.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Минфин: Дума хочет оставить регионы без денег, но с обязательствами
.

26 октября 2012 года 14:20

Минфин: Дума хочет оставить регионы без денег, но с обязательствами

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Чиновники финансового ведомства жалуются премьеру Медведеву и президенту Путину на нижнюю палату парламента: обязательства регионов растут, а депутаты не желают передавать им налоговые доходы и отменять федеральные льготы. Цена вопроса - около 1 трлн рублей до 2018 года
Москва.26 октября. FINMARKET.RU - Новая бюджетная политика правительства предполагает, что ответственность за бюджетников и их доходы должна почти полностью лечь на плечи регионов.

Президент Владимир Путин пообещал учителям, врачам и соцработникам, что их доходы будут расти, но федерация готова дать только треть необходимых для роста их зарплат средств.

Остальное - а речь идет о сотнях миллиардов рублей - регионы должны заработать сами, чтобы это получилось, им надо передать часть федеральных налогов и, главное, отменить федеральные льготы по налогам, которые формируют казну регионов и муниципалитетов. Правительство приготовило все необходимые законы, но Дума тормозит и не хочет отменять федеральные льготы по налогам для монополий, об этом премьеру Дмитрию Медведеву сообщил министр финансов Антон Силуанов. "Финмаркету" удалось ознакомится с его докладом.

Минфин не прочь лишить льгот монополии

Общая сумма предоставленных налоговых льгот по итогам 2011 года составила 391,9 млрд руб. Федерация отвечает за 55% или 215,6 млрд руб от этой суммы. От остальных денег региональные и муниципальные власти отказались сами, предоставив льготы своим налоговым резидентам.

Самые большие федеральные льготы получают:

  • по налогу на имущество юридических лиц, идущему в региональные бюджеты (их потери составили 193,2 млрд руб.), в том числе, в отношении:

а) магистральных трубопроводов - 82,2 млрд руб. (или 42,5% всех имущественных льгот);

б) железных дорог - 40,6 млрд руб. (21%);

в) линий электропередач - 33,5 млрд руб. (17,3%);

г) федеральных автодорог - 11,9 млрд руб. (6,2%);

  • а также по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, которые наполняют бюджеты муниципалитетов: городов, районов, сельских поселений (из-за "щедрости" федеральных законодателей местные бюджеты недосчитались 22,4 млрд руб.), в том числе:

а) из-за льгот пенсионерам и инвалидам I и II групп - 14,1 млрд руб.;

б) льгот религиозным организациям и учреждениям уголовно-исправительной системы.

Льготы пенсионерам Минфин предлагает не трогать, как имеющие "важное социальное значение", отмена которых способна привести к росту напряженности в обществе. Сокращать преференции физлицам предлагается при введении нового налога на недвижимость. Налогообложение без льгот учреждений ФСИН приведет к росту расходов федерального бюджета, предупреждают финансисты.

Госдума не отдает федеральные льготы

А вот процесс отмены основных льгот для инфраструктурных монополий тормозят депутатами Госдумы. В нижней палате уже есть принятый в июне этого года в первом чтении законопроект сенаторов Вячеслава Новикова и Игоря Шубина, предлагающих лишить льгот по земельному налогу владельцев участков, используемые для нужд обороны, безопасности и таможенной службы. Это могло бы дать регионам в 2013 году дополнительно 2,6 млрд руб.

В августе 2012 года правительство внесло к этому законопроекту поправки, которые депутаты должны были рассмотреть во втором чтении. Предлагается поэтапно, в течение шести лет, отменить льготы по налогу на имущество для магистральных трубопроводов, линий электропередач и железных дорог. В сумме это должно дать регионам дополнительно 902,9 млрд руб за несколько лет.

Депутаты на словах обещают обсудить поправки в профильном комитете, а затем утвердить их, сообщили "Финмаркету" в бюджетном комитете нижней палаты. Но Минфин в это не верит и не готов пока включить доходы от отмены федеральных льгот в план на следующий год.

Минфин местным бюджетам многого не обещает

Минфин не верит в то, что уже в 2013 году произойдет какое-то значимое повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов. В размещенной на днях на сайте ведомства презентации говорится, что муниципалитеты в 2013 году получат дополнительно за счет передачи им новых доходных источников 56,3 млрд руб., что увеличит их доходы на 5%.

Однако 50 млрд руб. из них должен дать налог на недвижимость, который, как утверждает информированный сотрудник Минфина, будет введен не ранее 2014 года, причем только в отношении имущества граждан. Налог ввести физически невозможно - даже о завершении кадастровой оценки объектов налогообложения отчитался пока только 41 регион. А правительственные поправки к принятому в первом чтении еще в 2004 году законопроекту о налоге на недвижимость все еще проходят межведомственные согласования.

Между тем, исполнение предвыборных обещаний президента Путина потребует от региональных и муниципальных бюджетов дополнительно найти 3,4 трлн руб. до 2018 года. Уже 260 млрд руб., по расчетам Минтруда, потребуется в 2013 году. Презентация Минфина это еще раз подтверждает: основную прибавку в финансировании должны обеспечить консолидированные региональные бюджеты.

Вячеслав Новиков, зампредседателя комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам

"Формально прилагать финансово-экономическое обоснование к предлагаемым во втором чтении поправкам к законопроекту не требуется. Однако в данном случае, у депутатов возникли серьезные вопросы, как отмена льгот по имущественным налогам повлияет на тарифы. Естественные монополии, которых касается отмена льгот, начинают "шантажировать" тем, что вынуждены будут увеличить тарифы.

Но я считаю, что, раз проблема льгот по региональным налогам создана на федеральном уровне, и их отмена приводит к серьезным экономическим последствиям общефедерального характера, то и решаться вопрос должен на уровне федерального центра.

Другого варианта, как принимать законопроект до 1 декабря 2012 года, у депутатов нет. По существу, вместе с правительственными поправками он учтен в бюджете на 2013-2015 годы: выделены Минобороны и другим ведомствам средства на уплату земельного налога; дополнительные платежи железнодорожников учитывались при определении объема субсидий РЖД; а нефтяников (как пользователей "Транснефти") - при установлении ставки НДПИ".

Владислав Григоров, ведущий консультант Центра фискальной политики

"Отказ от федеральных льгот по региональным налогам - не единственный механизм увеличения финансовых возможностей региональных и местных бюджетов.

Регионы имеют право увеличивать ставки местных налогов, например, транспортного или земельного. Правда, эти возможности у большинства сильно ограничены. И из-за того, что в значительной степени лимиты роста уже выбраны. Да и увеличение этих налогов ведет к росту социальной напряженности.

Произойдет некоторое увеличение долга субъектов федерации.

Но наиболее вероятно, что на помощь регионалам в очередной раз придет федеральный бюджет. Как это было во время кризиса 2008 года.

Тем более что обещания президента предполагается выполнять не сразу, а в течение шести лет - до 2018 года. Регионам не надо эти показатели достигать завтра. Проблема по мере поступления будет решаться федеральными органами власти".





Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.