Москва. 10 марта. FINMARKET.RU - Правительство готовится объявить к середине года всеобщую мобилизацию доходов бюджета. Основной акцент будет сделан на ужесточение налогового администрирования. Причем не только в России, но и за ее пределами, в офшорах.
Так, от Кипра в обмен на пролонгацию кредита потребуют отдать все данные о российских владельцах капиталов на острове. Внутри страны наличными запретят рассчитываться за покупки дороже 300 000 рублей. Банки обяжут раскрывать информацию о движении средств по счетам адвокатов и нотариусов. Всех граждан заставят самих сообщать налоговикам о наличии объектов налогообложения.
Подготовить план мобилизации бюджетных доходов Минфину было поручено в конце февраля на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Неделю спустя, в начале марта, замминистра финансов Сергей Шаталов отправил в Белый дом первый вариант плана действий, о котором "Финмаркету" подробно рассказал источник в ведомстве. Мобилизация объявлена для наполнения бюджета 2014-2016 годов, активная фаза подготовки проекта которого придется на второе полугодие - к этому моменту должны быть готовы все налоговые новации.
В мобилизационном плане почти 30 пунктов, и даже краткое содержание некоторых из них позволяет с уверенностью ожидать, что он станет одной из самых обсуждаемых тем года.
Из Кипра выжмут российских бенефициаров
Дополнительное условие предоставления Россией "финансовой антикризисной поддержки" будет введено для низконалоговых юрисдикций. Взамен на российские кредиты от них потребуют предоставления "всего массива имеющихся данных и сведений о российских учредителях и бенефициарных владельцах зарегистрированных в этих юрисдикциях корпораций, трастов и фондов, а также данных и сведений о банковских счетах российских лиц либо бенефициарными владельцами которых являются российские лица".
Единственной низконалоговой юрисдикцией, получающей российскую помощь, является бедствующий от кризиса Кипр, напоминает партнер консалтинговой компании Paragon Advice Group Александр Захаров. Он же - самый популярный офшор для российских компаний, через который проходит большая часть инвестиций, идущих в страну и значительная часть денег, страну покидающих.
В 2011 году это островное государство получило от России кредит в €2,5 млрд. Кипрскую экономику он не спас. И теперь Кипр добивается от Москвы или Брюсселя новой помощи в размере как минимум €5,5 млрд на рекапитализацию своей банковской системы и покрытие дефицита бюджета (в целом переговоры ведутся о €17 млрд).
Европейский союз не горит желанием спасать кипрские банки, используемые не очень прозрачным российским бизнесом для отмывания своих не очень чистых доходов. Теперь российский Минфин хочет воспользоваться трудностями Кипра для полного снятия покровов тайны с этой важнейшего центра концентрации прибыли для российского бизнеса.
Александр Захаров, Paragon Advice Group
"Фактически, речь идет об автоматическом обмене информацией. Не по отдельным запросам, как это принято в Европе и мире, а целиком всей. Это что-то экстраординарное.
На такое не пойдет ни одна страна, даже за большие деньги. У Кипра налоговые доходы бюджета составляют всего €2 млрд в год. От своего статуса налогового рая он зарабатывает многократно больше. Вся его экономика держится на офшорном статусе. Отказаться от него - это обречь себя на самоликвидацию. С чего он предоставленный кредит в этом случае будет возвращать?
У кипрских налоговиков информация обо всех конечных бенефициарах отсутствует. Чтобы ее собрать, надо обращаться ко всем банкам страны.
Давление США, заставивших ряд швейцарских банков раскрыть информацию об американских налогоплательщиках, оказалось успешным из-за очень большого политического веса этой страны. У России такого веса нет. К тому же в большинстве офшорных территорий, являющихся колониями Великобритании, к России настороженное отношение из-за дел "ЮКОСа", Магнитского, Браудера".
Запрет на наличные более 300 000 рублей
О необходимости ради развития системы безналичных платежей и снижения масштабов теневой экономики ограничить максимальную сумму расчетов с использованием наличных денег 600 000 руб., Минфин говорит с середины прошлого года. На его сайте даже был опубликован соответствующий законопроект, предлагающий
ввести такой барьер с 2014 года.
