Москва. 18 февраля. FINMARKET.RU - Налог на роскошные авто - важная часть политической программы третьего срока президента Владимира Путина. Но у чиновников не получается исполнить его обещания. По данным "Финмаркета" на прошлой неделе Минфин сообщил аппарату правительства, что начинает работу над налогом "с нуля".
Предыдущая версия налога, придуманная Минфином в прошлом году, таким образом, фактически отозвана. По словам источника "Финмаркета" в Минфине, законопроект получил слишком много пробоин от противников из различных ведомств и будет полностью переписан.
Как выглядел налог на дорогие автомобили раньше
Первый вариант налога на дорогие автомобили был размещен Минфином на своем сайте в июле 2012 года.
- Законопроект предполагал внесение поправок в главу "Транспортный налог" Налогового кодекса (НК).
- Для автомобилей с мощностью двигателя более 410 лошадиных сил (л.с.) нынешнюю базовую ставку предлагалось увеличить в 20 раз - до 300 руб./л.с., запретив регионам ее снижать.
- В результате налог на самый дешевый из подпадающих под определение роскоши авто - внедорожник Ford F-150 составит минимум 123 000 руб. в год.
- Регионы получали право увеличить эту ставку до десяти раз. В пять раз больше, чем сейчас, законопроектом предлагалось сделать ставки для мотоциклов и гидроциклов свыше 150 л.с. и для катеров и яхт более 300 л.с.
- В базах ГИБДД зарегистрировано около 20 000 автомобилей, соответствующих предлагаемым критериям роскоши. Из них 7 000 находятся в Москве, 1 000 - в Московской области.
- Законопроект был утвержден правительством в сентябре 2012 года. Предполагалось, что до 1 марта этого года он будет вынесен на общественное обсуждение в рамках Открытого правительства вместе с проектом налога на недвижимость.
Что не понравилось чиновникам и экспертам в идеях Минфина
В декабре 2012 года министр финансов Антон Силуанов признал, что предложенный его ведомством механизм взимания налога в зависимости от мощности двигателя "не идеален": под него могут попасть мощные, но старые внедорожники, так любимые в Сибири и на Дальнем Востоке. Министр не исключал, что
ставки могут варьироваться в зависимости от марки автомобиля или его первоначальной цены.
Критика собственного законопроекта далась Силуанову нелегко - почти все ведомства, оценившие идеи Минфина, оказались против.
- Законопроект предполагал не распространять повышенный налог на автороскошь на мощные спортивные автомобили и мотоциклы. Однако после консультаций с Минспорта финансисты пришли к убеждению, что администрировать налог в таком виде будет очень затруднительно. Поэтому еще в сентябре прошлого года Минфин предложил убрать исключение для спорткаров из законопроекта.
- Минтранс возражал против резкого увеличения налоговой нагрузки на мощные водные суда, используемые в коммерческих целях: самоходные технические и гидрографические суда, ледоколы, аварийно-спасательные и патрульные суда. Минфин был против появления в законопроекте оговорки, распространяющей "роскошный" налог только на некоммерческий транспорт - это нарушает принципы равенства налогообложения, сформулированные в первой части НК.
- РСПП предложило ввести повышенные ставки транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателей более 450 л.с. Кроме уже упоминавшегося Ford, роскошью переставали быть некоторые BMW 6-й и 7-й серий, AUDI 5-й и 6-й серий, часть моделей Mercedes-Benz (например, GL и CL) и Porsche Cayenne II.
- Самый мощный удар был нанесен Экспертным советом при правительстве РФ. Его член Александр Брагин, партнер аудиторской компании Deloitte, назвал "весьма спорным критерий определения "дорогостоящего транспортного средства" в виде его мощности". По его мнению, это может привести к введению высоких налогов на мощные, но дешевые автомобили из развивающихся стран. От имени членов Экспертного совета Брагин предложил не вырывать из всего перечня роскоши только автомобили, а рассматривать "весь пакет соответствующих законопроектов одновременно и во взаимосвязи".
