.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Минфин предлагает ЦБ брать в залог бумаги с рейтингом национальных агентств
.

30 ноября 2012 года 19:27

Минфин предлагает ЦБ брать в залог бумаги с рейтингом национальных агентств

 2  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
ЦБ больше не может быстро увеличивать предложение ликвидности - банкам не хватает бумаг, которые они могли бы дать в залог при операциях репо - они, по правилам Центробанка должны иметь рейтинг одного из трех международных рейтинговых агентств. Минфин предлагает подключить к делу 5 национальных агентств, бизнес которых в результате может вырасти в разы
Москва. 30 ноября. FINMARKET.RU - Правительство крайне озабочено дефицитом ликвидности и хочет упростить жизнь Центральному банку, который факт дефицита отрицает.

«Финмаркет» ознакомился с предложениями Минфина по серьезному расширению перечня активов, которые могут использоваться банками в качестве залога для получения средств от ЦБ. Для того, чтобы это стало возможным, придется уравнять в правах на внутреннем рынке международные и отечественные рейтинговые агентства. По оценкам экспертов, тогда ЦБ сможет рефинансировать банки на в 1,5-2 раза большую сумму.

В этом году Центробанк уже увеличил круг бумаг, которые могут быть использованы в качестве обеспечения в операциях рефинансирования:

  • возобновил проведение операций прямого биржевого РЕПО с акциями, включенными в его Ломбардный список;
  • список был пополнен рядом новых корпоративных и банковских облигаций;
  • были изменены поправочные коэффициенты (дисконты) по ряду выпусков ценных бумаг, входящих в Ломбардный список.

Это позволило увеличить объем обеспечения в рамках списка на 0,5 трлн – до 3,4 трлн рублей.

В выпущенных ЦБ Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2013-2015 годы, говорится о дальнейшем расширении залогового инструментария по операциям рефинансирования, чтобы "поддержать финансовую стабильность". Для этого планируется:

  • запустить операции валютный своп и своп с драгоценными металлами на срок до одного года;
  • рефинансировать банки в рамках операций РЕПО по плавающей ставке на сроки свыше одной недели;
  • дать право банкам заменять ценные бумаги, проданные ЦБ по РЕПО, на другие из Ломбардного списка без перезаключения сделки;
  • предоставлять внутридневные кредиты под залог не только бумаг из Ломбардного списка, но и других активов.

Не дождавшись от Центробанка пояснения по поводу «других активов», под залог которых может проводиться рефинансирование банковской системы, замминистра финансов Алексей Саватюгин в середине ноября отправил в Белый дом свои предложения на этот счет.

Сейчас Центральный банк в качестве залога может принимать только те выпуски ценных бумаг, которым присвоен международный рейтинг как минимум одним из мировых агентств - Standard & Poor's, Fitch Ratings или Moody's Investors Service.

Минфин же предлагает включить в Ломбардный список бумаги, отрейтингованные всеми восьмью аккредитованными в России рейтинговыми агентствами. Кроме большой международной «тройки», в него входят пять российских агентств: «Мудис Интерфакс», «Эксперт РА», «Рус-Рейтинг», «АК&М» и Национальное рейтинговое агентство.

В Центральном банке отказались комментировать предложения Минфина.

Список уже расширялся в 2008 году в качестве одной из антикризисных мер. Тогда в него были включены бумаги компаний, признанных правительством системообразующими. Как правило, их займы имели государственные гарантии. Но с января 2011 года ЦБ отказался принимать в залог бумаги без международного рейтинга .

Бюджет сводится с профицитом, ЦБ отказался от масштабных интервенций на валютном рынке, а потому с марта 2012 года кредитование под залог активов стало основным источником денежного предложения для коммерческих банков, говорится в письме Саватюгина. Объем кредита ЦБ за январь-сентябрь 2012 года возрос с 1,5 трлн до 2,7 трлн руб. Объем рынка прямого РЕПО вырос с 0,5 трлн до 1,5 трлн руб., среднегодовые показатели объема задолженности – в шесть раз.

Столь сильное влияние на рынок позволило ЦБ снять остроту проблемы с ликвидностью и снизить волатильность ставок. Но ресурс этого инструмента рефинансирования оказался практически исчерпан из-за недостатка активов, которые банки могут заложить в ЦБ. Кредитование реального сектора стагнирует, а рост экономики уже замедлился.

Привлечение к делу отечественных рейтинговых агентств не способно решить проблему мнгновенно. По оценкам участников рынка, объем ценных бумаг, имеющих рейтинг национальных агентств, сейчас значительно меньше тех, у которых есть оценка от международных агентств.

Но решение ЦБ об уравнивании их в правах способно в разы увеличить национальный рейтинговый рынок. Получить национальный рейтинг сейчас стоит на порядок дешевле. В итоге, стоимость потенциального залога может вырасти уже в ближайшие несколько лет в 1,5-2 раза.

Павел Самиев, замгендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА»

«Все регулирование, которое действует в России с точки зрения рейтингов, уже унифицировано под использование рейтингов не только иностранных, но и национальных агентств. Это есть во всех требованиях к эмитентам, которые установлены ЦБ, Минфином, ФСФР, госкорпорациями. Остался только один документ исключительно с иностранными рейтингами: требования к Ломбардному списку. Изменить его не сложно, это не закон, который надо проводить через Госдуму, а внутренний документ ЦБ.

Нынешняя узость облигационного рынка России как раз связана с высокой ценой входа на него. Часто потенциальные эмитенты отказываются от идеи выпуска ценных бумаг, потому что пользование услугами иностранных рейтинговых агентств для них слишком дорого, а без их одобрения качество и ликвидность облигаций оказывается существенно ниже. Банки чаще всего покупают облигации, которые входят в Ломбардный список.

