.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Белоусов: надо тратить, а то проедим резервы за 2-3 года и останемся и без денег, и без дорог
.

29 апреля 2013 года 17:14

Белоусов: надо тратить, а то проедим резервы за 2-3 года и останемся и без денег, и без дорог

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Новости дня: Медведев считает необходимым создать систему поддержки российского экспорта, но предостерегает от попыток получить госсредства "на халяву"; тарифы в 2013 году не понизят; Минфин и Минэкономразвития объединять не будут; повышение НДПИ на нефть одновременно со снижением экспортной пошлины принесет бюджету дополнительно 20-30 млрд рублей; Газпром распродает свои старые Mercedes-Benz вполцены
Если посмотреть со всех сторон

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что пониженный прогноз роста российской экономики не может не вызывать озабоченности; единого мнения по мерам, направленным на стимулирование экономического развития, пока нет. В связи с этим глава правительства призывал экономический блок правительства выработать единое мнение по развитию экономики.

"Минэкономразвития понизило прогноз по росту отечественной экономики на текущий год еще больше - до 2,4% ВВП. И это серьезный повод не только для беспокойства.

По поручению президента правительство совместно с парламентом, экспертами и бизнес-сообществом разрабатывает комплекс мер по стимулированию экономического развития. Точек зрения немало, а в процессе дискуссии необходимо найти адекватные современные ответы на вызовы сегодняшнего дня.

Повторив, что точек зрения немало и дело "не только в крайних позициях", Медведев процитировал одного из американских президентов, который "когда-то просил найти ему одноглазого экономиста, потому что говорил: "Я все время слышу одни и те же изречения: если посмотреть с одной стороны, если посмотреть с другой стороны".

"По такому пути Россия идти не сможет, однако будет опираться на различные точки зрения, что отчасти будет страховать от возможных издержек.

Возможно, нам придется скорректировать и определенные действия, но вектор нашего развития, направления развития, которые заложены в соответствующих документах правительства, не должны подвергнуться существенным изменениям".

Четыре компонента модернизации

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов указал на один из векторов развития. По его мнению, экономика может выйти на темпы роста в 6% в год в 2014-2016 годах при проведении структурной модернизации.

"Использование вышеперечисленных резервов (механизмы структурной модернизации) позволяет выйти в 2014-2016 годах на траекторию 6%-ного роста и в 2017-2020 годах достичь почти 7% роста в год. Этот уровень действительно является предельным с точки зрения технологических и производственных возможностей российской экономики, но он в принципе достижим", - заявил министр.

А.Белорусов отметил, что разница в темпах роста между 3% в год, как сейчас предполагается в базовом сценарии прогноза, и 5% - "не количественная, а качественная и принципиальная". "Это два разных режима развития, две разных модели роста, и водораздел между ними - осуществление структурной модернизации российской экономики, которая включает в себя четыре основных компонента", - заявил он.

  • Во-первых, это институциональные изменения, "обеспечивающие радикальное улучшение предпринимательского климата, развитие конкуренции, поддержка экспорта и развитие малого предпринимательства".
  • Во-вторых, речь идет о маневре ресурсами в пользу здравоохранения и образования одновременно с реформированием этих сфер.
  • В-третьих, речь идет о реализации масштабных проектов в инфраструктурных отраслях.
  • В-четвертых, речь идет о необходимости обеспечения опережающего развития технологий, в том числе в секторе ОПК.

Тратить, нельзя сберегать

Белоусов в очередной раз поднял вопрос о финансировании инвестиций в инфраструктурные проекты. "Давайте вообще зададимся вопросом - зачем мы вообще накапливаем нефтегазовые доходы?", - спросил он.

Он напомнил, что когда создавался Стабилизационный фонд, действовал фиксированный курс рубля, приток нефтяных денег генерировал денежную эмиссию и провоцировал инфляцию. "Поэтому изъятие нефтяных доходов из экономики через Стабфонд поддерживало макроэкономическую сбалансированность и сдерживало инфляцию", - пояснил министр.

