- Если процентная ставка выше темпов роста номинального ВВП, то это приведет к росту госдолга, даже если это не заметно по соотношению госдолга к ВВП. Такой стране срочно нужна бюджетная реформа.
- Если процентная ставка ниже номинальных темпов роста ВВП, то в этом случае правительство даже может себе позволить иметь небольшой дефицит бюджета. Важно, чтобы ситуация стабилизировалась со временем.
- Госдолг на уровне 90-100% ВВП значительно замедляет рост экономики, причем негативные эффекты начинают ощущаться тогда, когда соотношение доходит до 70-80% ВВП.
- При этом каждый процентный пункт роста дефицита бюджета по отношению к ВВП увеличивает стоимость заимствований на 4,5 б.п.
- Если текущий счет страны абсолютно сбалансирован, но госдолг вырос с 0% ВВП до 40%, в этом случае ставки по госдолгу вырастут всего на 44 б.п. Но если госдолг вырос до 80% ВВП, то ставки увеличатся на 109 б.п. Рост еще на 40% ВВП добавит еще 174 б.п к доходности.
- Если же у страны еще и проблемы с дефицитом счета текущих операций, то долговой кризис будет развиваться куда быстрее. Например, если средний дефицит счета за пять лет составил 2,5% ВВП, рост госдолга с нуля до 120% ВВП приведет к росту ставок на 517 б.п. И чем больше дефицит, тем быстрее растет доходность.
Могут ли страны избавиться от опасных долгов
Для каждой из 20 стран экономисты подсчитали, каков профицит ее бюджета без учета выплат по процентам (шестая колонка), а также какой он должен быть, чтобы госдолг перестал расти.
- Ирландии, Италии и Японии нужны профициты выше 4% ВВП. Этим странам, чтобы избежать катастрофы придется сокращать расходы и увеличивать налоги. Причем низкие ставки по госдолгу Японии связаны с тем, что госдолгом владеют граждане и институты страны. Однако по мере старения населения будет снижаться и норма сбережений, Японии придется привлекать новых инвесторов. А, значит, ей сочно нужно решать бюджетные проблемы.
- Госдолг Португалии сейчас выше 100% ВВП, а стоимость заимствований составляет 11%. Чтобы долг не рос, Португалии нужен профицит бюджета в 9% ВВП.
- Германии, Австрии, Финляндии, Норвегии, Канаде, Швеции и другим довольно просто исправить все бюджетные проблемы - госдолг в них относительно низкий.
- Остановить рост госдолга США можно, если снизить дефицит бюджета до 1,8% ВВП с прошлогодних 7,8%.
- В 2007 году ситуация вовсе не выглядела пугающей. Долг Греции составлял 100% ВВП, платила она по нему примерно 5%, а это означает, что ей нужен был профицит бюджета (без учета процентных выплат) в 2% ВВП. Средние темпы роста экономики за 10 лет до 2008 года составили 6,6% в год.
- Триггером кризиса стало ослабление экономики в 2008-2009 годах. Уже в сентябре 2009 года дефицит бюджета Греции составлял 9% ВВП, а в октябре того же года прогноз по дефициту бюджета был увеличен до 12% ВВП. Накопленная разница между прогнозами по дефициту бюджета и реальными значениями за 2006-2009 годы составила 17,5% ВВП.
- С учетом госдолга в 100% ВВП и дефицита текущего счета в 11,9% ВВП это должно был увеличить доходность по облигациям Греции "всего" на 2,1%, что, конечно, очень много, но не смертельно. Но в действительности, доходность выросла куда сильнее, так как инвесторы потеряли доверие к Греции.
- Затем МВФ и ЕС предоставили Греции первый пакет помощи в 110 млрд евро и пообещали второй. Это должно было снизить премию за риск, ведь крупные международные заемщики частично вытеснили частных кредиторов и готовы были покрыть их потери.
- Но в 2011 году появилась новость о том, что общий дефицит бюджета в 2006-2008 годов была на 10% ВВП выше ранних оценок. Это увеличило госдолг на 10% ВВП и привело к новому витку роста ставок.
- ЕЦБ, чтобы остановить рост доходности по госдолгу Греции, начал скупать бумаги страны. Но инвесторы в спасение страны не поверили - они боялись, что Греция, раздираемая протестами, не захочет участвовать в программе помощи. К марту 2012 году доходность по греческим облигациям достигла 40%. Тогда правительство Греции объявило о реструктуризации долга, находящегося в руках частных кредиторов.
- Сейчас стоимость обслуживания госдолга США составляет примерно 1,4%, четверть его - это векселя со сроком погашения один год и меньше, ставка купона по ним равна нулю.
- Традиционное объяснение низких ставок по долгу США состоит в том, что доллар исторически является резервной валютой, и инвесторы вынуждены покупать долларовые гособлигации.
- Кроме того, если не учитывать ту часть долга, которой владеют различные американские государственные фонды, например, Social Security Trust Fund, то госдолг страны составил бы всего 80% ВВП.
- Бюджетное управление Конгресса США (CBO) прогнозирует, что госдолг США вырастет до 107% ВВП в 2014 году, затем несколько лет будет снижаться из-за увеличения ставок налогов и сокращения расходов бюджета, затем рост госдолга вновь ускорится.
