РФ и Госдуму. Кроме того, регулятор не менее двух раз в год должен публиковать обзор финансовой стабильности. Налог на недвижимость, скорее всего, будет введен на всей территории РФ не ранее 2018 г. Налог на недвижимость, скорее всего, будет введен на всей территории РФ не ранее 2018 года, считает глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов. "Сейчас принято такое решение, что будет определена какая-то финальная дата. Я думаю, что она будет отнесена достаточно далеко, что-нибудь в районе 2018 года. Но субъекты РФ по мере готовности получат возможность его вводить, скорее всего, со следующего года", - сказал министр журналистам в рамках заседания экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития, отвечая на вопрос, принято ли в правительстве решение, когда будет введен единый налог на недвижимость. "Это будет гибкая система. Я думаю, что у нас есть ряд субъектов, которые готовы ввести его в ближайшее время, в том числе Москва, Татарстан, Нижегородская область и ряд других", - добавил А.Белоусов. При этом он отметил, что вопрос о том, будет ли это налог на недвижимость либо налог на недвижимое имущество, еще дискуссируется. "Разница в том, что налог на недвижимость - это значительно более сложная конструкция. Она включает в себя единый объект недвижимости: объект капитального строительства и землю под ним. Это еще надо соединить. Пока Росреестр не готов к этому", - пояснил министр. Он также уточнил, что речь идет вначале о введении налога на недвижимость для физлиц, но затем планируется распространить такой же механизм и для юридических лиц. Чем проще, тем лучше Минэкономразвития РФ предлагает упростить регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поправки в соответствующий закон опубликованы на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов. "Настоящий проект федерального закона разработан во исполнение пункта 4 плана мероприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденного распоряжением правительства РФ от 7 марта 2013 года", - говорится в пояснительной записке к документу. Законопроект направлен на совершенствование механизмов взаимодействия заявителей с регистрирующим органом по двум направлениям. Первое из них касается отмены нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя на документах о госрегистрации в случае их представления в регистрирующий орган лично заявителем. По мнению Минэкономразвития, это позволит сократить финансовые и временные затраты малого бизнеса, так называемых "стартапов", в которых собственник зачастую является одновременно и руководителем юрлица. Обязательность обращения к нотариусу для свидетельствования подписи заявителя на документах при их личном представлении в регистрирующий орган исключается для всех заявителей, а не только для индивидуальных предпринимателей. Второе направление предполагает совершенствование нормативного регулирования процесса представления документов на госрегистрацию и получения документов в регистрирующем органе представителем заявителя, действующим на основании доверенности. Указанные изменения востребованы бизнес-сообществом, способствуют оптимизации процедуры представления документов в регистрирующий орган, и, как следствие ускоряют процесс регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реализация законопроекта будет способствовать увеличению количества создаваемых юридических лиц, привлечению новых инвестиций и ускорению экономического роста, уверены в российском экономическом ведомстве. Внешняя торговля ТС упала в I квартале на 2,6%, взаимная - на 9,7% Объем внешней торговли товарами государств-членов Таможенного союза (ТС) с третьими странами за январь-март 2013 г., по оперативным данным, составил $216,8 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем внешней торговли уменьшился на 2,6%, или на $5,9 млрд, говорится в материалах Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Положительное сальдо внешней торговли товарами снизилось до $64,0 млрд. В январе-марте 2012 г. его величина составляла $77,7 млрд. Объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного союза в январе-марте 2013 г. составили $15,0 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем взаимной торговли уменьшился на 9,7%. В том числе между Россией и Белоруссией взаимная торговля уменьшилась на 14,4% и составила $9,6 млрд, между Россией и Казахстаном - выросла на 0,5% и составила $5,3 млрд, между Белоруссией и Казахстаном - упала на 13,7%, до $175,6 млн соответственно. Удельный вес товаропотоков между Россией и Белоруссией при этом сложился на уровне 63,8%, между Россией и Казахстаном - 35,0%, Белоруссией и Казахстаном - 1,2%. "Снижение объема взаимной торговли обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Беларусь (после почти пятикратного их роста в I квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2011 г.). Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП по сравнению с I кварталом 2012 г. увеличился на 1,3%", - подчеркивается в материалах ЕЭК. Евро может снизиться до рекордного минимума за 10 лет Евро в ближайшие 12 месяцев может упасть до самой низкой отметки за почти десятилетие - $1,15, поскольку разногласия в отношении дальнейшей интеграции валютного блока препятствуют реализации мер, направленных на поддержание роста, считают эксперты Standard Life Investments Ltd., управляющей активами на $260 млрд. В еврозоне наблюдается резкий спад экономической активности, но при этом реализуемые Европейским центральным банком (ЕЦБ) меры денежно-кредитной политики намного сдержаннее "агрессивного смягчения" в США и Японии, заявил директор по инвестициям Standard Life Малькольм Джонс в интервью агентству Bloomberg. По его словам, доллар США будет расти к евро, иене и канадскому доллару в ближайшие месяцы на фоне восстановления рынка жилья и производственной активности в крупнейшей экономике мира. "Любые шаги, которые повлекут усиление восстановления в Европе, практически неизбежно будут связаны со снижением курса евро с текущего уровня, - сказал М.Джонс. - На ближайший год мы прогнозируем $1,15". При этом согласно средней оценке более 50 аналитиков, опрошенных Bloomberg, евро подешевеет до $1,27 к концу 2012 года и до $1,26 к 31 марта 2014 года. Рецессия в еврозоне затянулась уже на шесть кварталов подряд, и темпы падения ВВП в I квартале 2013 года (-0,2%) были хуже как ожиданий аналитиков, так и снижения в октябре-декабре, составлявшего 0,1%.