Но теперь ведомство Антона Силуанова хочет пойти дальше, и с 2015 года запретить рассчитываться наличными за покупки дороже 300 000 руб. Соответствующую редакцию законопроекта, предусматривающего усиление административной ответственности для нарушителей, предполагается представить в апреле 2013 года.
Самоналогообложение граждан
Довольно изящно Минфин хочет решить проблему низкого качества учета облагаемого налогами имущества, принадлежащего гражданам. Не секрет, что многие владельцы домов, другой недвижимости, автомобилей не получают уведомлений об уплате налогов и не платят их. Предлагается обязать самих граждан информировать налоговые органы о наличии объектов налогообложения (налогом на имущество, земельным и транспортным налогами), о которых налоговикам ничего не известно.
Дмитрий Костальгин, партнер юркомпании Taxadvisor
"Сейчас регистрация налогооблагаемого имущества - добрая воля гражданина. Более того, проблемой является даже добровольная регистрация. Попробуй, заяви о таком имуществе - налоговики скажут, что это не к ним, надо идти в БТИ. Для начала надо создать условия для упрощенной регистрации имущества по заявлению гражданина.
Чтобы стимулировать граждан сообщать о своем имуществе, должна быть ответственность за несообщение. Например, может быть отдельный штраф, как сейчас для юридических лиц есть штраф за несообщение об открытии счета. Или можно бесконечно продлевать сроки уплаты налога, пеней и штрафов ретроспективно за весь период фактического владения. Не исключаю, что кому-то в светлую голову такая идея придет. Но такой механизм будет дестимулировать тех, кто хочет добровольно сообщить о наличии у него объектов налогообложения.
Самостоятельно платить налог гражданин не может. Оценить инвентаризационную стоимость своего имущества простой человек не в состоянии.
Я бы на месте государства за добровольное сообщение как минимум освобождал от пени и штрафов. Гражданин сам делает то, что обязаны, но не смогли сделать госорганы. У государства полно механизмов учета объектов налогообложения. По крайней мере, недвижимость и транспорт на учете стоят. В 90% случаев, когда налог на имущество не платится, свидетельство о государственной регистрации у собственника есть. Государство в курсе о наличии собственности у гражданина, просто одна голова не знает о том, что знает другая.
Другое дело, если гражданин не регистрирует собственность после завершения строительства. С него могут потребовать уплаты штрафов с момента завершения строительства. Не понятно, правда, как этот момент будет государством определяться".
Налоговый контроль в режиме онлайн
На новый уровень может выйти проблема взаимодействия бизнеса с налоговыми органами в случае перехода на использование контрольно-кассовой техники (ККТ), которая передает налоговикам информацию о совершаемых сделках в режиме онлайн. Точная дата представления готового законопроекта - 1 мая 2013 года - свидетельствует скорее всего о том, что документ уже готовится всеми заинтересованными ведомствами, в число которых кроме Минфина и ФНС входят ФАС и ФСБ.
Андрей Шубин, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства "Опоры России"
"С одной стороны, это упростит общение с налоговиками, снизит издержки на ведение бухгалтерской отчетности.
С другой, такая идея многократно увеличивает затраты на ведение бизнеса. Кроме стоимости самой кассы нового вида, которая будет наверняка дороже нынешних, надо сравнивать еще и стоимость обслуживания. К тому же придется дополнительно платить и за встроенный интернет-модуль.
Далеко не во всех районах страны есть интернет. Где-то, как в Москве, пять операторов, и их расценки приемлемы, а где-то один монополист, и берет он в несколько раз больше. В ряде мест есть только мобильный интернет, качество работы которого не приемлемо.
Особенно накладным будет переход на онлайн кассы для малого бизнеса".
Усилению контроля со стороны "большого брата" будет также способствовать перевод на обязательное предоставление налоговой отчетности в электронном виде для предприятий с численностью более 50 человек (сейчас это требуется от компаний с числом работников более 100 человек).
Адвокатов и нотариусов лишат банковской тайны
Особые неприятности обещаны нотариусам, адвокатам и другим частно практикующим. В закон "О страховых взносах" уже до конца марта будут предложены поправки, которые обяжут банки выдавать ПФР и ФСС сведения о движении по счетам в банках этих категорий налогоплательщиков. В случае необходимости, операции по этим счетам будут приостанавливаться органами контроля ПФР и ФСС.