"Сейчас у нас почти плавающий курс. Тогда возникает вопрос - зачем накапливать нефтегазовые доходы? Говорят - для страховки от нового кризиса. Но это сработает, если цены на нефть снизятся, а потом через 2-3 года вновь вернутся на прежний уровень. А если они системно перейдут на новый пониженный уровень - $70-80 за баррель, то мы просто проедим резервы за 2-3 года и останемся и без денег, и без дорог. Поэтому, разумнее все-таки, мы считаем, часть этих ресурсов направить на расшивку узких мест в инфраструктуре, экономя таким образом главный ресурс - время", - заявил министр, добавив, что это можно сделать без нарушения "бюджетного правила".

"Как показывают расчеты, при условии осуществления структурной модернизации можно обеспечить около четырех процентных пункта роста ВВП за счет потребления, которое будет увеличиваться вслед за повышением производительности труда и реальной заработной платы. Еще порядка 3 процентных пунктов - за счет роста инвестиций и от 0,5-1 процентных пункта можно получить за счет роста неэнергетического экспорта. С учетом увеличения импорта эти факторы суммарно и обеспечивают выход за 6-7-процентный рост ВВП", - пояснил Белоусов свои расчеты.

"Может быть, эта планка (роста) завышена. Но таковы объективные задачи, которые перед всеми нами стоят - перед российским обществом, и времени для их решения у нас достаточно мало", - отметил министр.

"Я бы сказал: сейчас снова, как в годы первых пятилеток, справедлива формула - потеря темпов равнозначна потере курса", - подчеркнул Белоусов.

Цена вопрос структурной перестройки - допрасходы в 7,5% ВВП в год

По словам Белоусова, за очень сжатый период времени предстоит одновременно решить целый ряд системных задач в области социального развития, обороны, регионального развития и макроэкономики.

На решение накопленных за многие годы социальных проблем дополнительно потребуется финансовых ресурсов порядка 0,6% ВВП в среднем за год.

Крупномасштабная модернизация вооруженных сил - цена вопроса около 1,5% ВВП. Глубокая модернизация здравоохранения, образования, жилищного сектора - порядка 1,7% ВВП в год. Расшивка "узких мест" в транспортной и энергетической инфраструктуре - 1,8% ВВП. Ускоренное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, Юга России, Калининграда, создание новых региональных центров экономического развития - 0,4% ВВП. Сокращение "нефтяной зависимости" экономики, прежде всего, в части платежного баланса и бюджета - 1,5% ВВП в среднем в год.

"В итоге суммарная дополнительная потребность в ресурсах для решения шести отмеченных системных задач - 7,5% ВВП в среднем за год", - заявил Белоусов.

По его словам, при инерционном развитии в лучшем случае к концу десятилетия будет достаточно ресурсов в экономике, чтобы решить поставленные задачи. И только к середине следующего десятилетия задачи могут быть решены.

"Но таких сроков у России просто нет. "Окно возможностей" составляет 3-4, максимум 5 лет", - подчеркнул А.Белоусов.

Министр сообщил, что по оценкам многих экспертов, уже в следующем пятилетии начнется интенсивная перестройка мирового энергетического баланса, которая может привести к снижению мировых цен на нефть на 20-30% - с нынешних $100 за баррель до уровня $70-80 за баррель. "Критически необходимо, чтобы Россия вошла в этот период с завершенными преобразованиями хотя бы по основным параметрам", - заявил Белоусов.

Выслушав предложения министра, Дмитрий Медведев предложил Минэкономразвития представить предложения по использованию части средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для развития экономики без нарушения бюджетного правила.

"Если министр говорит о том, что надо направить часть средств (из Фонда национального благосостояния) без нарушения бюджетного правила, и мы знаем, как это сделать, - уважаемые коллеги, если сможете мне предложить, как это сделать без изменения бюджетного правила, - я возражать не буду. Сделайте предложение. Давайте этим займемся", - сказал Медведев.

Источники роста

В российской экономике есть резервы для ускорения темпов роста до 5-6% в год, считает Белоусов.