Уравнивание в статусе зарубежных и национальных рейтинговых агентств приведет к тому, что сразу много появится новых российских эмитентов, которые ранее вообще не рассматривали такую возможность.

Получить национальный рейтинг проще, быстрее и дешевле. Пользоваться услугами большой тройки есть смысл, только если эмитент собирается привлекать иностранных инвесторов. Но таких компаний очень мало.

В итоге общая залоговая масса через год может вырасти раза в полтора. Бумаги, рейтингованные национальными агентствами, могут занять до трети рынка.

Прибавится работы Минфину: он должен будет следить за качеством работы рейтинговых агентств. Пока достаточно часто банки и страховые компании, получающие высокие национальные рейтинги, уходят с рынка неблагоприятным образом: банкротство, отзыв лицензии. Нередко компании отказываются от услуг одного агентства, которое снижает их рейтинг, и вскоре появляются в другом уже с высокой оценкой своей надежности.

Риск, что деньги, получаемые в ЦБ в рамках рефинансирования под новые залоговые инструменты, будут уходить не на кредитование предприятий, а использоваться для валютных спекуляций или утекать за рубеж, безусловно, есть. После кризиса были случаи, когда эти деньги оказывались просто украдены акционерами. Но в принципе, так как это средства, даваемые под залог бумаг, они возвратные и платные, то ЦБ может на этом даже зарабатывать.

Выгодно это и банкам: "реповаться" под ломбардные бумаги выгоднее, чем привлечение депозитов либо на рынке межбанковских кредитов».

Сергей Корниец, исполнительный директор рейтингового агентства «AK&M»

«Рынок российских ценных бумаг пока очень узок и благодаря такому решению увеличится. Расширится и круг банков, особенно среди небольших региональных, которые смогут получать таким образом средства от ЦБ. Правда, кроме требований к уровню рейтинга у ЦБ есть перечень других критериев для включения бумаг в Ломбардный список. Поэтому не все эмитенты в нем окажутся.

Главный аргумент в пользу национального рейтингования – цена. Услуги большой тройки минимум на порядок дороже наших игроков на рынке. Еще недавно трехзначная цифра за получение рейтинга была примерно одна и та же, но у них в тысячах долларов или евро, а у нас – в рублях. Правда, в последнее время конкуренция усиливается, и даже международные агентства начинают спускаться поближе к нам по стоимости.

Обладание высоким рейтингом может оказаться полезным аргументом в разговоре с банком при получении кредита отличающихся от обычных, на более удобных условиях. Следовательно, компаний, которые смогут кредитоваться под более низкий процент станет больше. Да и довольно ограниченный сейчас круг банков, которые покупают бумаги, чтобы брать под них кредит у ЦБ, может расшириться за счет менее крупных кредитных структур.

Объем эмиссии был бы еще больше, если бы приняли решение, чтобы все торгуемые на рынке бумаги в обязательном порядке получали рейтинг. Тогда бы, может быть, не было бумаг, которые резко падают или исчезают.

Впервые использовать оценки четырех национальных рейтинговых агентств для отбора банков, которым можно было бы дать беззалоговые кредиты, ЦБ начал в кризис 2008-2009 годов. ВЭБ тогда же использовал эти оценки для вложения в капитал этих банков».

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России (АРБР)

«Наша ассоциация давно продвигала эту идею. Думаю, что Центральный банк согласится с этой идеей.

ЦБ долгое время не шел на это, так как не было механизма перехода эмитента от одного рейтингового агентства к другому. Это важно, чтобы не было халтуры, когда эмитент, которому присвоен низкий рейтинг одним агентством, просто платил деньги другому агентству, сразу получая высокую оценку. Сейчас такая шкала перехода создана.

Теперь очень важно, чтобы Минфином был организован эффективный контроль. Чтобы рейтинговые агентства берегли свое доброе имя. В кризис ЦБ уже выдавал беззалоговые кредиты банкам, имеющим рейтинг национальных агентств. Но потом были неприятные прецеденты, когда, например, «Межпромбанку» накануне дефолта присвоили высокий рейтинг. Насколько я знаю, после этого была проведена большая работы, чтобы такого больше не повторилось.

В итоге залоговая масса увеличится в разы, минимум вдвое. Не потому что качество будет хуже. Наши рейтинговые дешевле обходятся, они не берут надбавку за мировой бренд».

Олег Солнцев, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

«Увеличение объема ценных бумаг, пригодных для целей рефинансирования, будет не очень большим. Компании, которые рейтингуются в национальных агентствах, но не рейтингуются в международных, это скорее всего не очень большие компании.

Здесь важен не объем, а демократизм, равенство. Это позволит ЦБ рефинансировать банки, которые не держат только самые ликвидные бумаги, следовательно, с более низкой доходностью. Прежде всего, речь идет о не очень больших банках.

Риски расширения списка залоговых бумаг есть. Но есть методики их не очень затратного контролирования, оценки принципов рейтингования. Они позволяют делать предметом расследования какие-то существенные отклонения, которые могут возникать на рынке. Требовать в этих случаях объяснения у агентств. К тому же главный капитал рейтингового агентства – это их репутация. В откровенно неадекватных оценках они не заинтересованы сами.

Вопрос – для кого этот контроль станет дополнительной головной болью. Сейчас аккредитацией рейтинговых агентств занимается Минфин, наверное, он должен заниматься их дисциплинированием. Но много разговоров ведется о мегарегуляторе».


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Roma    03.12.2012
Не для кого не секрет, каким образом получают рейтинги национальных агентств.
Roma    03.12.2012
Не для кого не секрет, каким образом получают рейтинги национальных агентств.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.