Юрий Воробьев, руководитель налоговой практики юридической компании "Пепеляев Групп"
"Получается, ПФР хочет получить ту же информацию о доходах, которую уже собирают налоговые органы. Они имеют доступ к движению по таким счетам, обладают опытом не только сбора, но и, что важнее, анализа подобной информации.
Просто информация о движении денег ничего не даст. У нас страховые взносы не начисляются на операции по счету. Важно понять, какое значение это движение денег имело для получения дохода конкретного лица.
У ПФР нет таких опыта и инструментов, позволяющих сделать качественный анализ. Да, в общем-то, ему это и не надо, если работу ПФР как-то скооперировать с работой ФНС".
Налоговики применят силовой прием
Несмотря на ускоренный переход к передовым цифровым технологиям налогового контроля, справиться с возрастающей изощренностью налогоплательщиков в одиночку налоговики не могут.
Поэтому во втором квартале этого года ожидается создание в Следственном комитете подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями. Заодно налоговики получат возможность привлекать сотрудников органов внутренних дел к проведению камеральных проверок. А органы, имеющие право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, смогут передавать налоговикам оперативную информацию, которая может быть использована в качестве доказательства налоговых правонарушений.
Минфин собирается максимально "упростить" взаимодействие налоговиков и налогоплательщиков в ходе проверок. Теперь можно будет не предоставлять весь массив бумажных оригиналов первичных документов, а просто давать налоговикам доступ к электронным внутренним учетным системам налогоплательщиков.
А самим налоговикам собираются расширить перечень дополнительных контрольных мероприятий за счет осмотра, выемки документов и предметов и привлечения специалиста для оказания содействия в проведении налогового контроля. В случае непредставления проверяемым необходимых документов налоговая проверка может быть продлена на месяц.
Уклоняться от страховых взносов станет страшнее
Минфин и ФНС решили принять участие в улучшении качества сбора страховых взносов, которые они называли "не своей проблемой" с тех пор, как в 2010 году страховые взносы перестали быть налогом, а их администрированием занялись Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Теперь налоговики и представители этих фондов будут проводить скоординированные проверки налогоплательщиков на предмет выявления выплаты ими зарплаты в конвертах. Совсем недавно директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин говорил, что не прочь вовсе забрать администрирование страховых взносов в ФНС.
За уклонение от уплаты страховых взносов будет введена уголовная ответственность (до сих пор она была только по налоговым преступлениям). Зато налогоплательщики обретут возможность для сохранения своей платежеспособности получать отсрочку или рассрочку в уплате не только налогов, но и страховых взносов.
В очередной раз предполагается активизировать деятельность региональных комиссий по легализации заработной платы, вызывать на нее предпринимателей, официально платящих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, более гибко реагировать на сообщения граждан о "серых зарплатах".
Предоставлять отчетность об уплате страховых взносов в электронном виде обяжут организации, имеющие более десяти работников (сейчас это должны делать компании со среднесписочной численностью сотрудников в 50 человек). Срок выездной проверки со стороны ПФР и ФСС может быть продлен с нынешних двух до шести месяцев.
От Таможенного союза ждут фискальной отдачи
К механизмам пополнения казны не за счет совершенствования налогового администрирования можно отнести планы Минфина:
- урегулировать вопрос о беспошлинных поставках российской нефти и нефтепродуктов в страны Таможенного союза;
- навести порядок с транзитом грузов из Белоруссии в Казахстан через территорию России и из России в Казахстан. Для такого транзита будут определены маршруты и виды транспорта.
Дополнительные источники наполнения бюджета ждут от Росимущества:
- предполагается увеличить суммы дивидендов и прибыли, поступающих в бюджет от компаний с государственным участием.
- и перейти к передаче в аренду федерального имущества по рыночным ставкам.
План мобилизации сопроводят мощной пиар-кампанией. Намечено "регулярное освещение в СМИ фактов привлечение к ответственности за финансовые, налоговые и таможенные преступления для создания в обществе атмосферы неприятия в отношении неплательщиков налогов".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.