Но это не помешает Обаме победить на выборах. Дело, разумеется, в необычной американской избирательной системе, где жители каждого штата выбирают специальных представителей, обязанных голосовать за того или иного кандидата в коллегии выборщиков. Обама выиграет в большинстве густонаселенных штатов, поставляющих много выборщиков в коллегию. Победа в каждом из этих штатов будет не такой убедительной, как у Ромни в традиционных республиканских "вотчинах". Отсюда и вероятное "поражение" Обамы в прямом голосовании. Но, если он удержит преимущество в Огайо, он наверняка будет переизбран, свидетельствуют все опросы. И даже если он проиграет в этом ключевом для нынешней кампании штате, его шансы все равно чуть предпочтительнее. Ромни же, чтобы иметь шансы, нужно не только победить в Огайо, но и завоевать Виргинию (там, согласно опросам, позиции кандидатов равны), Колорадо (там лидирует Обама) и удержать Флориду.
- Согласно подсчетам аналитиков CitiGroup, проанализировавших результаты всех опросов по штатам, Обама лидирует с перевесом в 24 голоса - 281 против 257.
- Шансы Обамы увеличивает стабилизация экономики США, - в третьем квартале она выросла на 2%, а уровень безработицы в октябре составил 7,9%. В 10 ключевых для результатов выборов штатов количество занятых выросло на 1 млн человек.
- Пользователи Intrade, аукциона, принимающего ставки на реализацию того или иного события, предсказывают победу Обамы. Его шансы они оценили в 66,2%. Шансы Ромни составляют 32,6%. Примерно так же, согласно ставкам, распределились и шансы в Огайо. Intrade в последние две компании точнее любых социологических служб предсказывал исход выборов.
- Обычно при президентах-демократах рынки показывают лучшие результаты.
- Однако смена власти как правило приводит к быстрому росту индекса S&P 500 в ближайший год и в целом к лучшим результатам во время первого срока нового президента.
- Победа Обамы заставит доходность по казначейским облигациям снижаться, а победа Ромни - расти. Вряд ли изменения будут значительными, но доходность облигаций больше не будет колебаться в пределах 1,6-1,85%. В случае победы Ромни и Республиканской партии на выборах в Сената, доходность может вырасти до 2%.
- Обойти обрыв. Налоговые льготы будут продлены, а расходы - сокращены лишь частично. Это одно из самых простых решений проблемы "бюджетного обрыва". Шансы на то, что это случится, резко повысятся в случае победы Митта Ромни или республиканцев в Сенате.
- Прыжок с парашютом. Возможно, республиканцы и демократы эффектно спрыгнут с обрыва, но после "приземления" решат все проблемы. В январе наступит "бюджетный обрыв", а потом политики соберутся и обо всем договорятся. Вероятность этого исхода так же выше в случае победы Ромни. Он вступит в должность лишь 20 января. Вероятно, республиканцы в этом случае отложит решение до инаугурации президента, ведь лавры победителя обрыва не должны достаться демократам.
- Сделка по оборонному вопросу. Легче всего обеим сторонам будет договориться по секвестру оборонных расходов. Глубокого сокращения не хочет никто. Скорее всего, партии заключат сделку с небольшим снижением расходов.
- Летом начнется налоговая реформа. Летом, возможно, начнется налоговая реформа - ее обещали и Обама, и Ромни. Решение вопроса о бюджетном обрыве может быть заморожено до реформы.
- Капитуляция республиканцев. После победы Обамы республиканцы сдадутся и полностью согласятся на все условия демократов. Республиканцы не уступят, их поражение на президентских выборах точно не будет разгромным, а на выбора в Конгресс весьма вероятна их победа.
- Великая сделка. Многие все еще надеются, что республиканцы и демократы способны разработать план всеобъемлющего решения бюджетного кризиса. Но даже крупные исторические компромиссы по бюджету 1980-х и 1990-х годов не привели к комплексному решению всех проблем. Тем более сомнительно, что такое возможно в 2012 году.
- Бездействие. В то, что политики будут бездействовать, не верит ни один комментатор или аналитик. Какое-то - пусть временное - решение вопроса будет найдено.
- ВВП сократится на 1%.
- Уровень безработицы вырастет до 9,5%, а через три года снизится лишь до 8%.
- Монетарная политика ФРС никак не сможет помешать спаду.
