.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   "Мегафон" за нас уже взялся - президент "Евросети" Александр Малис
.

01 марта 2013 года 17:57

"Мегафон" за нас уже взялся - президент "Евросети" Александр Малис

 0  
Крупнейший российский сотовый ритейелер "Евросеть" в прошлом году пережил серьезную трансформацию, лишившись контролирующего акционера в лице Александра Мамута. Теперь "Евросеть" в равных долях принадлежит "Вымпелкому" и "Мегафону", и, очевидно, в первую очередь будет думать об удовлетворении интересов операторов-акционеров, а не о росте собственных финансовых показателей.

О работе "Еворосети" в новых условиях "Интерфаксу" рассказал президент компании Александр Малис.

- Какие у вас прогнозы по рынку сотового ритейла в России на 2013 год?

- Продажи телефонов в этом году могут увеличиться примерно на 3% (в 2012 году в России было продано 42 млн сотовых телефонов, что на 5,8% превышает уровень предыдущего года). В 2013 году доля смартфонов в общем объеме продаж достигнет 45-50% (в 2012 году - 30%). Рынок смартфонов вырастет примерно на 25% в количественном выражении, и на 14% - в денежном. Средняя цена проданного смартфона, по нашим прогнозам, снизится и составит около 8 тыс. рублей.

- Сколько "Евросеть" открыла салонов в 2012 году, какие планы на этот год?

- В прошлом году мы открыли порядка 700 новых салонов, превысив исторический максимум. Какие-то локации, естественно, закрыли. В этом году будем открывать новые магазины, но меньшими темпами, чем раньше. По итогам года будет небольшой прирост количества салонов.

- Вы планировали активно развивать новый для "Евросети" формат - гипермаркеты электроники площадью 300-400 кв. м. Как реализуется этот проект?

- К настоящему времени мы открыли 50 таких магазинов, но этот проект мы не планировали развивать так же интенсивно, как наш основной формат. Мы хотим концентрироваться на продаже финансовых услуг, а для них не нужны большие помещения. Кроме того, на рынке электроники сейчас много дешевого "серого" и "черного" товара, что мешает нормальной конкуренции. К ним относится контрафакт, контрабанда, продажа бракованного и восстановленного товара.

По нашим оценкам, доля "серого" рынка превышает 10% и приближается к 15%. Самое выгодное для таких компаний-однодневок - это продавать ввезенный контрабандой контрафакт. Этим занимаются три четверти интернет-магазинов в РФ. А рынок черного нала в нашем секторе исчисляется миллиардами долларов.

В 2005-2006 годах государство почистило рынок электроники от нелегального ввоза, но сейчас ослабило хватку.

- В конце прошлого года 50%-ную долю Александра Мамута в "Евросети" совместно приобрели "Мегафон" и его акционер Garsdale. Оставшимися 50% владеет "Вымпелком". Как вам живется в новой конфигурации акционеров, стали ли они больше внимания уделять операционным вопросам "Евросети".

- Ни "Мегафон", ни "Вымпелком" не вмешиваются в операционное управление. Мы придерживаемся жесткого corporate governance: менеджмент может отвечать за результаты компании только тогда, когда он сам занимается операционным управлением. Оба наших акционера с этим согласны.

- "Мегафон" уже высказывал свои оценки работы "Евросети" и ее менеджмента?

- Они высказались, когда четыре месяца назад заплатили за 50% более $1 млрд.

- Планирует ли "Евросеть" расширять взаимодействие с акционерами, после того как ее совладельцами стали два сотовых оператора?

- Конечно. Наша первоочередная задача в том, чтобы искать синергии, которых очень много. В этом направлении идет очень активная работа. Прежде всего, речь идет о бэкофисе, здесь у "Евросети" много функций, которые она может выполнять более качественно, чем сотовые операторы и другие аутсорсеры. Например, очевидно, что наш склад всегда будет больше и лучше. Поэтому хранить базовые станции мы можем лучше, чем другой аутсорсер. Прослеживается синергия и в логистике. Например, если наша машина везет телефоны в Красноярск, мы можем закинуть в нее и несколько фидеров оператора.

Потенциальный синергетический эффект от совместных проектов с "Мегафоном" оценивается в десятки миллионов долларов. То же самое относится и к "Вымпелкому", взаимодействие с которым пока не такое плотное, как с "Мегафоном". "Мегафон" за нас уже взялся, а "Вымпелком", надеемся, возьмется.

- Будет ли "Евросеть" платить дивиденды?

- Такого вопроса в принципе нет, операторам дивиденды не нужны. Перераспределить часть прибыли "Евросети" в пользу акционеров можно косвенным образом, например, снизив дилерскую комиссию на подключение абонентов.