  • Первый резерв - инвестиции, которые сейчас составляют только 20% ВВП, к 2015 году за счет улучшения предпринимательского климата и снижения процентных ставок должны вырасти до 25% ВВП, а в перспективе приблизиться к 30% ВВП.
  • Второй резерв заключается в экспорте неэнергетических товаров, в том числе продукции машиностроения. Основная проблема в этой сфере в отсутствии или неразвитости современных институтов поддержки экспорта.
  • Третий резерв заключается в увеличении производительности труда. Для совершения перехода на новую траекторию роста необходимо ускорение роста производительности труда до 7% в год. "Мы имели такие темпы в предкризисный период в 2006-2007 годах и должны достичь их в будущем", - сказал министр.
  • Четвертый источник роста заключается в развитии малого и среднего бизнеса. В настоящее время в нем занято около 17 млн человек и еще столько же - порядка 18 млн человек - "работает в теневом секторе, согласно балансу занятых в экономике".

Министр заявил, что за счет создания условий для выхода из тени малых предпринимателей можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП с сегодняшних 19% до 40-50%. Использование этих резервов, по мнению Белоусова, может позволить выйти на траекторию роста в 6-7% в год.

Курс прежний: сокращение присутствия государства в экономике

"Мы и дальше будем сокращать неоправданное присутствие государства в экономике, избыточную госсобственность, расширять пространство для частной инициативы.

Государственный сектор в ряде отраслей экономики остается еще достаточно большим, что далеко не всегда обосновано и с точки зрения стратегических интересов государства. Если предприятие выпускает продукцию в конкурентном секторе экономики, присутствие государства в его управлении далеко не всегда нецелесообразно, но часто вредно".

Свое присутствие в экономке государство может снизить через приватизацию госактивов. Минэкономразвития оценивает доходы от приватизации крупнейших компаний в 2013 г в 320 млрд руб. с перспективой роста до 970 млрд

Доходы от приватизации крупнейших компаний в 2013 году оцениваются в 320 млрд рублей с перспективой увеличения до 970 млрд рублей, заявил Белоусов.

В текущем году оценка от продажи крупнейших активов может составить около 320 млрд рублей. Это продажа соответствующих пакетов акций ТГК-5, авиакомпании "Сибирь", "Мосэнергостроя", Архангельского тралового флота, "Совкомфлота", "Роснано", "АЛРОСА" и банка ВТБ, "Интер РАО", плюс 5-процентного пакета "Роснефти". А с учетом ряда дополнительных предложений потенциально его (доход от приватизации) можно увеличить до 970 млрд рублей. Но это, скорее, такая, я бы сказал, иллюстративная оценка, потому что рынок, конечно, почти триллион рублей активов вряд ли сможет переварить.

Белоусов напомнил, что в прошлом году сумма сделок по продаже акций крупнейших госкомпаний составила 217 млрд рублей. Самыми крупными оказались сделки по продаже пакетов акций Сбербанка, "Апатита", "СГ-Транса" и двух торговых портов - Мурманского и Ванинского.

Сумма сделки с акциями Сбербанка при этом составила порядка 159 млрд рублей, "СГ-Транса" - почти 23 млрд, порта Ванино - 15,5 млрд, "Апатита" - около 11 млрд, Мурманского порта - 2,2 млрд рублей.

"Глаз у любого организма должно быть два"

Дмитрий Медведев считает, что в России должно быть и министерство экономического развития, и Минфин, хотя заметил, что предложение об объединении звучали неоднократно.

"Некоторые мои коллеги, часть из которых, например, не хочет участвовать в реализации курса полумер, неоднократно предлагали мне - вот я цитировал американского президента по поводу двух глаз - один глаз закрыть и создать объединенное министерство экономики и финансов", - заявил Медведев.

Премьер добавил: "Но вы знаете, что ни я, ни Владимир Владимирович (Путин) на это не пошли. И я считаю, что мы поступили правильно - глаз у любого организма должно быть два, в противном случае утрачивается стереозрение".