- Рост налогов снизит деловую активность, а снижение расходов подорвет инвестиции.
- При этом снижение уровня госдолга не решит важных проблем американской экономики - роста бюджетных расходов из-за старения населения и растущих расходов на здравоохранение.
- Уровень неопределенности в экономике снизится, а к компаниям и потребителям вновь вернется уверенность в завтрашнем дне. Рост экономики на несколько кварталов ускорится до 3-4%.
- Уровень безработицы за 3 года снизится до 6%.
- Президент Барак Обама занял пост в 2009 году. С тех пор он сделал массу нужных вещей: при нем экономика восстанавливалась после кризиса, он закончил войну в Ираке, а также уничтожил Осаму Бен Ладена. Республиканцы в Конгрессе при этом вели себя совсем плохо.
- Но это было в прошлом. Обама сейчас - не лучший выбор для будущего, просто потому что он хочет еще увеличить "большое правительство", которое будет контролировать принятие всех решений в экономике. США нужно отказаться от этого будущего и двигаться к более рыночно-ориентированной экономике.
- Не стоит отказываться от идеи всеобщего здравоохранения, но расходы на него нужно взять под контроль, а не надеяться, что систему можно бесконечно финансировать за счет налогов на богатых.
- Государство не должно отбирать у бизнеса функцию принятия инвестиционых решений. Конечно, нужно развивать более экологичную энергетику, но лишь с помощью налогов на выбросы парниковых газов, а не путем госинвестиций или запрета на частные инвестиции.
- Экономике нужна была поддержка и направляющая роль государства в 2009 году, но сейчас этой необходимостью уже нельзя оправдывать субсидии отдельным отраслям и компаниям.
- Избирательная кампания Ромни оставляла желать лучшего - она была непродуманной и очень эгоистичной. Но на посту губернатора Массачусетса Ромни зарекомендовал себя надежным политиком, способным учиться. Он, например, отверг программу здравоохранения Обамы и внедрил свой вариант - более продуманный и эффективный.
- Обама во многом провалил избирательную кампанию. Но в любом случае он - лучший выбор, чем Ромни.
- Обама провел много полезных реформ, например, здравоохранения, а его политика стимулирования поддержала экономику в кризис.
- Он провалил важную задачу объединения страны. Он мог бы стать центристом и добиться всеобщего уважения, он начал бороться с богатыми. Левые позиции Обамы окончательно раскололи страну.
- У Ромни есть только один плюс. Обама слишком верит в свои идеи. Возможно, человек без убеждений мог бы вернуть США то, что страна имела раньше.
- Еще на четыре года сохранится политика, предполагающая повышение налогов, но при этом не предусматривающая сокращения бюджетных расходов.
- Обама, скорее всего, как и раньше, будет находиться в затруднительном положении из-за противостояния в Конгрессе. Возможно, он не сможет провести ни одного нового закона, помимо сделки, которая позволит смягчить падение с "бюджетного обрыва".
- Таким образом, экономика и рынки будут целиком зависеть от политики ФРС. Бернанке, вероятно получит в свое распоряжение еще четыре года, так как именно ФРС позволит правительству проводить эксперименты в экономике.
- Рынок предполагает, что Ромни будет поддерживать бизнес - особенно в долгосрочной перспективе. Затраты на законы Обамы в сфере здравоохранения в конечном итоге могут быть сокращены, а налоговая политика станет более мягкой.
- На самом деле, сложно определить, к чему в действительности может привести президентство Ромни, ведь обещания предвыборной кампании и реальные политические решения - это две совершенно разные вещи.
- Ромни впитал в себя все фантазии республиканцев: что налоги можно понижать без последствий для доходов бюджета (посмотрите на неудачи Рейгана и Буша-младшего на этом направлении), что можно резко сократить расходы и дефицит бюжета безо всяких последствий для рынка облигаций.
- Между тем, риск потери доверия к американским долговым обязательствам и американскому доллару одинаково велик как при Ромни, так и при Обаме. Но если Ромни все же исполнит свои обещания сократить расходы, то это негативно отразится на росте экономики США. Согласно недавним исследованиям МВФ, финансовый мультипликатор (который отражает воздействие государственных расходов на рост экономики) равен от 0,9 до 1,7. Т.е. снижение госрасходов уменьшает рост.