.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Антимонопольное исследование против "Единой России"
.

12 декабря 2012 года 20:33

Антимонопольное исследование против "Единой России"

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Политическую жизнь страны можно легко представить в экономических терминах, уверен Александр Горский из Высшей школы экономики. Игроки политического рынка, как и участники экономического, могут доминировать, создавать барьеры на вход и злоупотреблять монопольным положением. Для того, чтобы стать доминирующей партией, на парламентских выборах ей достаточно получить всего 40% голосов избирателей
Москва. 12 декабря. FINMARKET.RU - В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин пообещал стране возвращение настоящей политической конкуренции. Однако это даже при большом желании и честности властей будут сделать непросто. Россия принадлежит к числу стран, где доминирование одной партии приводит к тому, что политический рынок все больше закрывается для всех остальных.

Ситуация в политике часто похожа на положение обычных хозяйствующих субъектов на своих рынках - единожды заняв доминирующее положение, компания получает возможность устанавливать правила, препятствующие входу на рынок других игроков.

О том, как возникает отсутствие конкуренции на рынке "политических услуг", "Финмаркету" рассказал участник научно-учебной группы ВШЭ Александр Горский. Он написал работу о доминировании в политике, которая победила в конкурсе ЦИК.

"В политике тоже есть свой "рынок" со своими участниками, которые могут конкурировать друг с другом, а могут и пытаться друг друга исключить из борьбы, или, по крайней мере, ограничить возможности конкурентов.

Разумеется, не стоит к политическим отношениям слепо применять институты и механизмы экономики и антимонопольного законодательства. Но они, безусловно, могут помочь разобраться с природой политического доминирования. А значит, и с тем, как его ограничивать и пресекать возможные злоупотребления.

Что такое свобода и реальная конкуренция в политике?

По сути, можно утверждать о существовании квазирыночного механизма в рамках общественно-политической системы, который можно обозначить как "политический рынок".

Это система производства и распределения политических благ, которая обеспечивает согласование интересов различных субъектов - избирателей, политиков (законодателей, политических партий, общественных объединений) и бюрократии, участвующих в принятии политических решений и в распределении властных ресурсов.

Степень развитости политического рынка можно оценить по трем ключевым критериям:

  • свободный доступ на рынок новых участников, которые реализуют пассивное избирательное право: кандидатов, политических партий, общественных объединений - это признак свободы участия;
  • свободный доступ на политический рынок новых участников, реализующих активное избирательное право - признак свободы выбора;
  • переход власти от одной политической силы к другой в результате выборов как минимум раз в 10 лет - признак реальной конкуренции.

Политический рынок: от совершенной кокуренции до олигополии

В России принцип политической конкуренции, к сожалению, не получил конституционного закрепления. В российской конституции речь идёт лишь о политическом многообразии и многопартийности. Но наличие нескольких (или, наоборот, множества) политических партий с различной идеологией ещё не говорит о наличии между ними соперничества в процессе "покорения политического Олимпа".

В экономической теории конкурентная структура рынка определяется характером соперничества фирм и наличием у них монопольной власти, которую они могут использовать при принятии рыночных решений. Именно по степени монопольной власти выделяют основные типы рынков - от чистой конкуренции до абсолютной монополии. По аналогии, можно выделить несколько типов политических рынков:

