.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Риски для России. У внесистемной оппозиции должна появиться система
.

29 декабря 2012 года 20:46

Риски для России. У внесистемной оппозиции должна появиться система

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Прогноз экономистов и политологов о политической ситуации и реформах в 2013 году
Вячеслав Никонов, фонд "Политика", депутат Госдумы

Я не ожидаю каких-то новых шагов в части политической либерализации. Все они уже сделаны в этом году. Не думаю, что имеет смысле еще больше расширять конкуренцию. Более вероятен сценарий отсутствия реформ. В губернаторские выборы уже вернулась смешанная система, партии регистрируются. Единственное изменение, которое не исключено в 2013 году, выборы в Совет Федерации.

Смена курса правительства скорее всего так или иначе произойдет. То, что Путин предложил в своем послании Федеральному собранию, не в полной мере учитывалось правительством и не заложено в бюджет. Им придется вносить соответствующие коррективы. Но для этого совсем не обязательно менять правительство. Я не вижу никаких предпосылок для отставки при этом главы правительства Медведева. Эти разговоры будут вестись всегда. Слишком многие заинтересованы в размолвке Путина и Медведева. Если между администрацией президента и правительством есть противоречия, значит есть политическая подоплека.

Оппозиций у нас, как известно, несколько. Самая сильная и продвинутая - коммунистическая. И я не думаю, что в следующем году они будут сильно менять свою политическую деятельность.

Что касается националистической оппозиции, которая является второй по силе, то возможность ее активизации не исключена, особенно если произойдет ряд событий с сфере межрегиональных отношений.

От либеральной оппозиции я не жду какого-то сильного количественного роста. Несистемная оппозиция может работать только вне системы, то есть создавая напряженность. Она и будет продолжать это делать.

Для того, чтобы между властью и несистемной оппозицией и властью был возможен диалог, она должна стать системной. Кто же говорит с людьми, которые считают, что власть должна уйти и раствориться? Дело даже не в отсутствии у оппозиции сильного лидера. Диалог возможен в рамках легитимного политического процесса, а его не признают. О чем разговаривать? Об условиях капитуляции власти? Вряд ли это когда-либо произойдет. Никаких предпосылок для крушения действующей системы я не вижу.

Сильнейший вызов не в Москве. Здесь я не вижу никаких вызовов ни политике, ни экономике. Я вижу вызов на юге, на Северном Кавказе, где продолжает ежедневная и ежечасная борьба с террором, очень активно поддерживаются экстремистские силы извне. Прежде всего со стороны Саудовской Аравии. Там напряженность будет нарастать, начнется экспорт ее и в другие части страны. Ситуация в регионе в 2013 г. будет ухудшаться, придется прикладывать все больше усилий, тратить все больше денег для того, чтобы стабилизировать ситуацию на южных рубежах и остановить проникновение радикальных исламистских группировок на российскую территорию. Если события в Сирии начнут быстро развиваться, не сложно предположить, куда устремиться весь этот террористический интернационал.

Андрей Пионтковский, "Центр политических исследований", член Координационного совета оппозиции

За последние полгода тенденция идет не в сторону политической либерализации, а в обратном направлении. Вы, конечно, можете сказать: Путин обещал одномандатные округа. Но прежде всего в этом заинтересована партия "Единая Россия". При пропорциональной системе они уже большинство не наберут.

Но ведь в реальной жизни для ощущения свободы человека в политическом пространстве важны не эти вещи, а те, что были введены целой серией законов, которые получили название "взбесившегося принтера". Это законы об иностранных агентах, НКО, измене Родине. В 2013 году я ожидаю дальнейшего закручивания гаек. В феврале-марте начнется показательный процесс по делу 6 мая. О какой политической реформе может идти речь? Особенно после чудовищного "антимагнитского" закона об усыновления детей.

Суперпрезидентская власть и монархическая Конституция не делают правительство самостоятельным в России, как и Госдума, которая не место для дискуссий.

Я считаю вполне вероятным смену премьер-министра в следующем году. В последнюю неделю началось активное дискредитирование премьера даже не со стороны оппозиции, а со стороны центральных каналов. Настроения показывают, что Путин тяготится своим обещанием, который дал Медведеву. Но общественное мнение к этому шагу явно подготавливается.

Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры

Очень большое значение в следующем году будут иметь первые губернаторские выборы. Речь идет о второй неделе сентября. Тогда будут выбраны три губернатора на Дальнем Востоке, двое - в Сибири, два в Центральной России - Московская область и Владимирская область - и Ингушетия. Именно на примере этих регионов будут рассматриваться изменения в системе. Некоторые результаты выборов мы видели и в прошлом году, но реальные изменения можно будет увидеть только в следующем.

В единый день голосования также будут обкатаны новые механизмы партстроительства. Обсуждается вопрос частичного введения мажоритарной системы, что на мой взгляд, повышает прямую ответственность депутатов. Если вопрос создания партии частично решен, то вопрос как раз роста политической ответственности депутатов хромает. Мажоритарный депутат - не просто возможность обновления партий как таковых, но и создание вертикальных лифтов для участников политического процесса. Это сделает повестку будущих выборов более предметной.

Очень интересна судьба Совета Федерации. Новый порядок предлагает нам консолидированное формирование и сенаторов и губернаторов во время выборов первого. Возникает прямая ответственность между выборами губернаторов и сенатом.