- Когда Мамут продавал свою долю "Мегафону", аналитики говорили, что теперь исчезнет конфликт интересов между акционерами один из которых был инвесторов, заинтересованным в росте прибыльности "Евросети", а второй - оператор, напротив, заинтересованный в сокращении затрат на подключении абонентов. Это означает, что теперь, когда оба ваших владельца - операторы, финансовые показатели "Евросети" снизятся…

- Действительно, прибыльность дилерских контрактов с операторами в целом по всему рынку снижается, но у нас, к примеру, растут другие сервисы, которых не было еще год-два назад. Это финансовые услуги, в основном кредиты. Рост прибыльности финансовых услуг опережает динамику выручки от них.

Кроме того мы, в принципе, заинтересованы в том, чтобы продажа sim-карт была менее выгодной для ритейлеров. Сейчас в России продается в три раза больше sim-карт, чем нужно. В прошлом году "большая тройка" потеряла порядка $1 млрд из-за того, что продала sim-карты, которые никому не нужны. Кроме того, от продажи абонентских контрактов кормится куча всякого жулья. Мы в этом не заинтересованы.

В результате в России много ритейлеров, которые просто живут на деньги операторов, при этом ничего не давая взамен. Они за деньги оператора подключают его же клиентов. Получается, что оператор теряет деньги, а наши конкуренты продолжают жить, хотя их и не должно быть.

- Если сделать продажу абонентских контрактов невыгодной для ритейлеров, то на рынке останутся только крупнейшие игроки: "Евросеть" и "Связной", не считая операторской розницы.

- Если бы "Связного" не было, операторам было бы легче начать снижать продажи sim-карт, потому что все они понимают, что продавать 90 млн sim-карт в год - не надо. Момент, когда интересы всех игроков "Большой тройки" сойдутся в одной точке, обязательно произойдет. Тогда можно будет конкурировать чем-то еще, кроме разбрасывания денег с вертолета.

- "Евросеть" заключила новые соглашения с "Вымпелкомом" и "Мегафоном" на продажу абонентских контрактов. А как продвигаются переговоры с МТС, контракт с которой действовал до марта?

- Пока что мы продлили действующий контракт с МТС, на срок, который мы не называем. Его параметры скорректированы. При этом мы продолжаем переговоры по новому контракту.

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС), одобряя в прошлом году сделку с "Мегафоном", предписала "Евросети" обеспечить сотрудничество со всеми заинтересованными операторами на недискриминационной основе. Есть ли у службы вопросы к вам по исполнению предписания?

- Предписание ФАС не налагает на нас новых обязательств, такое же действовало с момента покупки 49,9% акций "Вымпелкомом" в 2008 году. Ничего не поменялось. У ФАС к нам вопросов пока нет, чему мы очень рады, значит, все нормально.

- "Вымпелком" в прошлом году приостановил развитие совместного с "Евросетью" проекта по открытию монобрендовых салонов. Какова ситуация сейчас?

- Все открытые нами монобрендовые салоны мы отдадим "Вымпелкому".

- С "Мегафоном" вы аналогичный проект обсуждаете?

- Пока нет, рано. У нас много задач по реализации синергии на ближайшие месяцы, которые лежат на поверхности. Надо сначала собрать эти деньги, а потом уже углубляться.

- Apple в этом году может открыть в России собственный интернет-магазин. Видите ли вы риск для конкурентных позиций "Евросети"?

- Apple - компания медленная и непредсказуемая. У них есть желание прийти на российский рынок, но не факт, что они быстро откроют магазин. К лету, возможно.

Но нас планы Apple не тревожат, ее продукция - это очень маленький сегмент рынка. В прошлом году Apple продала в России 800 тыс. iPhone из 42 млн, в том числе 160 тыс. iPhone 5.

Открытие интернет-магазина и переход на прямые поставки удешевит продукцию Apple лишь на 2-3%. И не обязательно, что это сократит отставание начала продаж новых моделей в России от других стран. Apple и раньше никто не мешал начинать продажи новых моделей в РФ одновременно с премьерой в Европе, но они этого не делали.

Кроме того, iPhone уже не уникален, за последние два года появилось много устройств, которые не хуже его. В развитии продуктов, их инновационности у Apple после смерти Стива Джобса наблюдается застой. Раньше Apple выводила на рынок новое устройство, и оно задавало стандарты рынку на два года, которые все копировали. И в этот период Apple пользовалась конкурентным преимуществом.

- "Евросеть" ведет с Apple переговоры о контракте на продажу устройств?

- Да, переговоры ведутся по всей линейки продуктов, но пока что медленно. Пока не ясно, насколько такой бизнес для нас эффективен.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.