  • Первый, "пропорциональный" тип аналогичен экономической модели совершенной конкуренции. На таком политическом рынке отсутствуют входные барьеры, и существует большое количество субъектов, участвующих в производстве и распределении политических благ - это показатель реального соперничества различных политических сил.
  • Второй, "непропорциональный" тип прямо противоположен первому. По своим параметрам он тяготеет к абсолютной монополии в экономике: в производстве и распределении политических благ участвует только один субъект (иногда в дополнение несколько номинальных), вход для остальных - закрыт и, как следствие, реальная конкуренция отсутствует.
  • Специфическим является третий тип политического рынка, "условно-пропорциональный": с одной стороны, он предполагает, что на рынке есть все условия для конкуренции политических субъектов, с другой - политические блага распределены в пользу правящей партии, и установлены барьеры для её оппонентов. Такой тип во многом схож с экономической моделью олигополии: во-первых, на рынке немного продавцов (то есть партий), которым противостоит множество мелких покупателей (то есть избиратели); во-вторых, возможности входа на рынок новых игроков варьируются в широких пределах: от полностью блокированного до совершенно свободного .
  • Частный случай олигополии - рынок доминирующего предприятия с конкурентным окружением. В политике это рынок с доминирующей партией. Доминирующие политические партии могут переизбираться на протяжении длительного периода времени. Причём, без применения мощного административного ресурса, что превратило бы такие общественно-политические системы в авторитарные, но и без возможности выстраивания модели реальной политической конкуренции.

Как вычислить партию, доминирующую на политическом рынке?

Феномен политического доминирования можно анализировать не только с точки зрения экономической теории, но и с помощью современного антимонопольного законодательства:

Цель деятельности любой политической партии - производство конечного продукта - политического блага, прежде всего, услуги по выполнению политических задач. Так возникает своеобразный политико-экономический кругооборот, во многом схожий с кругооборотом экономических благ. Только вместо домохозяйств и фирм в нем участвуют, с одной стороны избиратели, а с другой - политические партии.

  • Согласно закону "О защите конкуренции", цель деятельности доминирующего хозяйствующего субъекта - оказание решающего влияния на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке (качественный признак). Проведя параллель, цель политического доминирования можно определить как оказание решающего влияния на условия обращения политических благ на политическом рынке. При этом к политическим благам относятся не только материальные, но и так называемые "символические ценности" - например, политические обещания, содержащиеся в программах партий или образы политических партий и их лидеров.
  • Дополнительным количественным признаком доминирования является доля игрока на рынке. По общему правилу, чтобы хозяйствующий субъект был признан доминирующим, его доля на рынке определённого товара должна превышать 50%. Среди исследователей, занимающихся проблемами политического доминирования, нет единого мнения о том, каким должен быть уровень электоральной поддержкой, чтобы партию считать доминирующей. По нашим расчетам, для этого достаточно поддержки 40% избирателей по итогам выборов в парламент.

Для определения степени "монополизации" политического рынка можно использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который применяется антимонопольными органами многих стран (например, США - с 1982 г.) для определения уровня концентрации товарного рынка. В экономике этот индекс рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на этом рынке. Концентрация товарного рынка считается: высокой, если HHI > 2000; умеренной, если 2000 > HHI > 1000; низкой, если HHI < 1000.

Пример 1.

  • Предположим, что на политическом рынке присутствует 4 партии. На долю одной политической партии приходится 40% депутатских мандатов в парламенте, на долю второй - 20%, а доля каждой из оставшихся партий составляет 10%. Тогда получается, что HHI1 = 2200, это соответствует высокой степени концентрированности рынка или его "немногочисленности". С большой долей вероятности можно утверждать, что в данном случае мы имеем политический рынок с доминирующей партией.

Пример 2.

  • Пусть доля первой партии составляет 35%, на долю второй партии приходится, как и в первом примере, 20% депутатских мандатов в парламенте, но при этом остальные политические партии имеют по 11,25%. Таким образом, HHI2 = около 1751,6, то есть в данной ситуации рынок будет умеренно концентрированным.

Согласно закону "О защите конкуренции", доминирующее положение хозяйствующего субъекта может проявляться и в способности устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, а также затруднять доступ на этот рынок.

Это актуально и для доминирующей партии, которая становится на политическом рынке субъектом, практически единолично владеющим ограниченным ресурсом власти. То есть доминирующая партия получает возможность осуществлять свою волю независимо от мнения других политических партий. При удачном использовании своего положения она может увеличивать поддержку со стороны избирателей (или сохранять ее на необходимом для доминирования уровне), тем самым, устраняя с политического рынка другие силы".


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.