Говоря о разнице зарплат в Минэкономразвития и Минфине России, Медведев пообещал устранить "несправедливость".

"Я услышал, что министерство в этом смысле чувствует себя хуже, чем Минфин, в то же время выполняя очень важные задачи, да еще и на различных рубежах. Я думаю, что мы должны эту несправедливость устранить в рамках тех предложений, которые существуют", - отметил премьер.

Позорный экспорт

Вопросов накопилось много. Досаду у Дмитрия Медведева вызвала статистика по российскому экспорту, которые он назвал "позорными".

"Не могу не согласиться, что вопросы экспорта, некоторые показатели, которые мы имеем, они иначе как позорными не могут быть названы, и создают чувство досады".

При этом глава правительства не согласился с тезисом о том, что российская продукция не хуже итальянской. "Это, знаете, как посмотреть", - сказал Медведев.

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заметил, что в своем выступлении говорил о том, что российская продукция не хуже китайской, на что Медведев сказал: "Даже и по поводу Китая не готов спорить или соглашаться. Вопрос скорее в другом: нам действительно нужна современная система поддержки".

После критики экспорта прозвучали слова поддержки. Дмитрий Медведев считает необходимым создать систему поддержки экспорта российской промышленной продукции, но предостерегает промышленников от попыток получить госсредства "на халяву".

"Нам действительно нужна современная система поддержки (экспорта). Где-то наша продукция, абсолютно конкурентоспособная, не находит себе места на тех рынках, где ее традиционно покупали или могли бы покупать. А где-то мы просто на самом деле не работаем, как следует", - заявил Д.Медведев.

"Но в любом случае, если этой системой заниматься, нужно понимать, что халявы создавать нельзя. Я посмотрел на примере целого ряда отраслей: когда мы начинаем их "подкачивать", начинается расслабуха. Потом мы их за руку берем и говорим: "Слушайте, также нельзя готовить! Вы абсолютно старые образцы пытаетесь выдать за новые и получить под это господдержку", - сказал Медведев.

По его словам, такая проблема существует не только в гражданской промышленности, но и в оборонной.

"Я считаю, что нам нужно эту систему создавать, нужно гарантийные механизмы оттачивать, но, в то же время, чтобы и у наших промышленников не было ощущения того, что вернулась халява определенного периода", - подчеркнул премьер РФ.

Наполнить бюджет

Повышение НДПИ на нефть, которое Минфин предлагает провести одновременно со снижением ставки экспортной пошлины на нефть, принесет бюджету дополнительно 20-30 млрд рублей, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.

"Такие предложения есть, но мы их еще не согласовали (понизить экспортную пошлину и повысить НДПИ)", - сказал он. По словам замминистра, речь идет о понижении экспортной пошлины в абсолютном выражении примерно на 5% и одновременном повышении НДПИ на такую же величину.

Он отметил, что в результате доходы бюджета от этого могут вырасти. "Мы экспортируем не всю нефть и нефтепродукты, и, соответственно, у нас остается база немножко пошире. Кроме того, мы немножко заработаем и на том, что потери беспошлинных поставок в рамках Таможенного союза тоже сократятся", - пояснил С.Шаталов.

Дополнительные доходы бюджета будет не очень большие. По словам замминистра, речь может идти о "примерно 20-30 млрд рублей". При этом он отметил, что "комплекс наших мер предусматривает, что рентабельность как добычи, так и нефтепереработки сохраняется".

Тарифы в пути

Президент РФ Владимир Путин в ходе "прямого общения" с гражданами РФ на прошлой неделе допустил возможность, что тарифы на услуги естественных монополий будут индексированы в меньшей степени, чем предполагалось раньше. Но если правительство и пойдет на такой шаг, то не ранее 2014 года.

Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, отвечая журналистам на вопрос, могут ли быть пересмотрены тарифы на услуги естественных монополий, которые будут индексироваться с 1 июля, заявил, что Минэкономразвития таких предложений не предлагало.

Глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков также сообщил журналистам, что не знаком ни с какими предложениями изменить тарифы в 2013 году.

На прошлой неделе источник в Минэкономразвития сообщил "Интерфаксу", что министерство предложило понизить предельный уровень повышения тарифов на газ для предприятий в 2014-2015 годах до 5% вместо 15% по текущему плану. Тарифы на передачу электроэнергии для сетевых организаций министерство в 2014-2015 годах предложило индексировать лишь на 6% вместо 9-10% по действующему плану. Эти предложения были озвучены в ходе совещания у президента РФ по экономическим вопросам в Сочи 22 апреля.

Глава ФСТ С.Новиков в понедельник заявил журналистам, что предложения по предельному уровню тарифов на 2014-2016 годы должны быть окончательно сформулированы к сентябрю 2013 года, когда правительство внесет в Госдуму бюджет на следующую "трехлетку".

Правительство планирует рассмотреть вопрос об уточненном макроэкономическом прогнозе на 2013-2016 годы и предельный уровень повышения тарифов на этот же период на заседании 16 мая.

Глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов полагает, что в 2013 году пересматривать тарифы на газ и передачу электроэнергии уже поздно, но считает возможным понизить темпы роста с 2014 года.

"Я считаю, что изменение динамики тарифов возможно только с 2014 года (на газ понижение роста до 5% с 15%)", - сказал он на брифинге по итогам коллегии Минэкономразвития.

Газпром готов участвовать в строительство терминала СПГ, распредсетей в Японии

"Газпром" намерен участвовать в строительстве терминала по приему СПГ, а также газораспределительных сетей в Японии, сообщил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в понедельник.

Российский президент напомнил, что после аварии на АЭС "Фукусима" "из 50 крупных блоков работает только 2 - очень много выпадающей генерации, мы прекрасно это понимаем".

"Запасы углеводородов в России такие, что мы способны обеспечить растущие потребность углеводородов в Японии не в ущерб нашим традиционным партнерам и не в ущерб нашим собственным потребителям. Мы соседи и с точки зрения логистики, географической близости такое сотрудничество является вполне понятным и объяснимым", - отметил В.Путин.

"Это может быть совместная добыча углеводородов, совместное строительство заводов по сжижению. "Газпром" готов вложить свои ресурсы в новые мощности по приемке газа на территории самой Японии, вложить деньги в газопроводные системы на территории Японии. Готовы рассмотреть возможность строительства дополнительных энергетических мощностей на территории РФ с последующей поставкой электроэнергии в Японию", - добавил В.Путин.

"Наконец, возможна совместная работа по возобновляемым источникам энергии", - подытожил он.

Газпром распродает свои старые Mercedes-Benz вполцены

"Газпром" выставил на аукцион 29 мая 131 бывший в употреблении автомобиль с общей стартовой ценой более 85 млн рублей с НДС ($2,7 млн), сообщила компания.

Пробег машин варьируется от 36 тыс. км до 159 тыс. км. В среднем - около 100 тыс. км. Годы выпуска - 2006 и 2007. Автомобили продаются в связи с плановым обновлением автопарка, сообщил организатор торгов "Российский аукционный дом".

Имущество выставляется на торги девятью лотами: четыре крупных лота по 30-32 машины и пять лотов по одному автомобилю. Начальная цена "одиночного" лота - Mercedes Benz E 200 - 835 000 рублей (в 2 раза дешевле новой машины), Mercedes Benz C идет чуть дороже.

В среднем цена продаваемых автомобилей составляет 648 854 рублей, что соответствует цене недорогой иномарки. Но, как говорят источники в отрасли, покупка автомобилей из корпоративного гаража может нести в себе ряд рисков, так как эти автомобили постоянно находятся в работе: может быть серьезно изношена ходовая часть, а также лакокрасочное покрытие из-за ежедневной мойки.

Год назад концерн выставлял на торги единым лотом автопарк из 73 автомобилей 1997-2007 годов выпуска с общей стартовой ценой в 32,1 млн рублей. Итоги торгов продавец не раскрыл.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.