Москва. 14 марта. FINMARKET.RU - "Финмаркету" стали известны
предложения Минтруда по новой пенсионной формуле , которые в четверг будут обсуждать у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В среду ее авторы изложили публике ее основные элементы и объяснили, кто выиграет от ее внедрения в жизнь, а кто проиграет. "Финмаркет" предлагает наиболее интересные выдержки из их выступлений.
Татьяна Малева: директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
"Пенсионная система из социальной подсистемы превратилась в мощнейший фактор макроэкономического развития. Это с одной стороны, кит, на котором строится социальное государство, с другой стороны, нерешенные проблемы пенсионной системы могут стать реальными барьерами на пути экономического роста.
В отношении проблем пенсионной системы мы никогда не сможем сказать, что тема закрыта. Возникают все новые и новые вызовы.
- Болезни российской пенсионной системы не уникальны, с ними сталкиваются все страны, где существуют пенсионные системы. Но у нас есть своя специфика:
- При относительно молодом населении по сравнению с западноевропейскими странами расходы российской бюджетной системы на пенсионное обеспечение выше и составляют около 8% ВВП при средних 7% по странам ОЭСР;
- Расходы работодателей и работников на пенсионное обеспечение тоже очень высоки: наш тариф уже превышает средний по странам ОЭСР;
- Пенсионные выплаты серьезно ниже, чем у большинства стран ОЭСР.
Сумма обязательств, которые продуцирует нынешняя пенсионная формула, практически обречена на несоответствие ресурсному обеспечению системы. Вот одна из причин постоянно растущего дефицита бюджета ПФР, который сейчас составляет около 3 трлн рублей.
Нынешняя формула плохо учитывает макроэкономические и демографические параметры в двух периодах, которые являются ключевыми для пенсионной системы: в период формирования пенсионных прав и в период выплат. Сегодняшняя формула практически не стимулирует более длительную продолжительность трудовой деятельности. И она почти не учитывает продолжительность страхового стажа. Для получения пенсии достаточно всего пяти лет работы. Такой либерализм мы считаем неоправданным.
Нынешняя формула стимулировала скрытую занятость, когда и работодатель и работник заинтересованы в выплате зарплаты по теневым схемам: работодатель таким образом снижает издержки, а работник заинтересован в получении денег сейчас, так как от суммы страховых взносов размер будущей пенсии мало зависит.
В будущем по новой формуле будут наказаны и проиграют люди с малым стажем. В принципе, мы этого и хотели. Иначе пенсионные права всю жизнь находившихся в теневом секторе будут мало отличаться от тех работников, за которых исправно платили взносы.
Мы предлагаем новый подход: установить зависимость размера пенсии
- От размера страховых взносов;
- От страхового стажа;
- От возраста начала получения пенсии.
В результате при трудовом стаже в 30 лет со средней заработной платой по стране расчетный размер пенсии составит 40% от размера утраченного заработка (коэффициент замещения). Правда, это возможно в том случае, если работники на пять лет откладывают реальный выход на пенсию.
Предыдущая формула практически не обеспечивала дифференциации пенсии. Новая это гарантирует. Встраиваются механизмы более полного учета нестраховых периодов (когда за работника не делались страховые взносы - "Финмаркет"). Мы стимулируем работников своим поведением влиять на размер своей будущей пенсии.
Финансовая устойчивость пенсионной системы повышается за счет четкого разграничения ответственности федерального бюджета и Пенсионного фонда (за финансирование базовых пенсий будет отвечать Минфин - "Финмаркет"). В конечном итоге в перспективе это позволит сбалансировать страховую часть пенсионной системы.
Основные условия внедрения новой пенсионной формулы:
- Будет введена с 2015 года;
- Обеспечит стабильный уровень страховой нагрузки. Мы поддерживаем неизменность 22-процентного страхового тарифа (идущего в ПФР - "Финмаркет") плюс 10% на суммы, превышающие установленный потолок заработка;
- Ради увеличения дифференциации пенсий и расширения возможностей для введения в солидарную пенсионную систему условного российского среднего класса мы настоятельно предлагаем формулу повышения облагаемого обычной ставкой страховых взносов потолка годовой заработной платы с нынешних 1,6 от средней заработной платы по стране (586 000 руб.) до 2,3 размеров (в 2015 году это должно быть чуть более 1 млн руб.). Минтруд поддерживает повышение потолка, но Минфин пока возражает;
- Повышение минимального страхового стажа до 15 лет;
- Для некоторых категорий работников вводит минимальный размер страховых взносов за весь страховой период;
- Различные льготы будут финансироваться за счет трансфертов из федерального бюджета.
Пенсионная формула будет состоять из трех частей:
- Солидарная базовая пенсия (аналог сегодняшнего федерального базового размера страховой части пенсии). Это федеральная гарантированная пенсионная выплата из федерального бюджета. Будут предусмотрены механизмы ее индексации либо по прожиточному минимуму пенсионера, либо по инфляции;
- Страховая пенсия, которая будет формироваться на основе новой формулы;
- Накопительная часть пенсии.
В Минтруде разделяют нашу конструкцию, наш подход. Но согласование с Минфином и Минэкономразвития еще впереди. После того, как Минтруд внесет в правительство вариант формулы с какими-то своими комментариями, будут происходить консультации в экономическом блоке правительства.
