- Каждую весну правительство приходит в Госдуму с просьбой - увеличить расходы бюджета этого года, работа над поправками завершается в конце апреля - начале мая.
- Так ведомства делят дополнительные доходы, которые могут образоваться в бюджете до конца года. В прошлом году весной было дополнительно распределено почти 90 млрд руб., в 2011 году - 540 млрд руб.
- Но, по мнению Министерства финансов, в этом году делить нечего. "Минфин предлагает с учетом различных вариантов оценок по доходам не увеличивать параметры бюджета", - заявила недавно журналистам первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в ответ на вопрос о параметрах традиционного весеннего пересмотра бюджета на 2013 год.
- По ее словам федеральный бюджет может в этом году недополучить от 80 до 130 млрд руб.
- ВВП России по итогам года составит 67,5 трлн руб., что на 1,0 трлн руб. больше, чем заложено в бюджете;
- По итогам года потребительские цены вырастут на 6,7%, а не на 7,1%, как заложено в бюджете (это снизит поступления в казну);
- Немного меньше окажется экспорт: на $6,5 млрд. Подведет природный газ: иностранцы его купят на 12,4 млрд кубометров меньше;
- Вдвое больше, чем ожидалось, может оказаться недобор по импорту. На внешнеторговом сальдо это скажется положительно, но доходов казна недосчитается;
- Почти на триллион рублей меньше будет прибыль компаний. Сильнее всего это прочувствуют региональные бюджеты, куда поступает 80% налога на прибыль.
- Сокращение объемов сбора НДС произошло из-за резкого увеличения требований к его возврату со стороны организаций, занимавшихся реализацией таких мегапроектов, как подготовка к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, к проведению саммита АТЭС на острове Русском, а также крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере (в реальности - одна ветка газопровода "Северный поток"). В итоге казна должна выдать им на 100 млрд руб. больше, чем рассчитывали при верстке бюджета;
- Увеличится на 74 млрд руб. возмещение НДС импортерам;
- Менее выгодным для производителей станет экспорт, что также сократит поступления в бюджет на 44 млрд руб.
- Если бы не ожидаемое в 2013 году увеличение на 84 млрд руб. платежей за пользование недрами за счет поступления денег от продажи в прошлом году последних известных крупных месторождений, дефицит мог оказаться еще больше.
- Доходы федерального бюджета окажутся на 173 млрд руб. меньше, чем заложено в бюджете.
- Без пересмотра объема расходов (на этом Минфин пока не настаивает), дефицит бюджета увеличится почти до 900 млрд руб., что оставит 1% ВВП (вместо 0,8% заложенных в бюджет).
Но на самом деле, дела у бюджета неожиданно хороши "В январе-феврале были серьезные риски по кассовому плану, была тяжелая ситуация, когда денег на выплаты не хватало, и мы залезали в наши резервы, которые есть у Казначейства, - делались с журналистами Нестеренко. - Дня четыре или пять мы делали такую перекрестную подпитку, жили практически без ликвидности. Но никто этого не заметил. Даже Игнатьев (глава Центробанка Сергей Игнатьев - "Финмаркет") говорил: "У вас уже не должно быть денег, а вы все платите". Однако, согласно данным самого Минфина, результаты исполнения федерального бюджета за первые два месяца этого года никаких оснований для тревоги не дают. Да, он исполнен с дефицитом в 244 млрд руб. Но в соответствии с кассовым планом, дефицит должен был составить в эти месяцы почти 400 млрд руб. Это следует из доклада той же Нестеренко в правительство, обратил внимание "Финмаркета" чиновник, знакомый с ситуацией. По его словам:
- Нефтегазовые доходы оказались на 1% меньше, чем ожидали по итогам января-февраля;
- Зато ненефтегазовые доходы порадовали, они превысили план сразу на 15%;
- Почти на 9% оказались меньше расходы бюджета. Хотя это, конечно, мнимая экономия. Скорее это может привести к увеличению бюджетного навеса в конце года, когда ведомства, наконец, захотят потратить положенные им деньги. Но на финансовом балансе конкретно января-февраля это сказалось положительно.
- НДС в этом году действительно возмещается ударными темпами. При том, что налогов за два месяца в федеральный бюджет собрано чуть больше 1 трлн руб., возвраты по НДС составили 360 млрд руб. Это составляет четверть от объема возмещения этого налога за весь 2012 год.
- Доходы федерального бюджета начала этого года на 114 млрд руб больше, чем за два первых месяца прошлого года. Увеличились сборы налога на прибыль, как отмечают в Минфине, за счет платежей с дивидендов в нефтегазовом и торговом секторах. Помогли бюджету не только высокие цены на нефть (Минэкономразвития намерено пересмотреть среднегодовую цену с $97 до $105 за баррель), но и увеличение ставок налога на добычу газа и акцизов на табак и алкоголь, рост объемов импорта и ВВП.
- Даже показатели таможни, которой в этом году впервые сократили план по сборам в казну, оказались больше прошлогодних и плановых. Положительно сказались рост импорта и увеличение экспорта, особенно древесины и никеля. Заметно подросли поступления утилизационного сбора на автомобили. Почти 35 млрд руб. внесли на свои счета экспортеры в качестве авансовых платежей для уплаты в дальнейшем вывозных пошлин, налогов и сборов.
- 430 млрд руб. пошли на оплату госконтрактов;
- 140 млрд руб. - на выплату декабрьских зарплат;
- 100 млрд руб. составили межбюджетные трансферты;
- Почти 180 млрд руб. были внесены в качестве имущественного взноса во Внешэкономбанк на реализацию инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока и для Фонда прямых инвестиций, а также пошли на увеличение уставных капиталов РЖД, Россельхозбанка.
- Из года в год почти четверть лимитов бюджетных обязательств распределяются главными распорядителями по подведомственным получателям бюджетных средств во второй половине года (в прошлом году 12% были распределены за два месяца до окончания года);
- Значительная часть средств в течение года перераспределяется по предложениям главных распорядителей несколько раз.
- Все это говорит о низком качестве кассового планирования, что является главной причиной неравномерного исполнения федерального бюджета.
- Вот и в этом году, говорится в докладе Нестеренко, из 40 ведомственных актов, устанавливающих порядок распределения бюджетных субсидий бизнесу, на 1 марта 2013 года принято только 13 документов. В результате не утверждены лимиты бюджетных обязательств на 245 млрд руб.
- По состоянию на 1 марта лишь 17 из 111 главных распорядителей бюджетных средств распределили выделенные им бюджетные средства на 100%. Шесть распорядителей определились с направлением менее 20% расходов. Это служба по тарифам, традиционно отстающий ЦИК, Управление делами президента, Российский гуманитарный научный фонд, Российская академия народного хозяйства и Академия живописи Ильи Глазунова.