- Кризис нанес удар по экономикам развитых стран, этим можно объяснить медленное посткризисное развитие финансовых рынков этих стран. Но и финансовые рынки развивающихся государств не демонстрируют быстрые темпы роста. При этом лидеры развитых и развивающихся стран настроены все более критично к развитию финансовых рынков.
- Таким образом, если до кризиса рынки игнорировали риски, то теперь на рынках царит избыточный консерватизм, который тормозит процесс инвестирования и восстановления экономики.
- В 1980 году объем финансовых активов составлял 120% мирового ВВП, в 2007 - 355%. Развитие технологий и появление новых финансовых инструментов способствовали созданию новых моделей кредитования и привлечения капитала. Помог и процесс глобализации. В 2007 году финансовые активы развитых стран составлял 417% их ВВП, а развивающихся стран - 199%.
- Во втором квартале 2012 года объем активов составил $225 трлн, это всего 312% мирового ВВП. Темпы их роста после кризиса снизились до 1,9% против 7,9% до 2007 года. Восстановление финансовых рынков оказалось иллюзорным: кредитование растет медленно, а рынки акций постоянно меняются в цене.
Некоторые уверены, что замедление роста финансовой системы - это позитивное явление, ведь именно она стала причиной возникновения нынешнего кризиса. Но это заблуждение, уверены в McKinsey. Просто рост финансовой системы до кризиса происходил из неправильных источников. Большая часть роста, 37%, пришлась на рост задолженности самого финансового сектора. Это и спровоцировало образование пузырей, которое привело к кризису. В 2007 году общий объем рынка облигаций и прочих долгов инструментов финансовых институтов составил $39 трлн - это в пять раз больше рынка корпоративных облигаций и больше рынка суверенного долга. Кроме того, инвесторы переоценили возможности роста прибылей корпораций. Еще одна негативная тенденция в докризисный период - рост рынка гособлигаций на 7% в год, до $32 трлн в 2007 году. Но есть и другие источники роста, например, кредитование домохозяйств и бизнеса, размещение компаний на фондовых рынках и выпуск облигаций для финансирования инфраструктурных проект. Именно они приводят к ускорению темпов роста экономики.
Нынешний рост финансовых рынок лишь замедлит экономику Сейчас рост финансовых рынков также вряд ли можно считать здоровым, ведь в последние годы его драйвером стал рост рынка суверенных облигаций.
- Вроде фондовые рынки показали быстрые темпы восстановления, но это касается лишь крупных фондовых индексов. В целом капитализация мирового фондового рынка сейчас на 41% ниже, чем в 2007 году.
- Очагом роста остается лишь рынок суверенных облигаций, который с 2007 года увеличился на $15,4 трлн. Эту тенденцию вряд ли можно назвать позитивной, ведь итогом ее станет замедление роста экономики и повышение рисков дефолтов в нескольких десятках стран мира.
- Снижение глубины финансовых рынков на 22% связано с изменением структуры экономики, все больший вклад в мировой ВВП приносят развивающиеся страны. Их финансовые рынки развиты хуже, чем рынки развитых стран. Часто развитие финансовых рынков в этих странах просто не успевает за ростом экономики - так происходит, например, в Китае. В мире живет 2,5 млрд взрослых людей, у которых нет доступа к банковской системе, в основном они живут в развивающихся странах.
- Еще одна причина снижения глубины финансовых рынков - это процесс списания долгов. В США с 2007 года по второй квартал 2012 года в США общий объем долговых бумаг финансового сектора снизился на $1,5 трлн, теперь банки предпочитают финансировать свои операции с помощью депозитов. В Европе за тот же период долг финансового сектора вырос до $2,6 трлн.
- Европейские банки активно выпускают долгосрочные облигации, это позволяет им, несмотря на кризис, расширять кредитование компаний и населения, которое постоянно росло с 2007 года. А вот в США и Великобритании финансирование всех секторов сократилось, исключением стал лишь госсектор.
Слабый или негативный рост кредитования компаний и домохозяйств, а также рост госдолга означают, что нынешнее развитие финансовой системы, скорее всего, замедлит рост экономики. При этом, по расчетам экономистов, рост кредитования домохозяйств и корпораций в США на 10%, мог бы увеличить темпы роста ВВП на 0,7 п.п. В развивающихся странах соотношение еще выше: 2,3 п.п. на каждые 10% роста кредитования. Финансовая глобализация остановилась За последние три десятилетия капитал в виде потоков инвестиций, кредитов и других инструментов активно пересекал границы. С 1980 по 2007 годы трансграничные потоки капитала выросли с $0,5 трлн до $11,8 трлн. Сейчас их объем на 60% ниже пикового значения.
Еврокризис убил финансовую интеграцию
- Создание Евросоюза и еврозоны привело к тому, что Европа стала мировым лидером в финансовой интеграции. С 1980 по 2007 годы на страны Западной Европы пришлось 56% роста трансграничных финансовых потоков, с тех пор Европа обеспечила 72% их падения.
- Особенно активны были европейские банки, участвовавшие в международном рынке межбанковского кредитования, дававшие взаймы иностранным заемщикам и покупавшие их облигации. Объемы выданных ими иностранных кредитов выросли с $8,1 трлн до $20,7 трлн к 2007 году. Активно инвестировали за рубеж европейские компании и другие инвесторы.
