- После вступления России в ВТО были отменены лишь пять ограничительных мер, действующих в отношении российских производителей (в том числе, знаменитая поправка Джексона-Вэника и, например, запрет на ввоз алкоголя в Киргизию). По данным на 1 января 2013 года против России проводилось три антидемпинговых и два специальных защитных расследования и девять пересмотров этих мер. В Органе по разрешению споров (ОРС) ВТО ежегодно возможно инициирование около 6-7 дел, затрагивающих интересы России. Только адвокатское сопровождение каждого из них обходится ориентировочно в $2 млн. Однако в федеральном бюджете подобные расходы на 2013 год тоже не предусмотрены. Это значит, что мы не пользуемся возможностями, которые дает нам ВТО.
- Аудиторы Счетной палаты приводят еще множество примеров того, насколько безалаберно построена работа по интеграции в ВТО. Начиная с того, что никто не озаботился подготовкой специалистов для работы с этой организацией (все ограничилось недельными курсами повышения квалификации для высших руководителей министерств и ведомств) и заканчивая тем, что План адаптации российской экономики к работе в условиях членства в ВТО фактически сорван: из 36 пунктов плана, имеющих срок исполнения октябрь 2012 - январь 2013 года полностью исполнены лишь десять пунктов. На другой чаше весов - лишь отдельные случаи защиты российских производителей, которые смотрятся скорее исключением из правила.
- Уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин по окончании переходного периода, связанного с вступлением России в ВТО, должен составлять 7,8%. Это значительно меньше, чем сейчас в других развивающихся странах-членах ВТО (в Бразилии - 13,7%, в Южной Корее - 12,1%, в Китае - 9,6%), но больше, чем в развитых (ЕС - 5,1%, США - 3,5%). Но уже сейчас Россия перевыполнила план: ставка составляет 7,4%, а к 2015 году, согласно Основным направлениям таможенно-тарифной политики, снизится до 5,9%. По 74 товарным группам пошлины ниже предельных ставок в обязательствах России перед ВТО.
- Уступает мерам поддержки, применяемым в странах-членах ВТО - и по масштабам и по эффективности действующая в России система господдержки экспорта, пишут аудиторы. Различия - на порядки не в пользу нашей страны: по итогам 2012 года - $0,1 млрд на фоне $20 млрд в Германии, $21 млрд - в США, $49 млрд - в Китае, и даже $11 млрд - в Индии. Экспортируемые этими странами товары поступают и на российский рынок, отмечают в СП.
- До сих пор не создано постоянное представительство России при ВТО. Поручения Минэкономразвития, МИДу и Минфину на этот счет давались в 2012 году дважды, но так и не выполнены. Деньги на функционирование постпредства (около 100 млн руб. в год), а также 370 млн руб. на покупку здания в Женеве в федеральный бюджет на 2013-2015 годы не заложены. Даже ежегодный членский взнос России в ВТО в бюджете запланирован в меньшем размере, чем необходимо: 3,7 млн швейцарских франков против 4,1 млн. Функции постпредства до сих пор выполняет группа специалистов Минэкономразвития в постпредстве России при отделении ООН в Женеве.
Алексей Портанский, профессор ВШЭ "Отчет Счетной палаты абсолютно адекватный, правдивый. Он говорит, что правительство, к сожалению, плохо подготовилось к нашему членству в ВТО. Даже финансирование создания представительства не заложено. Нет денег на наше участие в работе органа по разрешению споров. Это не лезет ни в какие ворота. Еще одной тяжелейшей проблемой является то, что мы не успели в достаточном количестве подготовить кадры, умеющие работать по правилам ВТО. Если с финансированием вопрос можно решить в срочном порядке, то на устранение кадрового пробела потребуются годы". Виталий Кандалинцев, Академия народного хозяйства и госслужбы при правительстве РФ "Отставание административного аппарата вполне понятно. Наша страна имеет всего чуть более двух десятков лет опыт работы в условиях рынка. Многие инструменты, которые в западных странах развивались столетиями, приходится создавать заново. Сырой закон может принести больше вреда, чем пользы. Легко говорить тарифной защите нашего рынка. Но у нас в крупных городах очень велика доля импортного продовольствия. Даже масло из Новой Зеландии привозят. Подними пошлины, и все это ляжет на плечи потребителей. У нас население и так большую часть зарплаты тратит на питание. Тут же начнутся социальные проблемы. Низкие пошлины - это плата за политическую стабильность". Наталья Волчкова, профессор РЭШ "Законотворческая работа идет довольно вяло. Законодательных инициатив с момента вступления России в ВТО было принято минимально. Но по общению с представителями правительства можно сделать вывод, что их план адаптации к условиям ВТО, принятию превентивных мер, связан с шагами, которые могут быть приняты на уровне нормативных актов правительства и министерств. Дискуссии перешли в рабочую плоскость. В целом можно было сделать больше. Расчеты правительства, что 40-50 специалистов по ВТО, которых выпускает ВШЭ, Академия внешней торговли, будет достаточно, скорее всего, не верны. Да, ВТО прежде всего затрагивает вопросы государственной политики. Но использовать ресурс ВТО могут и компании, причем, не только крупные, но и средние и малые. Для этого нужны юристы. Издержки от медлительности правительства мы пока определить не можем. Нет статистики. Она приходит с запаздыванием на год".