- CBO прогнозирует, что, если госдолг США продолжит расти, то рано или поздно произойдет "нормализация" ставок по казначейским бумагам. Так, ставка по 10-летним облигациям - до 5,2% к 2018 году. То есть стоимость обслуживания долга взлетит вверх. Однако после 2018 года ставки перестанут расти, уверены в CBO.
- Мишкин не согласен с этим предположением: ставки будут расти и дальше - прогноз CBO явно недооценивает реальных масштабов бюджетных проблем США.
- Медленный долговой кризис. Средний дефицит счета текущих операций США исторически составляет 3,7% ВВП, но с 2000 года среднее значение выросло до 4,3%. Однако теперь "сланцевая революция" и связанное с ней замедление импорта снизили дефицит до 2,7% ВВП в 2012 году. Среднее значение в ближайшие годы составит 2,5%, прогнозирует Мишкин.
- В перспективе 25 лет госдолг США вырастет до 176% ВВП, а не до 159%, как следует из прогноза CBO.
- Если импорт не замедлится, и дефицит счета текущих операций вновь вырастет до "исторических" 3,7% ВВП, то к 2037 году госдолг США составит 180% ВВП.
- Хуже чем у Греции. В этих сценариях заложено позитивное развитие ситуации на рынке труда и в экономике США. Если же секвестр, назначенный на 1 марта, будет отменен, а безработица не упадет ниже 6%, то соотношение госдолга к ВВП к 2037 году достигнет 304% ВВП. США повторит опыт Греции - доходность по облигациям страны взлетит до 25% ВВП.
ФРС не поможет правительству ФРС в рамках текущей политики вряд ли спасет правительство США. Рано или поздно регулятору придется избавляться от бумаг, купленных в рамках "количественных смягчений". Доходы от их владения регулятор передает Казначейству - это важный источник пополнения бюджета. Однако в 2017-2018 годах он иссякнет, ведь ФРС будет распродавать бумаги.
- По мнению Мишкина, cкупка ФРС казначейских облигаций на $45 млрд и ипотечных бумаг на $40 млрд в месяц продлится до декабря 2013 года. Затем ФРС приостановит программу смягчения, а с 2015 года постепенно начнется распродажа активов.
- Средний срок погашения бумаг в портфеле ФРС достигнет своего пика в 11 лет в 2013 году. Затем портфель ФРС постепенно вернется к более сбалансированной структуре.
- В 2014 году ставки по казначейским облигациям США нормализуются, то есть перестанут быть экстремально низкими.
- В 2017-2018 годах ФРС не будет перечислять Казначейству средства, ведь регулятор будет нести убытки по своему портфелю ипотечных и госбумаг. Чтобы компенсировать их, ФРС придется занимать у коммерческих банков. Дефицит бюджета начнет быстро расти.
Либо экономия, либо монетизация госдолга Стандартной рецепт монетарной политики при сокращении бюджетных расходов - это снижение процентных ставок. Оно увеличивает темпы роста номинального ВВП, и "консолидация" бюджетных расходов имеет больше шансов на успех. Но это же снижает стимулы для ужесточения бюджетной политики: зачем что-то делать, если ставки и так низки благодаря политике центробанков? Многие экономисты советуют регуляторам начать ужесточать монетарную политику, чтобы заставить чиновников выбрать курс на консолидацию бюджетных расходов. Но пока ни в Европе, ни в США политики явно не способны провести в жизнь эффективные программы консолидации. Поэтому проблему, как могут, решают центробанки.
- Любая программа количественного смягчения лишь повышает шансы на развитие кризиса. Так, центробанк платит рынкам за покупку долгосрочных облигаций с помощью создания резервов. Постепенно долгосрочные обязательства правительств заменяются краткосрочными. Это повышает шансы на то, что инвесторы в какой-то момент испугаются и начнут избавляться либо от госдолга, либо, в случае США, от долларов.
- Развитые страны редко объявляют дефолты. Их вариант борьбы с долговым кризисом - проинфляционная политика центробанков, то есть печатание денег: инфляция растет, номинальные темпы роста ВВП увеличиваются, а долг "размывается". Такая "монетизация" долга - это завуалированная форма дефолта.
- Так, программа OMT от ЕЦБ - как раз начало монетизации долга проблемных европейских стран. Если ЕЦБ не сделает "все, что нужно, чтобы спасти евро", то европейские страны ждут глубокая рецессия и дефолты. Побочным эффектом политики ЕЦБ станет рост инфляции. Все этого можно избежать только с помощью массового согласия правительств на сокращения расходов.
- Еврозона сейчас движется по пути Аргентины, которой пришлось монетизировать свой госдолг и которая долгое время страдала из-за высокой инфляции. Это не зависит от того, хочет этого или нет ЕЦБ. Возможно, это единственный шанс предотвратить более глубокий политический кризис.
- В СЩА причиной "монетизации" госдолга может стать постоянный дефицит федерального бюджета и неготовность политиков разработать план снижения того дефицита. Если выйти из политического тупика не удастся, то начнется долговой кризис, и ФРС придется "монетизировать" госдолг, обрушив доллар.