Таким образом в следующем году мы в основном будем пожинать плоды тех решений, которые уже были приняты в этом.

С точки зрения партстроительства будет происходить объединение тех партий, которые сейчас существуют. Будет решаться судьба Партии пенсионеров, ("Родина, которая вышла из "Справедливой России") и судьба самой партии "Справедливой России". В несистемной оппозиции должна появиться система. Это уже происходит, в связи с чем интересна судьба партии Алексея Навального. Ближайшая площадка для выступления оппозиции - выборы губернаторов Московской области, и тут я сомневаюсь, что бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков - подходящая кандидатура для оппозиции.

Алексей Мухин, Центр политической информации

Понятно, что из того политического хаоса, который творился в этом году, должны проявиться те партийные проекты, которые имеют наиболее сильные перспективы. Возможно, коммунистические, возможно, праволиберальные. В этой связи и "Единая Россия", и коммунисты, точно "Справедливая Россия" будут испытывать острую политическую конкуренцию со стороны новых проектов.

Я думаю, что власть крайне заинтересована, чтобы уровень конкуренции был довольно высоким. Дело в том, что у власти и самой есть новые партийные проекты, которые она собирается поддерживать более сбалансировано и многопланово.

Отставка Дмитрия Медведева, но мой взгляд, маловероятна в следующем году. Скорее всего, будут заменены тем министры, которые будут демонстрировать непрофессионализм. Кадровая ротация будет, причем на самом высоком уровне. Не на уровне замминистров и руководителей департаментов, а на уровне министров. В критике Кремлем команды премьера политической подоплеки нет. Правительство политикой не занимается, ею занята администрация президента.

Речь идет о некоторых реформах, которые будут идти с переменным успехом и будут причиной отставок. У кого-то будут сдавать нервы, как например у Владимира Когана, которые является правоверным "путинцем". И это можно назвать результатом нервного срыва, уже не первого в Минрегионе.

Что касается самого Медведева, то едва ли он лишится поста. У него есть договоренность с Путиным, которые позволяют ему чувствовать себя довольно уверенно. При это он прекрасно понимает свою позицию и конфликтную среду в рамках властного тандема он не будет создавать.

Протестная активность в обществе в своем уличном варианте сошла на нет. Оппозиции придется институционализироваться, чем она собственно и занимается. Был избран Координационный совет оппозиции. Некий партийный проект дал старт. И такая институционализация должна привести их неизбежно к диалогу с властью, заочному или прямому.

Необходимо сформировать позитивную повестку дня, это благотворно скажется на оппозиции. В конце концов мы станем свидетелями рождения третьей политической силы. У нас есть лояльные партии, есть оппозиция, которая действует на парламентской площадке и которая оппозицией не очень то является. И вот рождение этой третьей силы я бы спрогнозировал - оппозицией, которая резко и жестко оппонирует властям и не идет с ними на соглашения.

Здесь большую роль сыграет внешний фактор - какие именно отношения выберет оппозиция и пресловутые Госдеп. Сейчас мы присутствуем при рождении отношений между КС И Госдепом. В Америке объявили сбор подписей в поддержку Координационного совета оппозиции, который президент США Барак Обама тут же отменил. То есть публично они не афиширует более связь, но непублично, я думаю, все там сложится.

Глеб Павловский, Фонд эффективной политики

Я расцениваю вероятность политических реформ как крайне низкую. Парадоксом является то, что 2013 год формально является годом проведения либеральных реформ - возвращения выборности губернаторов, создания партий, с другой стороны они не играют почти никакой роли.

Но движение идет в другую сторону. Главное, что будет препятствовать любым либеральным реформам - обозначенное намерение властей использовать фактор страха возбуждением уголовных дел. Это парализует серьезные группы среди бизнеса и среднего класса, которые бы поддержали реформы. В этом случае они будут скорее выжидать. Не удается проводить либеральные реформы в нелиберальном обществе.

Я уверен, что усиление неправительственной противовластной активности будет идти дальше, потому что власть борется с тенью, преследует формы активности.

Те, кто не согласен, будут придумывать новые формы активности, а власти будут запрещать их с отставанием.

Это безнадежная для власти ситуации, так как она выглядит все более смешной. Они должны научиться разговаривать с людьми. Из Кремля звучит вопрос: а с кем разговаривать? Но это проблема самого Кремля.

Проблема Координационного совета оппозиции в том, что он представляет 100 000 человек, которые его выбирали и больше никого. Он даже не представляет саму оппозицию. Для начала ему нужно завоевать позицию не населения страны, а оппозиционного движения. Ее не поддерживают, он меньшинство внутри меньшинства.

Руслан Гринберг, Институт экономики РАН

Не думаю, что существует реальный раскол между Кремлем и правительством. У нас каждое правительство фактически техническое при нашей форме правления. Шансы ухода Медведева с поста премьера есть, но все зависит от Владимира Путина и его окружения. Бывает, когда происходят ситуации как в 1998 г. - пятикратная девальвация - тогда надо менять премьера. Иначе президент выглядит совсем смешным. Но нет никаких оснований думать, что это может произойти. ЦБ проводит осторожную политику, валютные резервы большие, цена нефти высока, нечего переживать по этому поводу.

Есть серьезные проблемы с концепцией. Куда идти и что делать? Но инерционно развитие идет.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.