- Россия просто могла бы оказать Кипру помощь и предоставить 5,8 млрд евро. Россия вполне может позволить себе это, ведь в ее нефтяных фондах лежат $172 млрд, а соотношение госдолга к ВВП составляет всего 10%.
- Конечно, Россия может и не захотеть взять на себя высокорисковый и неликвидный долг Кипра.
- Да и вряд ли такой вариант устроит ЕС и МВФ. Европейцы специально ограничили программу помощи Кипру до 10 млрд евро, чтобы не позволить госдолгу значительно вырасти. А, значит, получив в Москве 5,8 млрд, Кипр не получит остальные 10 млрд.
- Если Россия даст Кипру кредит, то госдолг вырастет на 30% ВВП, а соотношение госдолга к ВВП - до 130%. Еврогруппа определила, что госдолга страны к 2020 году должен составить 100% ВВП - в этом случае его еще можно поддерживать.
- МВФ, не имеющий права помогать неплатежеспособным странам, не сможет участвовать в сделке, а следом от нее откажутся страны еврозоны.
- В 2007 году Белоруссия согласилась продать "Газпрому" 50% своей газотранспортной сети "Белтрансгаз" за $2,5 млрд. За это Россия поставляет стране газ и нефть по ценам ниже рыночных.
- В 2011 году в Белоруссии случился валютный кризис и ей вновь понадобилась помощь соседа. ЕвраАзЭс (читай - Россия) представила ей кредит в в $3 млрд. В обмен Минск должен продать российским компаниям госактивов на $6 млрд, включая оставшуюся часть "Белтрансгаза" за $2,5 млрд.
- В 2010 году Россия согласилась предоставить Украине скидку на газ в $100 за тыс куб.м за право оставить военную базу в Севастополе еще на 25 лет. Постоянно обсуждается предоставление новой скидки в обмен на то, чтобы Украина продала "Газпрому" долю в газотранспортной сети.
- На Кипре есть несколько активов, которые можно приватизировать - это порты, энергетическая и телекоммуникационная компания, национальная авиакомпания и фондовая биржа. Также в обмен на кредит Россия могла бы получить долю в кипрских банках.
- В 2011 году в Средиземном море было открыто месторождение "Афродита", которое оценивается в 5-8 трлн куб футов газа. Правами на его разработку обладает Кипр, а это значит, что правительство может продать несколько очень многообещающих лицензий.
- Некая российская компания договаривается с правительством Кипра о цене на конкретный актив. Затем компания оплачивает его, но деньги переводит на специальный счет, из которого погашается кредит России. Компания получает актив, Россия - деньги.
- Темпы приватизации будут зависеть от МВФ: фонд должен определиться, какой уровень госдолга к ВВП возможен.
- Основная загвоздка - именно согласование целей по приватизации с МВФ, ведь у фонда довольно негативный опыт в этом вопросе: Греция и Белоруссия явно не справились с поставленными им ранее целями.
- Прямой ущерб от налога на депозиты. По данным на январь 2013 года, на депозитах в банках Кипра было 20,8 млрд евро средств не резидентов ЕС. Это 31% от всех депозитов. Из них 10 млрд евро - это средства корпораций, на иностранные банки и домохозяйства записано по 5 млрд евро. Большая часть этих депозитов принадлежит россиянам, но реальная доля неизвестна.
- Реальный ущерб может быть куда больше. Многие российские компании действует через холдинговые и трастовые структуры, зарегистрированные на Кипре. Кроме того, многие россияне, хранящие деньги на Кипре обзавелись европейскими паспортами - они считаются гражданами ЕС.
- Если оценить средства россиян в 15 млрд евро, и предположить, что налог в итоге составит 10%, то ущерб составит 1,5 млрд евро.
- В худшем варианте удар может быть еще сильнее. Например, вполне реалистичная оценка - депозиты россиян составляют 30 млрд евро, а кипрские политики договорятся о ставке в 15% на крупные депозиты. В этом случае спасение Кипра почти целиком оплатит российский бизнес - отдать придется 4,5 млрд евро.
- Косвенный ущерб от реструктуризации финансового сектора Кипра. ЕС требует от Кипра уменьшить объем финансового сектора с 800% ВВП до 350% ВВП. Сейчас через финансовый сектор Кипра проходит примерно 25% потоков прямых иностранных инвестиций в Россию.
- Кипр также является одним из важных источников кредитов России. В 2007-2011 годов местные банки выдали России кредитов на $203 млрд - это 24% выданных России кредитов. Стоимость их обслуживания может значительно вырасти.
- Сейчас на Кипре зарегистрированы холдинговые компании, которые имеют филиалы в России - это типичная схема организации российского бизнеса. В итоге, эту структуру придется поменять, что будет стоить денег.
- Может быть пересмотрен договор об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Тогда Кипр перестанет быть тихой гаванью для российского бизнеса.
Ущерб от блокировки банковской системы. Если банковская система Кипра будет заблокирована на более длительный срок, например, с помощью банковских каникул, то российскому бизнесу может быть нанесен значительный ущерб. Компании не смогут проводить платежи, выплачивать или получать выплаты по кредитам. Что ждет рынки. Введение налога не решит проблем Кипра, ведь в 2016 году кредит перед Россией придется погашать, а европейцы не горят желанием увеличивать программу помощи. Инвесторы в будущем будут ждать реструктуризации долгов Кипра. Судя по кривой доходности облигаций, инвесторы ждут продления срока погашения облигаций в долгосрочной перспективе. Сценарий 3. Россия не поможет Кипру Россия отказывается помогать Кипру, даже просто изменить условия кредита, выданного в 2011 году. Острову приходится искать финансирование самостоятельно: вводятся налоги на банковские депозиты - для иностранцев или для всех вкладчиков - и применяются другие меры.
- Что ждет рынки. Инвесторы будут распродавать облигации страны разных сроков погашения.
- Из банков начнется отток депозитов, что ударит по экономической активности в стране. Уровень госдолга к ВВП вновь вырастет.
- Паника инвесторов вновь усугубится. Они будут ждать реструктуризации всей задолженности страны.
- Вероятность того исхода вполне реальна. Кипру в ближайшие три года нужно погасить кредитов на 4,4 млрд евро, - и ЕС может не захотеть нести бремя по чужим обязательствам, особенно после скандала этой недели с отказом от налога. С Кипром уже поступили более жестко, чем с Грецией, заставив фактически уничтожить свою банковскую систему. И вряд ли Европу расстроит, что от реструктуризации кипрского долга пострадают в основном внутренние инвесторы - они владеют 75% облигаций Кипра, выпущенных по местному закону, и 45%, выпущенному по международному законодательству.