- Финансовая интеграция в Европе произошла слишком быстро - институты, необходимые для ее регулирования, просто не были созданы. Потоки капитала и снижение стоимости заимствовании привели к бюджетному кризису в Греции и формированию пузырей на рынках недвижимости Испании и Ирландии. Результатом стал нынешний еврокризис.
- В итоге, финансовая интеграция Европы повернула вспять. Например, банки сократили кредитование иностранцев на $3,7 трлн с 2007 года, причем $2,8 трлн из них пришлось на кредитование внутри ЕС. Банки теперь концентрируются на активности внутри своих стран.
- Потоки прямых иностранных инвестиции и объемы покупок акций и облигации в Европе также упали: в 2007 году общий объем этих потоков составил $3 трлн, а в 2011 году - лишь $780 млрд. В 2012 году ПИИ в Европе, по предварительным оценкам, упали на 35%.
- Особенно большие проблемы испытывают страны PIIGS, которые теперь зависят от щедрости своих центробанков.
При этом банкам пришлось распродавать часть иностранных активов, чтобы покрыть потери во время кризиса и соответствовать новым требованиям регуляторов. С 2007 года банки продали активов на $722 млрд. В целом из-за более жесткого регулирования снизилась способность банков кредитовать, особенно иностранных игроков.
По мере сокращения трансграничного кредитования его место как драйвера финансовой глобализации заняли прямые иностранные инвестиции - на них сейчас приходится 40% мировых потоков капитала. Однако кризисы в США и Европе заставили ПИИ снизиться на 15% в 2012 году. Инвестиции идут в развивающиеся страны Пока драйвером финансовой интеграции стали развивающиеся страны - в 2012 году в них пришло $1,5 трлн капитала, это 32% всех мировых потоков против 5% в 2000 году. Инвесторов привлекают в этих странах более высокие ставки и внятные перспективы роста. Для транснациональных корпораций они стали также основными рынками сбыта и производственными центрами. Однако инвесторы редко вкладываются в акции и облигации развивающихся стран: в эти страны попадает лишь 7% глобальных вложений в акции и облигации. При этом в развивающиеся страны уходит 27% мировых ПИИ.
Два сценария для мировых финансовых рынков В McKinsey признаются, что прогнозировать будущее мировой финансовой системы - неблагодарное занятие. Поэтому они разработали два довольно общих сценария развития финансовой системы: один из них предусматривает ее дезинтеграцию, а другой - постепенное восстановление и развитие. Сценарий 1. Финансовая дезинтеграция и застой
- Мировые лидеры со все большим подозрением относятся к росту финансовой системы. Они делают все, чтобы их зарегулировать.
- К 2020 году доля развивающихся стран в мировом ВВП становится больше, но их финансовые рынки не успевают за развитием экономики - глубина развития мировых финансовых рынков снижается на 25 п.п. Инвесторов не будут привлекать развивающиеся рынки этих стран - им будет не хватать прозрачности.
- Финансовый сектор и корпорации в развитых странах продолжат списывать долги. Наращивать госдолг будут только правительства, ведь темпы роста экономики останутся умеренными. В итоге, в этих странах развитие финансовой системы будет происходить очень медленно, если вообще будет.
- Заемщикам в развитых странах будет очень сложно найти финансирование. Банки будут неохотно кредитовать, рынок облигаций заметно уменьшится, а такие инструменты как секьюритизация, станут недоступны.
- Потоки трансграничного капитала будут расти очень медленно и лишь через долгие годы дойдут до докризисного уровня.
- Новый мир станет местом, где все будут бояться брать на себя риски. А это необходимо для создания новых компаний, инфраструктуры, инноваций. Все это серьезно затормозит рост.
- При этом развивающиеся страны, которым нужны деньги на урбанизацию и развитие инфраструктуры, будут страдать от недостатка капитала. А другие страны будут копить, боясь вкладывать свои резервы.
- В итоге, рост мирового ВВП замедлится на 0,45 п.п.
- Финансовые институты и политики извлекут из кризиса правильные уроки, и развитие финансовой системы станет более сбалансированным. В мире будет создана архитектура глобального регулирования финансовой системы.
- Банки будут иметь достаточно капитала, будет создана системы списания убытков и разрешения банковских кризисов, а национальные регуляторы будут сотрудничать друг с другом. В Европе будет создан банковский союз.
- Надежная система регулирования приведет к тому, что капитал будет приходить в страны, которым он особенно нужен. В развивающихся странах будет создан обширный рынок корпоративных облигаций.
- Корпорации и население получат достаточно кредитов. А 2,5 млрд людей, находящихся вне банковской системы, получат, наконец, доступ к ней.
- Средняя глубина финансовых рынков стран увеличится с 157% ВВП до 237% к 2020 году. Финансовые активы вырастут с $43 трлн до $125 трлн за ближайшие 8 лет.
- Начнут расти и трансграничные потоки. Мировой приток ПИИ вырастет с $2 трлн в 2011 году до $4,8 трлн в 2020 году.