- Государство давно планировало взять с газовиков намного больше - НДПИ на газ должен был стать основой налогового и бюджетного "маневра" - за его счета планировалось решить многие социальные и экономические задачи. Основой для повышения налогов должен был стать рост цен на газ на внутреннем рынке.
- Поправки в налоговый кодекс, принятые в ноябре 2011 г., увеличили ставку НДПИ на газ "Газпрома" на 2012 г. вдвое - с 237 до 509 руб. за 1 тыс. куб. м., а к 2014 г. - до 622 руб.
- Независимых производителей налоговые нововведения почти не коснулись, и их НДПИ должен был вырасти за три года до 278 руб. Они платят вдвое меньше из-за того, что не имеют разрешения на экспорт.
- Новое - куда более серьезное - повышение налога было зафиксировано в официальном документе - "Основных направлениях налоговой политики на 2013-2015 годы" Минфина. Согласно проекту документа, 80% дополнительных доходов от роста внутренних цен на газ должно было идти в бюджет. Владимир Путин также заявил о недостаточности налоговой нагрузки на газовую отрасль и давший "добро" на рост НДПИ.
- Для "Газпрома", по плану Минфина, к 2015 году ставка налога должна была удвоиться - до 1062 руб, а для независимых производителей - вырасти вчетверо ко втором полугодию 2015 года- до 1049 руб.
- "Газпром", который из-за роста НДПИ на газ предрекал снижение своей прибыли на $2 млрд., тут же пожаловался Путину. Независимые производители также пожаловались, что все проекты станут нерентабельными из-за такого резкого роста налога. Минэнерго направило в правительство письмо о том, что повышение НДПИ противоречит нормам ВТО.
- В сентябре Минфин опубликовал вторую версию формулы: несмотря на возмущение газовой монополии, темпы повышения налога не изменились, не была предусмотрена и дифференциация по типу месторождений. По этой версии, с 2015 года ставка для независимых будет даже выше, чем для "Газпрома": 1078 руб. против 1034 руб.
- "Газпром" в ответ написал еще два письма в правительство, где угрожал не только отказом от новых проектов и уходом инвесторов, но и массовым увольнением работников. Общая сумма потерь бюджета составит около 8,3 трлн рублей.
- В конце года был принят закон, ускоряющий повышение НДПИ на газ, но совсем не теми темпами, на которых настаивал Минфин. Для "Газпрома" закон устанавливает ставку с 1 июля 2013 г. в размере в 622 руб., с 2014 г. - 700 руб., с 2015 г. - 788 руб. Для независимых производителей ставка составит 402 руб. в 2013 г., в 2014 г. - 471 руб., в 2015 г. - 552 руб.
- При этом правительство решило, что "окончательная" формула расчета НДПИ, учитывающая уже утвержденный общий уровень налогообложения отрасли, но кроме него - условия добычи на каждом месторождении, будет принята в 2013 году.
- Минэнерго разработало новую формулу, которая может начать действовать с 2014 г. Она сохранит уровень налоговых поступлений на том уровне, который заложен в бюджете, и обеспечит простое администрирование. Точнее, администрированием будут заниматься сами компании.
- Формула, с которой согласились и газовые компании, учитывает экономику проектов, уровень мировых и внутренних цен, уровень сложности и затраты на транспортировку.
- Формула обеспечит изъятие (в 37%) из валовой маржи компании на каждом отдельном месторождении или участке. Для этого в ней введены переменные для определения выручки и затрат на добычу и транспортировку. В формуле вводится нулевой НДПИ для Дальнего Востока.
- "Газпром" предлагает дополнительно ввести понижающий коэффициент для высоковыработанных месторождений, но пока не представил финансово-экономических обоснований этой идеи. Кроме того, как сказал источник, компании просили "откалибровать" часть показателей, но не уточнил, какие и как.
- Минфин согласен с формулой на газ, но считает, что для газоконденсатной смеси нужна отдельная формула и даже написал ее еще в октябре. Минэнерго с таким подходом не согласно, заявил на прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов.
- Разошлись позиции и в определении валовой маржи: Минфин, в отличие от Минэнерго считает, что не стоит вычитать при ее расчете затраты на извлечение газа. Финансисты предлагают облагать налогом выручку производителей от реализации газа с учетом их доли на рынке и "нетбэка".
Валовая маржа определяется на основе данных, установленных ФСТ и Минэнерго: выручки от экспорта. Считается как равнодоходная цена, умноженная на долю экспорта компании. Так как никому кроме владельцев газотранспортной сети (ЕГС) в лице "Газпрома" и его "дочек", экспорт не разрешен, для независимых коэффициент принят равным 0. Но Минэнерго настаивает, что для создания равных конкурентных условий правительство должно обеспечить недискриминационный доступ к трубе. Такое постановление должно принять правительство, проект его еще летом внесла ФАС. внутренних продаж. Средняя цена на газ для "Газпрома", умноженная на долю продаж газа на внутреннем рынке; Из этого вычитается: расходы на транспортировку: за базис берется расстояние между точкой добычи в Надым-Пур-Тазовском районе и точкой потребления между Нижним Новгородом и Москвой. Коэффициенты для остальных расстояний отсчитываются от этого базиса. затраты на разработку: нормированные затраты (на 2014 г. - 560 руб. на 1000 куб.м) умножаются на суммы долей газа разных категорий сложности. Для "простого" газа из сеноманских пластов, действует коэффициент 1, для сложного "туронского" - 4,5, для прочих - 3. Доли определяются самими компаниями по отчетности, которая сдается в Росстат. капитальные расходы: компании вправе получать льготы и по тем месторождениям, на которых добыча пока не ведется. В формуле в этом случае может учитываться не добыча, а запасы газа на сложных месторождениях. В формулу вводится коэффициент стимулирования для территорий:
- Как и обещано, для Дальнего Востока и Восточной Сибири он равен 0 - на 25 лет ставка обнулена.
- Для Ямала и европейской части, (в последнем случае учтено то, что запасы уже частично выработаны), он равен 0,67.
- Для традиционного региона добычи в ЯНАО он равен 1 из-за высокой доходности добычи и из-за того, что больших капитальных затрат там уже не предвидится.
В сумме в бюджет попадет та же сумма, на которую рассчитывал Минфин. Но часть нагрузки с независимых производителей будет переложена на "Газпром".
- "Газпром" ранее должен был бы заплатить 766 млрд. руб. НДПИ два года, а теперь заплатит на 33 млрд. руб. больше - 799 млрд. руб. Независимые - на 33 млрд. руб. меньше.
- Налогооблагаемая база составит 619 млрд. куб м в 2014 г. и 626 млрд. куб.м в 2015 г. У "Газпрома" она вырастет меньше, чем у независимых поставщиков (3 и 4 млрд.)