По данным "Финмаркета", новая версия налога на дорогие автомобили теперь будет готова не раньше начала апреля.
Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России
"Этот закон не будет принят. В правительстве поняли, что крайне сложно определить критерии роскоши. А если этого не сделать, то под раздачу может попасть кто угодно. И прежде всего - средний класс.
Кроме технических, правовых причин, есть политические: у нас государство обслуживает в первую очередь интересы богатых людей. Сейчас просто ищут обоснование, почему налог на роскошь невозможно ввести. А президент Путин дает поручения, потому что зажат рамками заявленного популизма: электорат терять не хочется.
Я сторонник включения транспортного налога в цену бензина: больше ездишь, больше платишь. Косвенно, здесь учитывалась бы и мощность: более мощные автомобили, как правило, больше тратят топлива.
Более богатый человек должен платить больше налогов со своих доходов, с имущества. Если мы хотим, чтобы люди вкладывали деньги не в роскошь, а в благотворительность, так лучше стимулировать благотворительность. Позитивные стимулы работают несомненно лучше негативных. Лучший пример - программа утилизации. Все 600 000 сертификатов нашли своих потребителей".
Вячеслав Лысаков, лидер Движения автомобилистов "Свобода выбора", первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству
"Налог не получается, потому что, видимо, среди членов правительства есть владельцы таких авто.
На автомобили мощностью свыше 250 л.с. в некоторых регионах транспортный налог и так максимальный - 150 руб. за л.с.: по 50 000-100 000 рублей в год. Причем владельцы "Порше" и "Ягуаров" и "Фордов" и "Тойот" с такой же мощностью, но стоимостью в $10 000-15 000, платят одинаково. А причем здесь роскошь?
Налог на роскошь надо привязывать либо к рыночной стоимости, либо к весу, либо к площади машины. Есть каталоги "Шваке", там есть рыночная стоимость на все авто. Вот у кого машина дороже $100 000, с него и дерите три шкуры.
Это люди, которые не знают с какой стороны руль. Если бы они сами за рулем ездили, то предлагали что-то разумное".
Дмитрий Костальгин, партнер юркомпании Taxadvisor
"Единая мера в виде мощности двигателя не может свидетельствовать о роскошности автомобиля. Возможна ситуация, когда какой-то "кулибин" у себя в гараже поднял мощность своего "Запорожца" до 500 л.с. и все это зарегистрировал. Вряд ли такое можно назвать роскошью.
Зато раритетные автомобили за бешеные деньги уйдет из-под этого налога.
Логичнее было бы привязываться к стоимости. Но можно ли в рамках одного налога взимать и с лошадиных сил и со стоимости? Вроде бы этому ничего не препятствует. Тот же НДПИ у нас привязан и к стоимости, и к тоннам.
Однако возможностей занизить стоимость гораздо больше, чем договориться с гаишником при регистрации о занижении мощности: так можно и под уголовную статью попасть. А низкую стоимость легко объяснить тем, что купил по случаю с большой скидкой.
Администрирование налога на машины с большим количеством лошадей и с маленьким у нас одинаково. А вот администрирование по стоимости может вызвать затруднения. Откуда налоговики будут брать рыночную стоимость автомобилей? Ориентироваться только на цену новых?
У налога на роскошь сложная история. В том числе, потому что у состоятельных граждан гораздо больше возможностей для легальной налоговой оптимизации, чем у простых людей.
При этом все понимают, что никакого эффекта для бюджета налог на роскошь просто не даст. Это чисто имиджевый проект.
Когда говорят про налог на роскошь, который касается, ну может, 100 000 состоятельных людей, все забывают, что у нас есть налог на бедность, который платят миллионы. Налог на доходы физических лиц у нас до сих пор взимается с доходов ниже прожиточного минимума".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.