На первый взгляд, новая формула сложна для понимания. Но чудес не бывает: в столь сложной системе, как пенсионная, нельзя изобрести простые вещи. Да и простота нынешней формулы обманчива. Пенсионер не может сам оценить, какой размер пенсии его ожидает.
По новой формуле можно сделать калькулятор на сайте ПФР, где каждый, зная размер официальных выплат, сможет следить за тем, как меняется размер его будущей пенсии".
Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
"Идея была в том, чтобы перейти от абсолютных показателей формирования страховой части пенсий (в виде пенсионного капитала, о накоплении которого ежегодно отчитывался ПФР в "письмах счастья") к относительным показателям, характеризующим вклад отчислений работника в солидарную систему.
Предлагаемая формула кажется сложной для понимания. Но
- Гражданину каждый год будет сообщаться, какое количество пенсионных коэффициентов у него сформировано;
- Зная свою зарплату, он сможет понять, сколько ему даст дополнительный год страхового стажа;
- Стоимость пенсионного коэффициента будет утверждаться в рамках бюджета пенсионного фонда на соответствующий год.
Человек сможет гораздо проще, чем сейчас, оценить, какой размер пенсии у него сформирован и что его ожидает к моменту выхода на пенсию.
Повышаются требования к страховому стажу. Сегодня это всего пять лет, такого нет ни в одной стране мира. Мы предлагаем постепенно - на 1 год за год - повысить минимальный страховой стаж, дающий право на получение страховой пенсии, до 15 лет. Переходный период будет растянут на десять лет.
Право на получение страховой (и базовой пенсии) будет возникать только в том случае, если индивидуальный пенсионный коэффициент окажется не ниже 2,3. Это эквивалентно тому, что работник в течение всех 30 лет получал зарплату на уровне не ниже хотя бы одного МРОТ. Те, у кого не будет к старости ни 15 лет страхового стажа, ни индивидуального коэффициента 2,3, получат социальную пенсию, но, как и сейчас, только в 65 лет.
Формула будет мотивировать граждан к более правильному поведению - более длительному стажу работы, позднему выходу на пенсию, более высокому заработку. Одна из основных причин низкой пенсии у нас в стране в том, что значительная часть работодателей уходит в тень от выплаты взносов. И зачастую это взаимный интерес работодателей и работников - получать зарплату в конвертах. Новая формула будет стимулировать работников требовать от своих работодателей "белой" зарплаты.
В момент перехода на новую формулу никаких новых затрат бюджета не возникнет. Напротив, будет проведено четкое разграничение: бюджет станет ответственен за базовую часть пенсии, а страховая будет финансироваться за счет страховых взносов. Постепенно трансферт бюджета в ПФР будет даже снижаться с нынешних 3% ВВП до 1,8% ВВП к 2030 году.
Согласно актуарным расчетам, основанным на прогнозе Минэкономразвития, до 2030 года прирост пенсии будет не ниже инфляции. Но от кризиса никто не застрахован. В этом случае пенсия может снизиться, но не катастрофически. На этот период будут предоставляться, может быть, на возвратной основе средства из бюджета или Фонда национального благосостояния".
Татьяна Омельчук, эксперт Центра стратегических разработок
"Принцип начисления пенсии остается сегодняшний, просто вместо рублей за каждый отработанный год начисляются условные коэффициенты.
- Если мужчина уходит на пенсию в 63 года, базовая часть его пенсии будет увеличена на 1,19 за три дополнительные отработанные года, и составит 5127 руб.
- В страховой части при стаже 43 года и при постоянной зарплате на протяжении всего времени работы в размере 1,5 от средней по стране, 43 умножается на 0,65 годового коэффициента, определяемого исходя из его индивидуального взноса в пенсионную систему за все эти годы. Добавляется стажевый коэффициент в размере 1 за 30 лет стажа и по 0,1 за каждый год сверх этого - получается 2,3. Затем это умножается на повышающий коэффициент за более поздний выход на пенсию. И умножается на стоимость пенсионного коэффициента, который в начале 2015 года по нашим расчетам будет равен 647 рублей. В итоге страховая часть пенсии у него будет равна 24295 руб. В сумме пенсия будет около 30 000 руб.
- В новой пенсионной формуле размеры пенсионных выплат и мужчинам и женщинам становятся выше
.
По новой пенсионной формуле при стаже в 30 лет и при выходе на пенсию в установленном возрасте:
- Для работника со средней зарплатой по стране его пенсия составит 270% от прожиточного минимума пенсионера;
- Для работника с зарплатой в 1,6 от средней по стране (это соответствует нынешнему потолку годовой зарплаты, с которой берутся страховые взносы) пенсия составит 390% от прожиточного минимума пенсионера;
- Если зарплата на протяжении всех 30 лет будет выше 2,3 средних по стране, то пенсия составит 530% от прожиточного минимума.
- Если при 30-летнем стаже работник со средней зарплатой по стране уйдет на пенсию на пять лет позже установленного возраста, то коэффициент замещения у него будет 40%. Если к этому времени у него будет 35 лет общего стажа, то его пенсия будет 49% от утраченного заработка.
У нынешних пенсионеров при переходе на новую формулу ничего не изменится. Также будет проходить индексация. Но те, у кого стаж на момент назначения пенсии был более 30 лет, получат прибавку к пенсии.
В новой формуле роль базовой части пенсии снизится. Будет больше учитываться стаж и размер уплаченных взносов. У кого стаж будет меньше или зарплата ниже получат пенсию меньшего размера".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.